город Омск |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А81-7783/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Аристовой Е.В., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15743/2019) Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-ненецкого автономного округа от 09.10.2019 по делу N А81-7783/2018, по иску Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017406, ОГРН 1058900023093) к обществу с ограниченной ответственностью Проектно-строительной компании "Ямалпроектстрой" (ИНН 8905050789, ОГРН 1118905007011) о взыскании 504 965 рублей 75 копеек,
установил:
Департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент по науке и инновациям, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Проектно-строительной компании "Ямалпроектстрой" (далее - ООО ПСК "Ямалпроектстрой", ответчик) о взыскании денежных средств (гранта) в размере 500 000 рублей, пени за нарушение сроков возврата гранта за период с 23.07.2018 по 10.09.2018 в размере 4 965 рублей 75 копеек и с 11.09.2018 по день фактической оплаты долга.
Определением от 10.07.2019 в порядке процессуального правопреемства произведена истца по делу с Департамента по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа на Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент экономики).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковые требования уточнил, просил суд взыскать с ответчика денежные средства (грант) в размере 500 000 рублей и пени в размере 55 016 рублей 67 копеек.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.10.2019 по делу N А81-7783/2018 в удовлетворении исковых требований Департамента экономики к ООО ПСК "Ямалпроектстрой" отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд. В жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что факт нарушения ответчиком условий предоставления гранат установлен в ходе судебного разбирательства. Вместе с тем, основанием для отказа в иске в решении названы не нормы материального права, а оценочная категория "противоречие существу гранта". По мнению истца, заключая договор, ответчик принял обязательства по исполнению его условий, при этом, не обращался об изменении условий договора в части пересмотра срока реализации гранта, а в одностороннем порядке изменил его условия, что является недопустимым и основанием для возврата гранта.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, между Департаментом по науке и инновациям и ответчиком заключен договор N 01-19/61 от 22.12.2017 о предоставлении гранта на реализацию (внедрение) инновационного проекта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с целью реализации грантополучателем инновационного проекта: "Производство комплектов строительных материалов для возведения зданий и благоустройства территорий муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа" (пункт 2.1).
Целевым использованием гранта являются расходы по направлениям, перечень которых установлен в графике освоения гранта, являющимся приложением N 1 к договору.
В пункте 4.5 договора предусмотрено, что общий объём денежных средств, передаваемых грантополучателю, составляет 500 000 рублей.
Факт передачи суммы гранта подтверждается платёжным поручением N 723 от 22.12.2017.
В соответствии с пунктом 4.6 договора срок освоения гранта - 12 месяцев с момента получения гранта, при этом отсчёт срока освоения гранта начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем получения гранта.
В соответствии с пунктом 5.4.3 договора грантополучатель обязан представлять грантодателю отчётность по форме и в сроки, установленные договором.
В силу пункта 5.4.6 договора грантополучатель обязан освоить грант в полном объёме в соответствии с графиком освоения гранта.
Согласно графику освоения гранта, грантополучатель обязан освоить грант в течение трёх месяцев с момента получения гранта, то есть в период с декабря 2017 года по март 2018.
В пункте 6.2 договора, предусмотрено, что грантополучатель предоставляет грантодателю промежуточные отчёты за каждые три календарных месяца в срок не позднее 10 календарных дней, следующих за отчётным периодом и итоговый отчёт - не позднее 31.01.2019.
Пунктом 7.2 договора установлена обязанность грантополучателя по возврату средств гранта в течение 10 рабочих дней с момента получения требования о возврате средств гранта в случае установления, в частности, факта непредставления отчетности в установленные сроки (подпункт 7.2.3 пункта 7.2 договора).
Так как в установленный договором срок (не позднее 10.04.2018) ответчик промежуточный отчёт за период декабрь 2017 года - март 2018 года не представил, Департамент по науке и инновациям направил в его адрес требование о возврате гранта исх. N 2101-17/23 от 23.04.2018.
Так как 11.06.2018 указанное требование было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения, 02.07.2018 Департамент по науке и инновациям направил в адрес ответчика претензию исх. N 2101- 17/402 от 29.06.2018 с предложением в срок до 20.07.2018 вернуть в окружной бюджет средства гранта в размере 500 000 рублей.
10 июля 2018 года в адрес Департамента по науке и инновациям поступил итоговый отчет ответчика (вх. N 2101-17/427), но результатам рассмотрения которого установлен факт освоения последним всей суммы гранта.
Одним из условий предоставления гранта (пункт 4.10 договора) является согласие грантополучателя на осуществление грантодателем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта. В результате проведения грантодателем такой проверки (акт от 23.07.2018) было выявлено следующее:
- целевое использование гранта обеспечено в полном объеме, но с нарушением срока освоения;
- нарушено условие предоставления гранта, установленное в пункте 4.3 и 2.2 договора. Допущено отклонение от графика освоения гранта в целом по периоду нарастающим итогом более 30% в меньшую сторону (освоена сумма меньшая, чем запланировано). Отклонение за период 0-3 месяца освоения гранта составило 100% (освоено 0 руб. из запланированных 500 тыс. руб.).
- нарушено условие предоставления грантов, установленное в пункте 4.13 договора: не представлена промежуточная отчетность 0-3 мес. освоения гранта.
Между Департаментом по науке и инновациям и Департаментом экономики заключен договор уступки прав (цессии) N 901 19/28ДЭ от 15.03.2019, на основании которого право требования у ответчика возврата суммы гранта перешло от Департамента по науке и инновациям к Департаменту экономики.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с положениями статей 34 и 38 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Возражая против удовлетворения исковых требований, обществом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что полученные в качестве гранта денежные средства освоены ответчиком в полном объеме.
Так, ООО ПСК "ЯмалПроектСтрой представлен отчет о расходах запланированных в графике освоения Гранта на реализацию (внедрение) инновационного проекта на территории ЯНАО от 22.12.2017 года N 01-19/61.
Из представленных в дело ответчиком первичных документов, в том числе копий договоров, счетов-фактур, платежных поручений, актами сверки, книги продаж, подтверждающих фактическую оплату работ, услуг, приобретение товарно-материальных ценностей, усматривается, что обществом деятельность по реализации указанного проекта в рамках выделенных денежных средств фактически осуществлялась, предоставленные в виде гранта денежные средства в сумме 500 000 руб. израсходованы по согласованному назначению.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели.
Как верно указано судом первой инстанции, само по себе несвоевременное, либо неполное предоставление финансовых отчетов, равно как и нарушение сроков освоения граната не может служить основанием для его возвращения.
Кроме этого, из буквального толкования пункта 7.2. договора следует, что допущенные нарушения влекут частичный возврат неосвоенного гранта.
Если истец усматривает нарушение своего права в том, что грант не был освоен в течение установленного срока, то вправе был обратиться в суд разумные сроки после нарушения.
Между тем, поскольку на момент обращения в суд полученные денежные средства были израсходованы ответчиком в соответствии с целями предоставления граната, оснований для их возврата не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.10.2019 по делу N А81-7783/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7783/2018
Истец: департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО Проектно-строительная компания "ЯмалПроектСтрой"
Третье лицо: Департамент экономики ЯНАО