25 декабря 2019 г. |
Дело N А83-10994/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым - Федорчуковой Ю.Я., Мирошниченко К.А., Медведевой Н.И.,
представителя Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым - Крапивина Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 ноября 2019 года по делу N А83-10994/2019 по заявлению Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо - Служба по экологическому надзору республики Крым о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,
установил:
28.06.2019 Администрация Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (ОГРН 1149102102269, далее Администрация или заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (ОГРН 1149102024917, далее Крымтехнадзор или административный орган) от 18.06.2019 по делу N 07-18-09 о назначении по статье 9.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) административного наказания в виде штрафа в размере 20.000 руб. (л.д. 6-7, 14 т.1).
Требования мотивированы тем, что административным органом в постановлении не указаны обстоятельства совершения административного правонарушения, в частности, когда и какие действия совершила Администрация, нарушая требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено оспоренное постановление по тем мотивам, что Крымтехнадзор не имел полномочий на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (прудов N 80-р, N 152-р, N 154-р, расположенных в селах Голубинка, Соколиное и Солнечноселье Бахчисарайского района Республики Крым) и на принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания (л.д. 148-156 т. 1).
Крымтехнадзором подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых апеллянт просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных Администрацией требований, так как судебный акт принят при неправильном применении норм материального права; Крымтехнадзор в пределах полномочий и поручения осуществил государственный надзор в сфере безопасности гидротехнических сооружений и правомерно привлек Администрацию к ответственности за совершенное административное правонарушение (л.д. 6-9, 24-31 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 12 по 19 декабря 2019 года) представители Крымтехнадзора просили отменить решение суда первой инстанции, представитель Администрации просил оставить решение суда без изменения.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
С 06.05.2019 по 28.05.2019 Крымтехнадзором проведена плановая выездная проверка Администрации на соответствие деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений обязательным требованиям в области безопасности ГТС, по результатам этой проверки главным консультантом, старшим государственным инспектором отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Крымтехнадзора Самарцевой Г.В. составлен акт N 07/014 (л.д. 41-43 т. 1).
07.06.2019 тем же должностным лицом Крымтехнадзора в отношении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым составлен протокол N 07-18-09/001 об административном правонарушении по статье 9.2 КоАП РФ (л.д. 38-40 т.1).
18.06.2019 заведующим отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Крымтехнадзора Миронец А.В. рассмотрено дело N 07-18-09 и вынесено постановление о назначении административного наказания, которым Администрация Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 руб. (л.д. 53-92 т.1).
Из названных акта проверки, протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного правонарушения следует, что предметом проверки и обследования были гидротехнические сооружения - пруды N 80-р, N 152-р, N 154-р, расположенные в селах Голубинка, Соколиное и Солнечноселье Бахчисарайского района Республики Крым, находящиеся на балансе Администрации, но не включенные в Российский регистр гидротехнических сооружений, класс их опасности не определен.
В соответствии со статьей 9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 23.31 КоАП РФ установлено, что дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этого органа, вправе (в том числе) начальники отделов, старшие государственные инспектора территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, что следует из пункта 5 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье, в частности должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области гидротехнических сооружений, об административных правонарушениях, предусмотренных (в том числе) статьей 7.7 КоАП РФ.
Но статья 9.2 КоАП РФ в пункте 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ не указана.
Статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Закон N 117-ФЗ) определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, к которым отнесено (в том числе) решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, но не отнесены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в названной области.
Полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (включая проведение проверок и выдачу лицам, осуществляющим деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений, обязательных требований) предоставлены уполномоченным федеральным органам исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; эти полномочия могут передаваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации, что предусмотрено статьями 4, 4.1 и 13 Закона N 117-ФЗ.
Такая компетенция по федеральному государственному контролю и надзору в сфере безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) предоставлена Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору), что установлено пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (в ред. от 25.10.2019).
Крымтехнадзор, согласно пункта 1.1 Положения о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.07.2014 N 224 (в ред. от 26.02.2019, далее Положение о Крымтехнадзоре), является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области безопасности гидротехнических сооружений, в объеме полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения от 2 сентября 2014 года N 1692-р, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Соглашение N 1692-р).
Пунктом 3 названного распоряжения Правительства Российской Федерации N 1692-р на Ростехнадзор совместно с Совмином Крыма возложена обязанность в срок до 31.12.2014 обеспечить регистрацию гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Крым, в Российском регистре гидротехнических сооружений.
Подпунктом 1.1.4 Соглашения N 1692-р с учетом утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2015 N 2510-р Дополнительного соглашения Ростехнадзор передал Совмину Крыма полномочия по осуществлению на территории Республики Крым государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений III и IV классов (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (л.д. 46-56 т. 2).
Согласно подпункта 3.2.4 Положения о Крымтехнадзоре, Крымтехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений III и IV классов (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, Крымтехнадзор имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах, передаваемых в соответствии с Соглашением полномочий, что предусмотрено пунктом 4.1 Положения о Крымтехнадзоре.
Как установлено, Крымтехнадзор провел внеплановую выездную проверку, составил протокол об административном правонарушении и рассмотрел дело о привлечении Администрации к административной ответственности в отношении гидротехнических сооружений (прудов), которые не имеют III и IV классов опасности и не включены в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Судом первой инстанции правомерно оценены такие обстоятельства как отсутствие у Крымтехнадзора полномочий на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (в том числе в рамках передачи полномочий по постановлению Правительства Российской Федерации) и привлечения к административной ответственности Администрации по статье 9.2 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы Крымтехнадзора о том, что он имеет полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений, сведения о которых не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений, не основаны на законе и отклоняются.
Действительно, частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированные подходы, перечни которых определяются: для федерального государственного надзора - Правительством Российской Федерации, для регионального государственного контроля (надзора) - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с этими нормами Закона N 294-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (в ред. от 21.03.2019) утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, согласно пункта 11 которых объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.
Однако данные нормы законодательства не изменяют вышеприведенных положений о полномочиях на осуществление федерального государственного контроля Ростехнадзором и в отдельных случаях, на основании переданных в установленном порядке полномочий Крымтехнадзором.
Как указано выше, Крымтехнадзору полномочия на осуществление федерального государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений - прудов N 80-р, N 152-р, N 154-р, расположенных в селах Голубинка, Соколиное и Солнечноселье Бахчисарайского района Республики Крым, в установленном законодательством порядке, не переданы.
В соответствии с частью 1 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение принято органом (должностным лицом) с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении норм материального права. Иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 ноября 2019 года по делу N А83-10994/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10994/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОЛУБИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ