г. Москва |
|
25 января 2024 г. |
Дело N А40-140482/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ на решение Арбитражного суда города
Москвы от 04.10.2023 по делу N А40-140482/23
по заявлению ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гасанов К.Р. по доверенности от 11.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Кудрицкая О.Г. по доверенности от 20.07.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление), изложенного в уведомлениях от 29.03.2023 N N КУВД-001/2022-55745282/5, КУВД-001/2022-55745282/6 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы на нежилое здание по адресу: Симферопольский проезд, д. 14, корп. 2, стр. 2, а также об обязании Управления Росреестра по Москве в 30-дневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы на нежилое здание по адресу: Симферопольский проезд, д. 14, корп. 2, стр. 2.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 по делу А40-245676/21 признано право собственности города Москвы на самовольную постройку - здание площадью 38,2кв.м по адресу: Симферопольский проезд, д. 14, корп. 2, стр. 2 (далее также - здание, объект).
На основании данного решения Департаментом в ГБУ МосгорБТИ заказаны кадастровые работы, по результатам которых подготовлен технический план.
Департамент обратился в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы на указанный объект.
Между тем, уведомлениями от 29.03.2023 N N КУВД-001/2022-55745282/5, КУВД001/2022-55745282/6 Управление отказало в осуществлении учетно-регистрационных действий ввиду неверного указания в техническом плане проекций внешних стен строительных конструкций здания на горизонтальную плоскость.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правомерно установлена совокупность перечисленных обязательных условий ввиду следующего.
Так, отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, установлен ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав является также технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. Технический план состоит из графической и текстовой частей. Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Требования к составлению технического плана изложены в приказе Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Из материалов дела усматривается, что в качестве документа, являющегося основанием для осуществления учетно-регистрационных действий с последним дополнительным пакетом документов представлен технический план здания от 09.12.2022, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Москва, внутригородская территория города федерального значения муниципальный округ Нагорный, проезд Симферопольский, д. 14, корп. 2, стр. 2 (далее также - технический план).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В ходе проведения правовой экспертизы Управлением выявлено неверное указание в техническом плане проекций внешних стен строительных конструкций здания на горизонтальную плоскость.
Между тем, регистрирующим органом не учтено следующее.
Так, контур здания определен с учетом заключения судебной строительно-технической экспертизы, проведенной в рамках дела N А40-245676/21, а также натурного обследования объекта и полностью отражен в техническом плане в соответствии с требованиями приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 (далее также - требования).
Согласно п. 35 требований в случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные строительные конструкции, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешней (наружной) поверхности наземных, надземных и (или) подземных строительных конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов, колодцев, опор линий электропередач и тому подобное) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.
В соответствии с п. 67 требований на плане здания, сооружения, плане этажа, фрагменте плана здания, сооружения, этажа отображается контур наружных стен здания, пристроек, крылец, ступеней, отмечается расположение оконных и дверных проемов по наружному периметру стен, а также внутренних стен (перегородок), местоположение помещений, машино-мест.
Таким образом, металлические площадки со ступенями, фактически являются крыльцом, служат единственными способами входа в здание и являются его составной частью, описаны в судебной строительно-технической экспертизе и подлежат учету в составе контура здания.
При таких данных заявителем для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта был представлен необходимый перечень документов, соответствующий требованиям действующего законодательства и отражающий необходимую информацию в отношении здания.
Учитывая изложенное, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы на здание.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2023 по делу N А40-140482/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140482/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ