г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А56-81330/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Горбачевой О.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Минеев Д.Г. по доверенности от 21.06.2019
от заинтересованного лица: Новиков А.В. по доверенности от 15.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32959/2019) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2019 по делу N А56-81330/2019 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 15.04.2019 N 07/651-Р.
Решением суда от 15.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Инспекции является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного Обществом требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией, по обращению гр. Белоусова Г.Н. (вх. N ОБ-4449-1/19-0-0) на основании распоряжения от 11.04.2019 N 07/651-Р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требовании по адресу: Санкт-Петербург, ул. 2-я Советская, д. 12, лит. А.
В ходе проведения проверки Инспекцией было установлено, что в нарушение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, а также пункта 81, 82, 82 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354) Обществом за период с 10.12.2018 год по 10.03.2019 года собственнику жилого помещения кв. 23 перерасчет размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению не произведен, а также доначисление в марте 2019 года по лицевому счету кв. 23 платы за указанные коммунальные услуги произведено без соответствующего акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Приказ Минрегиона России от 29.12.20111 года N 627)
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 15.04.2019 N 07/651-Р об устранении выявленных нарушений в срок до 22.07.2019.
Не согласившись с указанным предписанием ГЖИ, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у заявителя права на применение повышающего коэффициента при расчете платы по нормативу за холодное и горячее водоснабжение без доказательств наличия у потребителя технической возможности по установке индивидуального прибора учета горячей воды.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В силу частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" N 261-ФЗ от 23.11.2009 (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленых, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с пунктом 80 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 81 Правил N 354).
Из содержания указанных норм права следует, что обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета, по общему правилу, возложена на собственника этого помещения, а учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным (статья 13 Закона N 261-ФЗ, пункты 80, 81 Правил N 354).
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии, но не исполнили данную обязанность, установлена частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в абзац 3 пункта 42 Правил N 354, согласно которым при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
В приложении N 2 к Правилам N 354 повышающий коэффициент Кпов, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года-1,5, включен в качестве обязательного элемента в формулу 4 а (1) расчета платы за коммунальные услуги, в том числе, по горячему водоснабжению, в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета.
В соответствии с прямым указанием данной нормы права (пояснениям к формуле расчета) этот коэффициент не применяется лишь в том случае, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен соответствующий акт.
Таким образом, положениями приведенных норм права (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42 и формулой расчета 4 а (1) приложения N 2 Правил N 354) обязанность по подтверждению отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета возложена на потребителя. Исходя из прямого указания, приведенного в пояснениях к формуле расчета 4 а (1) приложения N 2 Правил N 354, именно потребитель услуги должен представить доказательства невозможности учета ресурса ввиду отсутствия технической возможности установки прибора учета и лишь после представления такого доказательства (акта об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета) приобретает право платить за ресурс по "базовому нормативу" без применения повышающего коэффициента. Данная норма права сформулирована ясно и недвусмысленно и не предоставляет правоприменителю возможности какого-либо иного ее истолкования и отнесения на исполнителя услуги обязанности по подтверждению наличия у потребителя ресурса технической возможности установки индивидуального прибора учета.
Согласно пункту 42 и формуле расчета 4 а (1) Приложения N 2 к Правилам N 354 применение повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги по нормативу (при отсутствии индивидуального прибора учета), является общим правилом, в то время как исчисление платы по нормативу без увеличения на данный коэффициент является исключением из данного правила, применяемым при документально подтвержденной потребителем невозможности установить индивидуальный прибор учета.
Следовательно, в целях стимулирования потребителей к установке приборов учета, в том числе индивидуальных, повышающий коэффициент включен законодателем в качестве обязательного элемента в формулу расчета платы за коммунальные услуги по нормативу, в том числе по горячему водоснабжению, при наличии двух условий: обязанности по установке индивидуального прибора учета и фактическом отсутствии такого прибора учета, что соответствует приведенным выше положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом повышающий коэффициент не применяется при расчете платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" только при отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденном потребителем услуги посредством представления соответствующего акта, составленного по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". В таком случае при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив" без учета повышающего коэффициента.
Поскольку Законом N 261-ФЗ (ч. 5 ст. 13) обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также обязанность по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в формулу расчета платы при безучетном потреблении ресурсов в целях стимулирования потребителей к исполнению своей обязанности по установке приборов учета, именно потребителю, намеренному использовать в расчетах "базовый норматив" без увеличения на повышающий коэффициент, следовало подтвердить, что в принадлежащем ему жилом помещении в многоквартирном жилом доме отсутствует техническая возможность установки индивидуального прибора учета.
В противном случае Общество должно определять объем поставленного в жилые дома ресурса исходя из повышенного норматива, согласно утвержденной формуле расчета.
Общество, будучи исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и ресурсоснабжающей организацией, обязано по обращению потребителя провести обследование для установления критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета горячей воды, но инициатива по проведению данного обследования по смыслу приведенных выше норм права должна исходить от потребителя. Без соответствующего обращения потребителя заявитель не имеет ни обязанности, ни реальной возможности по проведению соответствующего обследования и установлению наличия (отсутствия) технической возможности по установке индивидуального прибора учета горячей воды.
В материалах судебного дела отсутствуют как акт обследования, проведенного в спорный период, подтверждающий отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета электрической энергии в квартире N 23, расположенной по адресу СПб, ул. 2-я Советская, д. 12, лит. А., так и доказательства обращения собственника (собственников) данного жилого помещения к Обществу с заявлением об определении наличия (отсутствия) технической возможности установления в данном помещении индивидуального прибора учета, что по смыслу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 и формулы 4 а (1) приложения N 2 Правил N 354, части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ исключает применение расчета платы по нормативу без учета повышающего коэффициента.
Ссылки Инспекции на обращения гр. Белоусова Г.Н. с заявлениями, содержащими просьбу предоставить ответ о порядке начисления платы за коммунальные ресурсы с повышающим коэффициентом, как на доказательства обращения в Общество с заявлением об определении наличия (отсутствия) технической возможности установления в данном помещении индивидуального прибора учета являются несостоятельными.
В данных заявлениях гр. Белоусов Г.Н. интересовался порядком начисления ему платы за коммунальные ресурсы с повышающим коэффициентом, и на указанные в заявлении вопросы Обществом был дан ответ.
Непосредственно само заявление о проведении определения наличия (отсутствия) технической возможности установления в вышеназванном помещении индивидуального прибора учета и составления соответствующего акта гр. Белоусов Г.Н. в спорный период в Общество не направлял.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованном применении Обществом повышающего коэффициента при расчете платы за холодное и горячее водоснабжение в период с 10.12.2018 по 10.03.2019 и об отсутствии оснований для выдачи предписания, понуждающего Общество произвести перерасчет платы за указанный период по нормативу без учета данного коэффициента.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания считать оспариваемое предписание Инспекции законным.
Положенные в основу решения суда выводы о наличии у Общества права на применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги при расчете платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению в случае отсутствия у потребителя ресурсов индивидуальных приборов учета лишь после представления документального подтверждения наличия технической возможности установки индивидуального прибора учета основаны на ошибочном толковании норм материального права, что является основанием для отмены решения суда в силу п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Общества о признании недействительным оспариваемого предписания Инспекции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2019 года по делу N А56-81330/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 15.04.2019 N 07/651-Р.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей по чеку ордеру от 23.10.2019.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81330/2019
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 3 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга