город Ростов-на-Дону |
|
26 декабря 2019 г. |
дело N А53-43078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Матлис С.А. по доверенности от 28.11.2018,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Ростовской области - Чернобай И.А. по доверенности от 18.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Солдатовой Оксаны Ивановны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2019 по делу N А53-43078/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Солдатовой Оксаны Ивановны (ИНН 613900704103, ОГРНИП 304613928500031) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области при участии третьего лица - Межрайонной ИФНС России N 3 по Ростовской области о признании недействительным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Солдатова Оксана Ивановна (далее - ИП Солдатова О.И., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области (далее - пенсионный фонд, управление) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 и 2015 годы, оформленного письмом от 16.11.2018 N 2836; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. в размере 92 459,68 руб., за 2015 год в размере 91 070,22 руб. и передать для исполнения в МИФНС N 3 по Ростовской обрасти (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России N 3 по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Солдатова О.И. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ИП Солдатова О.И. просила отменить решение суда, ссылаясь на то, что ею было заявлено требование о взыскании переплаты по страховым взносам, уплаченным в связи с осуществлением деятельности как индивидуальным предпринимателем, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный N 071-038-002450), так и индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный N 071-038-002503). Материалами дела подтверждается, что в 2014-2015 году индивидуальный предприниматель Солдатова О.И. применяла упрощенную систему налогообложения (УСН) и являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД). Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
В дополнении к апелляционной жалобе ИП Солдатова О.И. указала, что при обращении в суд предпринимателем заявлено требование о взыскании переплаты по страховым взносам, уплаченным в соответствии с ст. 14 Закона N 212-ФЗ, в связи с осуществлением им деятельности как не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный N 071-038-002450), т.е. не связанной с его деятельностью как индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный N 071-038-002503). Если индивидуальный предприниматель не может быть отнесен к плательщикам страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в связи с тем, что он производил в спорные периоды выплаты и иные вознаграждения иным физическим лицам, а также уплачивал страховые взносы в ПФ РФ за работников, то и обязанности уплачивать страховые взносы предусмотренные пп. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ у индивидуального предпринимателя не было, страховые взносы являются излишне уплаченными и подлежат возврату
В отзывах на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 3 по Ростовской области и государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Солдатовой Оксаны Ивановны поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 3 по Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Солдатова Марина Ивановна осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в органе контроля, применяет две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы" (УСН) и уплачивает единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Согласно налоговым декларациям за 2014 год общая сумма доходов - 25 530 867 руб.; за 2015 год - 20 229 850 руб.; общая сумма расходов за 2014 год составила 21 663 104 руб., за 2015 год - 16 009 312 руб.
За 2014 год плательщику начислено страховых взносов исходя из 8-ми МРОТ без учета произведенных расходов в сумме 138 627,85 руб., из них: 17 328,48 руб. - фиксированный размер страховых взносов; 121 299,36 руб. - 7 МРОТ. При учете доход минус расход за 2014 год в сумме 3 867 763 руб., размер сверхфиксированных взносов составил 35 677,63 руб. (3 867 763 руб. - 300 000 руб. = 3 567 763 руб. * 1% = 35 677,63 руб.).
За 2015 год плательщику начислено страховых взносов исходя из 8-ми МРОТ без учета произведенных расходов в сумме 148 886,40 руб., из них: 18 610,80 руб. - фиксированный размер страховых взносов; 130 275,60 руб. - 7 МРОТ. При учете доход минус расход за 2015 год в сумме 4 220 538 руб., размер сверхфиксированных взносов составил 39 205,38 руб. (4 220 538 руб. - 300 000 руб. = 3 920 538 руб. * 1% = 39 205,38 руб.).
Согласно уточненному расчету предпринимателя, общая сумма переплаты 183 529, 90 руб.
ИП Солдатова О.И. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2014 и 2015 г.г.
Письмом от 16.11.2018 N 2836 государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области отказало в перерасчете уплаченных страховых взносов.
Полагая, что отказ государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014, 2015 годы от 16.11.2018 N 2836 является незаконным, ИП Солдатова О.И. обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Индивидуальные предприниматели в соответствии с части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ:
- в случае если величина дохода плательщика страховых, взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
- в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам, производится самостоятельно в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Пункт 7 статьи 346.26 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.
Таким образом, законодательство о налогах предусматривает раздельный учет налогозначимых фактов плательщиками, применяющими как ЕНВД, так и упрощенную систему налогообложения.
Часть 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ устанавливала различные способы определения дохода для целей исчисления страховых взносов плательщиками, применяющими ЕНВД и упрощенную систему налогообложения.
Соответственно, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющие как ЕНВД, так и упрощенную систему налогообложения по различным видам своей предпринимательской деятельности, имеют право на исчисление страховых взносов со своего дохода по той части деятельности, по которой применяется упрощенная система налогообложения, с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.12.2019 N 308-ЭС19-13936 по делу N А53-10829/2018.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов согласно статье 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Орган контроля за уплатой страховых взносов, установив факт излишнего взыскания страховых взносов, обязан сообщить об этом плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня установления этого факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" начиная с 01.01.2017 администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.
В силу статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (часть 3).
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть, в порядке установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Также в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, совместно ФНС России и ПФР России был разработан порядок возврата страховых взносов за периоды до 2017 года (от 04 октября 2017 года N НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@), согласно которому, решение о возврате страховых взносов принимается в десятидневный срок отделением ПФР и направляется в УФНС России по субъекту РФ. На его основании налоговые органы формируют заявку на возврат и направляют ее в орган Федерального казначейства.
Таким образом, лицом, на котором лежит обязанность исполнить решение УПФР о возврате излишне уплаченных страховых взносов, является ИФНС.
Из материалов дела следует, что в спорный период на основании подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предприниматель являлся плательщиком страховых взносов как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предприниматель являлся плательщиком страховых взносов как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
ИП Солдатова О.И. стоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области и осуществляет раздельное начисление и оплату страховых взносов как самозанятое население - индивидуальный предприниматель (регистрационный N 071-038-002450) и как индивидуальный предприниматель - работодатель (регистрационный N 071-038-002503), своевременно и полном объеме уплачивает страховые взносы за себя - индивидуального предпринимателя, а также за работников.
В данном случае предпринимателем заявлено требование о взыскании переплаты по страховым взносам уплаченным в связи с осуществлением им деятельности как самозанятого лица - индивидуального предпринимателя (регистрационный N 071-038-002450), т.е. не связанной с его деятельностью как индивидуального предпринимателя производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный N 071-038-002503).
В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, учитывается доход в соответствии со ст. 346.29 НК РФ.
Частью 2 ст. 346.29 НК РФ установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Расчет страховых взносов по ЕНВД осуществляется исходя из общих положений ч. 1.1 ст. 14 закона N 212-ФЗ.
Размер дохода индивидуального предпринимателя по УСН в 2014 году составляет 22 646 905 руб.
Размер налогового вычета (расходов) за 2014 составляет 21 663 104 руб.
22 646 905 - 21 663 104 = 983 801 руб. (налогооблагаемая база).
Размер дохода индивидуального предпринимателя по ЕНВД за 2014 год составил 2 883 962 руб.
983 801 руб. + 2 883 962 руб. (ЕНВД) = 3 867 763 руб. (налогооблагаемая база с учетом ЕНВД).
3 867 763 руб. - 300 000 руб. = 3 567 763 руб. (база для исчисления страховых взносов).
3 567 763 руб. х 1% = 35 677,63 руб. (сумма начисленных взносов в виде 1%).
35 677,63 + 17 328,48 руб. (фиксированный размер страховых взносов за 2014 год) = 53 006,11 руб. (сумма страховых взносов, которую должна была оплатить ИП Солдатова О.И. в 2014 году).
Размер дохода индивидуального предпринимателя по УСН в 2015 году составляет 16 459 406 руб.
Размер налогового вычета (расходов) за 2015 составляет 16 009 312 руб.
16 459 406 - 16 009 312 = 450 094 руб. (налогооблагаемая база).
Размер дохода индивидуального предпринимателя по ЕНВД за 2015 год составил 3 770 444 руб.
450 094 руб. + 3 770 444 руб. (ЕНВД) = 4 220 538 руб. (налогооблагаемая база с учетом ЕНВД).
4 220 538 руб. - 300 000 руб. = 3 920 538 руб. (база для исчисления страховых взносов).
3 920 538 руб. х 1% = 39 205,38 руб. (сумма начисленных взносов в виде 1%).
39 205,38 + 18 610, 80 руб. (фиксированный размер страховых взносов за 2015 год) = 57 816,18 руб. (сумма страховых взносов, которую должна была оплатить ИП Солдатова О.И. в 2015 году).
Общая сумма страховых взносов, которую должна была оплатить ИП Солдатова О.И. в 2014 - 2015 годах составила 53 006,11 руб. + 57 816,18 руб. = 110 822,29 руб.
Согласно платежным поручениям страхователем в 2014-2015 годах уплачена сумма в размере 312 962,99 руб.
С учетом возврата в 2018 году страховых взносов за 2015 год по решению ОПФР по Ростовской области в размере 18 610,80 руб. сумма переплаты составила: 312 962,99 руб. - 110 822,29 руб. - 18 610,80 руб. = 183 529,90 руб.
Расчет судом проверен и соответствует расчету излишне уплаченных страховых взносов, представленных в материалы дела заинтересованным лицом и предпринимателем (т.д. 1 л.д. 153, 136).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как основанное на неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 270 АПК РФ), а требование заявителя подлежит удовлетворению.
Понесенные предпринимателем при обращении с заявлением и апелляционной жалобой расходы по уплате государственной пошлины относятся на управление в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2019 по делу N А53-43078/2018 отменить.
Признать незаконным отказ, выраженный в письме государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области от 16.11.2018 N 2836.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю Солдатовой Оксане Ивановне (ИНН 613900704103, ОГРНИП 304613928500031) излишне уплаченных страховых взносов за 2014 - 2015 годы в размере 183 529,90 руб. и передать для исполнения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ростовской области.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ростовской области произвести возврат индивидуальному предпринимателю Солдатовой Оксане Ивановне (ИНН 613900704103, ОГРНИП 304613928500031) излишне уплаченных страховых взносов за 2014 - 2015 годы в размере 183 529,90 руб.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шолоховском районе Ростовской области в пользу индивидуального предпринимателя Солдатовой Оксаны Ивановны (ИНН 613900704103, ОГРНИП 304613928500031) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 450 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43078/2018
Истец: Матлис Софья Ароновна, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ МАТЛИС С.А., Солдатова Оксана Ивановна
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ШОЛОХОВСКОМ РАЙОНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации
Третье лицо: МИФНС России N 3 по Ростовской области