город Ростов-на-Дону |
|
24 декабря 2019 г. |
дело N А32-22884/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Афенко А.Б. по доверенности от 21.10.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "КИПАСО"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.10.2019 по делу N А32-22884/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "КИПАСО"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска"
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Кипасо" (далее - заявитель, ООО "Компания Кипасо", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) по делу N РНП-23-116/2018 "О проведении внеплановой проверки по рассмотрению факта уклонения участника закупки от исполнения контракта" от 10.04.2018; взыскании с Заказчика судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2019 ходатайство третьего лица о приобщении документов удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявитель уклонился от заключения договора; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Компания Кипасо" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт, признать заключение управления о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков N 9-Р/2019 от 15.04.2019 незаконным, ссылаясь на ненадлежащее направление проекта договора по факту является не направлением.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю при рассмотрении дела о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Компания "КИПАСО" факт нарушения порядка заключения договора заказчиком подтверждается в Заключении, но не был учтен и принят к рассмотрению. Таким образом Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю неправомерно приняла решение о включении ООО "Компания "КИПАСО" в реестр недобросовестных поставщиков. В связи с этим оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда не имелось.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Водоканал" г. Новороссийск просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Компания "КИПАСО" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.12.2019 объявлялся перерыв до 17 час. 05 мин. 11.12.2019
В силу п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" если перерыв объявляется на непродолжительный срок и после окончания перерыва судебное заседание продолжается в тот же день, арбитражный суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.12.2019 перерыв продлен до 18 декабря 2019 года до 15 час. 15 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания КИПАСО" подана заявка на участие в запросе предложений на поставку контрольно-измерительных приборов и аппаратуры (реестровый номер извещения о проведении запроса предложений 31907536179 на сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru) (далее - Запрос предложений), проводимого МУП "Водоканал города Новороссийска" (далее - Заказчик).
По результатам Запроса предложений в ЕИС размещен протокол подведения итогов процедуры 31907536179 от 27.02.2019 с информацией о признании закупки несостоявшейся и принятии решение о заключении договора с ООО "Компания КИПАСО" как с единственным участником, подавшим заявку.
05.03.2019 Заказчиком направлен электронный документ с проектом договора по электронной почте в адрес ООО "Компания КИПАСО".
06.03.2019 ООО "Компания КИПАСО" направило ответное письмо по электронной почте с разногласиями по полученному документу, при этом не отказываясь от заключения договора, а предлагая иные условия одного из разделов договора с целью урегулирования разногласий в соответствии со ст.507 ГК РФ.
11.03.2019 по электронной почте поступило информативное письмо от Заказчика, с предложением повторного рассмотрения вопроса о подписании договора на поставку контрольно-измерительных приборов.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил порядок заключения договора, так как в соответствии с п. 2 ст. 17.2 положения о закупке товаров работ, услуг МУП "Водоканал" от 01.08.2018, с момента опубликовании итогового протокола в ЕИС Поставщику направляется два проекта договора, то есть экземпляры проекта договора на бумажном носителе с надлежащим уведомлением победителя закупки.
11.03.2019 заявителем повторно выражено согласие на заключение договора с предложением дополнительных вариантов урегулирования разногласий.
Заказчик более не предпринимал никаких действий по урегулированию разногласий.
Таким образом, по мнению заявителя, действия Заказчика можно расценить как недобросовестные.
Заявитель, не получив никакой информации (ответа) от заказчика по поводу заключения договора, был введен в заблуждение действиями заказчика и понес убытки, так как после размещения протокола подведения итогов Запроса предложений заявитель приобрел необходимый к поставке товар, имел его в наличии, о чем свидетельствуют накладные, а также фотографии со склада Заявителя и готов был исполнить обязательства, предусмотренные договором.
На основании вышеизложенного заявитель полагает, что действия общества являются добросовестными.
11.04.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю направлено в адрес Заявителя уведомление о рассмотрении заявления о включении ООО "Компания КИПАСО" в реестр недобросовестных поставщиков.
11.04.2019 антимонопольным органом вынесено заключение N 9-Р/2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Заявитель не согласен с включением сведений об ООО "Компания КАЛИПСО", считает, что общество действовало добросовестно, в связи с чем полагает решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю незаконным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках, исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков".
Пунктом 1 Правил ведения реестра установлен порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - уполномоченный орган), сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с п. 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган:
а) сведения, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - перечень), а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня;
б) копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
в) копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
г) копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
д) иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.
В соответствии с изложенным, установлено, что направленные сведения МУП "Водоканал города Новороссийска" содержат сведения о Победителе опроса предложений, который уклонился от подписания договора, ввиду не предоставления заказчику в срок, предусмотренного документацией о закупке, подписанного договора.
Судом первой инстанции установлено, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МУП "Водоканал города Новороссийска" о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ООО Компания КИПАСО" - победителя запроса предложений на поставку контрольно-измерительных приборов и аппаратуры (извещение N 31907536179 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение сведений состоялось 11.04.2019 в 10:00 часов по адресу:
г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
15.02.2019 в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru Организатором торгов размещено извещение о запросе предложений на поставку контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Протоколом от 27.02.2019, подведены итоги проведения запроса предложений по результатам которого, победителем признан единственный участник, подавший заявку, ООО "Компания КИПАСО".
05.03.2019 Организатор торгов электронной почтой направил в адрес Победителя аукциона экземпляры договоров для их подписания.
06.03.2019 ООО "Компания КИПАСО" в адрес МУП "Водоканал города Новороссийска" направило письмо с отказом от заключения договора, ссылаясь в своем письме на сведения информационной системы в сфере закупок о наличии статуса нахождения в стадии ликвидации, так же Победитель аукциона предложил Организатору торгов заключить договор с условием о 100% предоплате.
Определением арбитражного суда Краснодарского края по делу A32-46542/2018-2/183-Б от 27.02.2019 производство по делу прекращено, во введении процедуры наблюдения в отношении МУП "Водоканал города Новороссийска" отказано.
Однако, согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ст. 17 Положения о закупке товаров, работ, услуг при заключении и исполнении договора Заказчик (МУП "Водоканал") вправе по согласованию с участником изменить условия о количестве, объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, о сроках исполнения договора. Изменение иных условий договора в том числе условие о сроках оплаты по инициативе участника не предусмотрено.
11.03.2019 по электронной почте МУП "Водоканал" направило письмо, с предложением повторного рассмотрения вопроса о подписании договора на поставку контрольно-измерительных приборов.
Согласно части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" договор должен быть подписан не позднее 19.03.2019.
В соответствии со ст. 17.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг, участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в том числе в случае не предоставления подписанного договора в редакции Заказчика в пятидневный срок.
На момент рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю сведений, ООО "Компания КИПАСО" в установленный законом срок договор не подписан, в адрес МУП "Водоканал" не направлен.
Довод заявителя о том, что договор не подписан в связи с тем, что в их адрес договор на бумажном носителе МУП "Водоканал" не направлен, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно информации в письме ООО "Компания КИПАСО" разногласия выражались в сроках оплаты, а не в том, что договор направлен на электронном носителе.
Таким образом, ООО "Компания КИПАСО" необоснованно уклонялось от заключения договора.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках, исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, пришла к правомерному выводу о том, что сведения, представленные МУП "Водоканал города Новороссийска" в отношении победителя запроса предложений на поставку контрольно-измерительных приборов и аппаратуры ООО "Компания КИПАСО" (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 61, ИНН: 3444204202) подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2019 по делу N А32-22884/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22884/2019
Истец: ООО "Компания КИПАСО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: МУП ВОДОКАНАЛ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2409/20
24.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20190/19
08.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22884/19
12.09.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22884/19
05.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22884/19