г. Москва |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А40-290460/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
И.А. Чеботаревой, И.В, Бекетовой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Шевцовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "НАРЗАН" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13 сентября 2019 по делу N А40-290460/18 (5-1696), принятое судьей Киселевой Е.Н.
по иску Акционерного общества "Нарзан"
к ответчику: Министерство здравоохранения Российской Федерации
третьи лица: 1) Общество с ограниченной ответственностью "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт", 2) Федеральная служба по интеллектуальной собственности, 3) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии"
о признании незаконным заключения,
при участии:
от заявителя: ЮлдашеваМ.В. по дов. от 01.08.2019, Данькин С.Н.по дов. от 12.09.2018;
от ответчика: Шустов А.Б. по дов. от 28.12.2018;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен;2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Нарзан" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании незаконным выданного Министерством здравоохранения Российской Федерации Заключение N 85 от 14 августа 2017 года о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт" производит минеральную природную питьевую лечебно-столовую воду "Нарзан" (Скважина N 5/0 Кисловодского месторождения минеральных вод), как не соответствующее пункту 5 статьи 1522 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на незаконность и необоснованность заключения, также полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по доводам указанным в отзыве.
Отзывы на апелляционную жалобу от остальных участников не представлены.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения заявителя и ответчика, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 31.08.2018 года АО "Нарзан" в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) была подана заявка N 2018737512 на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара "Нарзан".
Ранее АО "Нарзан" по заявке N 95711384 с датой подачи от 10.10.1995 г. уже предоставлялось исключительное право на наименование места происхождения товара "Нарзан" (свидетельство N15/1). Срок действия свидетельства N15/1 истек 10.10.2015 г. Наличие исключительного права на наименование места происхождения товара "Нарзан" позволило АО "Нарзан" в 2012 году получить исключительные права на товарные знаки со словесными элементами "HAP3AH"/"NARZAN", которые являются в этих товарных знаках неохраняемым элементом в силу положений п.7 ст.1483 ГК РФ. Товарные знаки NN452165, 465041 зарегистрированы для товара 32 класса МКТУ - минеральная вода.
АО "Нарзан" является правообладателем фирменного наименования, содержащего указание на организационно-правовую форму и само наименование юридического лица "Нарзан". Указанное наименование юридического лица было зарегистрировано ранее и является тождественным наименованию места происхождения товара "Нарзан", исключительное право на которое, в настоящее время, предоставлено ООО "УЗРМВ "Аква-Вайт" (далее завод).
По мнению заявителя, предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара "Нарзан" ООО "УЗРМВ "Аква-Вайт" не правомерно.
В качестве места нахождения ООО "УЗРМВ "Аква-Вайт" в Едином государственном реестре юридических лиц указан следующий адрес: 357635 Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.Новопятигорская, 1. На сайте завода в сети Интернет в качестве места расположения предприятия указано: "курортная зона всероссийского бальнеологического курорта города Ессентуки".
Таким образом, как утверждает АО "Нарзан", ООО "УЗРМВ "Аква-Вайт" никогда не производило и не производит минеральную воду "Нарзан", обладающую свойствами, приведенными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров, в границах города Кисловодска и его окрестностей, в границах расположения Кисловодского месторождения минеральных вод.
Завод производил минеральную воду "Нарзан" в городе Ессентуки. Обозначение, представляющее собой название данного географического объекта, в свою очередь, зарегистрировано в качестве наименования места происхождения товара за N 23.
Заявитель указывает, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.04.2011 N 55-ст был утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации "Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия" ГОСТ Р 54316-2011. Согласно раздела X приложения Б1 к указанному национальному стандарту, уровень минерализации воды "Нарзан" (скважины 7-РЭ, 107-Д, 5/0, 5/0 бис, 2Б-бис Кисловодского месторождения) составляет 2,0 - 3,5 г/дм3.
В выданном Министерством здравоохранения Российской Федерации Заключении N 85 от 14 августа 2017 года (стр. 2) указано, что минеральная природная питьевая лечебно-столовая вода "Нарзан" из скважины N5/0 относится к категории маломинерализованных минеральных вод и характеризуется уровнем общей минерализации: М 1,8 - 7,5 г/дм3.
Соответственно, минеральная вода, в отношении которой было выдано Заключение N 85 от 14 августа 2017 года, по уровню минерализации значительно отличается от минеральной воды "Нарзан", указанной в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, а также от минеральной воды "Нарзан" (скважины 7-РЭ, 107-Д, 5/0, 5/0 бис, 2Б-бис Кисловодского месторождения), указанной в Национальном стандарте Российской Федерации "Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия" ГОСТ Р 54316-2011.
Заявитель полагает, что заключение N 85 от 14 августа 2017 года не соответствует п.5 ст.1522 ГК РФ.
Министерство здравоохранения Российской Федерации выдало Заключение N 85 от 14 августа 2017 года в отношении воды, не являющейся товаром, указанным в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации. Уровень минерализации воды "Нарзан", указанный в данном реестре, и уровень минерализации воды, в отношении которой было выдано Заключение N 85 от 14 августа 2017 года, существенно отличаются.
В соответствии с п.5 ст.1522 ГК РФ, к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации. Если указанное заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.
АО "Нарзан" считает выданное Министерством здравоохранения Российской Федерации Заключение N 85 от 14 августа 2017 года о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, ООО "УЗРМВ "Аква-Вайт" производит минеральную природную питьевую лечебно-столовую воду "Нарзан" (Скважина N 5/0 Кисловодского месторождения минеральных вод), не соответствует закону и нарушает права и законные интересы АО "Нарзан" в сфере предпринимательской деятельности.
Заявитель также ссылается на то, что заключение N 85 от 14 августа 2017 года нарушает его права и законные интересы как производителя минеральной воды "Нарзан". Информация о продукции АО "Нарзан" (минеральная вода "Нарзан") содержится, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте: http://www.narzanwater.ru/. АО "Нарзан" заинтересовано в недопущении введения потребителя в заблуждение относительно товара и его изготовителя. Введение потребителя в заблуждение повлечет негативные последствия и для самого потребителя, и для АО "Нарзан". Производство, ввод в гражданский оборот минеральной воды, маркированной обозначением "Нарзан", лицом, которому в нарушение действующего законодательства было предоставлено исключительное право на зарегистрированное наименование места происхождения товара "Нарзан", будет являться нарушением Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции), актом недобросовестной конкуренции по отношению к АО "Нарзан".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, регистрация наименования места происхождения товара (далее - НМПТ) "НАРЗАН" N 15 была произведена 29 декабря 1995 года по заявке N95711384, поданной в Роспатент 10 октября 1995 года, в отношении товара "минеральная вода".
В Роспатент 24 апреля 2017 года заводом была подана заявка N 2017716160 на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ "НАРЗАН" N 15.
В приложении к указанной заявке в Роспатент ООО "УЗРМВ "Аква Вайт" было представлено заключение Минздрава РФ N 85 от 14 августа 2017 года, в соответствии с которым завод в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, а именно: Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод Ставропольского края (скважина N 5/0), производит товар (минеральная вода), обладающий особыми свойствами, указанными в Госреестре НМПТ в отношении НМПТ "НАРЗАН" N 15.
Роспатентом 31 августа 2017 года было принято решение о предоставлении ООО "УЗРМВ "Аква Вайт" исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ "НАРЗАН" N 15 и выдано свидетельство N 15/3 об исключительном праве на указанное НМПТ.
Предоставление спорного заключения при регистрации исключительного права на НМПТ предусмотрено п.5 ст.1522 ГК РФ, согласно которому к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории Российской Федерации, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации. Если указанное заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.
Правовые основания выдачи Минздравом России заключений о том, что в границах того или иного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, определены Перечнем федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481.
В соответствии с пунктом 7.39.5 Положения о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Минздрава России от 24.12.2014 N 1067, Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации выполняет основные функции по выдаче заключений в рамках приказа Минздравсоцразвития России от 25.10.2011 N 1211н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 28 Административного регламента, в рамках предоставления государственной услуги осуществляются административные процедуры: рассмотрение заявки; выдача заключения; отказ в выдаче заключения.
Поступившая в Министерство заявка вместе с документами, представленными заявителем, регистрируется в течение одного дня и направляется в Департамент (пункт 29 регламента).
В течение десяти дней после установления комплектности документов, необходимых для предоставления государственной услуги, ответственный исполнитель осуществляет проверку достоверности сведений, содержащихся в указанных документах.
В целях проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, необходимых для предоставления государственной услуги, ответственный исполнитель в течение трех дней после установления комплектности документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляет подготовку проекта письма Министерства в федеральное государственное учреждение, находящееся в ведении Министерства, которое содержит:
-обобщение информации, содержащейся в документах, необходимых для предоставления государственной услуги;
-запрос о подтверждении сведений о соответствии особых свойств минеральной воды природным условиям, характерным для географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования ее места происхождения, указанных в представленных заявителем документах, и представляет его на визирование начальнику отдела;
-срок, в течение которого федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству, должно предоставить соответствующую информацию (пункт 38).
Согласно п.39 Административного регламента, по результатам рассмотрения начальник отдела обобщает информацию и докладывает ее руководителю Департамента, по результатам чего руководитель Департамента принимает решение о выдаче заключения заявителю либо об отказе в выдаче заключения.
В случае принятия решения о выдаче заключения ответственный исполнитель осуществляет подготовку проекта заключения и проекта уведомления о выдаче заключения (п. 40 регламента).
Как указано выше, в соответствии с пунктом 38 Административного регламента Минздрав России направляет запрос о подтверждении сведений о соответствии особых свойств минеральной воды природным условиям, характерным для географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования ее места происхождения, указанных в представленных заявителем документах, в адрес федерального государственного учреждения, находящееся в ведении Министерства.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 N 1286-р к ведению Министерства здравоохранения Российской Федерации отнесено федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Учреждение).
Согласно абзацу семнадцатому подпункта 2.2 Устава Учреждения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 10.10.2011 N 1162, одним из основных видов деятельности Учреждения является установление особенностей лечебных свойств минеральных вод, лечебных грязей и других природных факторов и объектов, разработка бальнеологических и других экспертных заключений о составе и качестве природных лечебных ресурсов в целях их идентификации в объемах, устанавливаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В этой связи Минздравом России запрошено экспертное мнение Учреждения, которое представлено письмом от 27.07.2017 г. N 2/690 с экспертным заключением N 256/2017. Учреждением установлено, что ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт" производит розлив минеральной питьевой лечебно- столовой воды "Нарзан", добываемой из скважины N 5/0 Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод Ставропольского края недропользователем АО "Кавминкурортресурсы" (город Ессентуки, Ставропольского края). Месторождение эксплуатируется на основании лицензии на право пользования недрами от 19.02.1998 СТВ 00345 МЭ, выданной ООО "Кавминкурортресурсы". Срок окончания 01.01.2035.
В соответствии с приложением Б. "Требования к химическим показателям групп, гидрохимических типов минеральных вод и их лечебному применению" "ГОСТ Р 54316-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.04.2011 N 55-ст (далее - ГОСТ Р 54316-2011), вода из скважины N 5/0 отнесена к X группе - сульфатно-гидрокарбонатной натриево-магниево-кальциевой, гидрохимический тип "Кисловодский", наименование "Нарзан".
Учитывая изложенное, учреждением в Заключении N 256/2017 сделан вывод о том, что особые свойства минеральной воды "Нарзан", разливаемой из скважины N 5/0 Центрального участка Кисловодского месторождения, соответствуют природным условиям, характерным для географического объекта наименование которого заявляется в качестве наименования ее места происхождения, указанного в представленных заявителем (ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт") документах.
Минздрав России полагает, что оспариваемое Заключение принято на основании представленных Учреждением сведений о соответствии особых свойств минеральной воды природным условиям, характерным для географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования ее места происхождения. Экспертное заключение профильного учреждения, представленное в пределах установленной компетенции, Министерство здравоохранения Российской Федерации не вправе переоценивать по существу.
Учитывая изложенное, Минздравом России ООО "Универсальный завод розлива "Аква-Вайт" выдано заключение от 14.08.2017 N 85 о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявлялось в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную природную питьевую лечебно-столовую воду "НАРЗАН", скважина N 5/0 Кисловодского месторождения минеральных вод, которое направлено заявителю письмом от 17.08.2017 N 17-5/5491.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что Заключение N 85 выдано Минздравом России в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 25.10.2011 N 1211н.
Кроме того, согласно абзацу первому пункта 5 статьи 1522 ГК РФ, если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (уполномоченный орган) о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (пункт 1 статьи 1516).
При этом в указанной статье отсутствует уточнение понятия "производит товар", в то время как для природной минеральной воды, как товара, указанное понятие имеет решающее значение.
Производство любой минеральной воды состоит из нескольких стадий, включающих добычу воды, транспортировку к месту розлива и непосредственно розлив в бутылки. Минеральная вода - особый товар, для которого понятие "готовая продукция" в отношении ее особых свойств всегда отождествляется с сырьем (нативной водой из скважины), поскольку главное для бутилированной природной минеральной воды - это сохранение исходного состава, на которое направлена и минимальная водоподготовка перед розливом.
Суд достоверно установил, что завод производит розлив природной минеральной питьевой лечебно-столовой воды под наименованием "Нарзан", добываемой из скважины N 5/0 Центрального участка Кисловодского месторождения на основании лицензии СТВ 000345 MB (срок действия до 01.01.2035). При этом производство ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт" расположено в г.Ессентуки Ставропольского края.
Пунктом 10 технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45 (далее - Регламент), природная минеральная вода определена как подземная вода, добытая из водоносных горизонтов или водоносных комплексов, защищенных от антропогенного воздействия, сохраняющая естественный химический состав и относящаяся к пищевым продуктам, а при наличии повышенного содержания отдельных биологически активных компонентов (бора, брома, мышьяка, железа суммарного, йода, кремния, органических веществ, свободного диоксида углерода) или при повышенной минерализации оказывающая лечебно-профилактическое действие.
Согласно пункту 10 Регламента применительно к природной минеральной воде дополнительно идентификация проводится путем сравнения показателей химического анализа природной минеральной воды из места водозабора такой воды с учетом естественных природных вариаций ее состава и показателей химического анализа идентифицируемой воды и с учетом установленных Регламентом способов обработки природной минеральной воды.
Именно поэтому определяющим в отношении наименования природной минеральной воды, как места происхождения товара, всегда являлась привязка к географическому расположению места добычи воды, поскольку именно место добычи определяет геолого-гидрогеологические особенности водозабора и соответствующие им особые свойства, как нативной воды, так и ее готовой продукции.
Добыча минеральной воды, служащей основой для бутилированной воды "Нарзан" производителя ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт", осуществляется из скважины N 5/0 Центрального участка Кисловодского месторождения в пределах того же участка, что и исторический источник "Нарзан", и, таким образом, соответствует географическому принципу своего наименования. Непосредственный розлив воды в бутылки никак не влияет на формирование особых свойств товара, а напротив направлен на их сохранение посредством минимальной водоподготовки, что подтверждается Заключением N 256/2017.
Суд обоснованно отклонил довод истца о несоответствии уровня минерализации воды "Нарзан" производства ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт" уровню минерализации воды "Нарзан", указанному в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (2,0-3,0 г/дм3), не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, в Заключении N 85 указано, что в соответствии с "ГОСТ Р 54316-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия" вода из скважины N 5/0 отнесена к X группе сульфатно-гидрокарбонатной натриево-магниево-кальциевой, гидрохимический тип "Кисловодский", наименование "Нарзан".
Согласно ГОСТ Р 54316-2011 минеральная вода из скважины N 5/0 имеет наименование "Нарзан" и минерализацию 2,0-3,5 г/дм3.
В свою очередь, согласно Заключению N 85 минеральная природная питьевая лечебно-столовая вода "Нарзан" из скважины N 5/0 по своим особым свойствам характеризуется в том числе следующим показателем: по уровню общей минерализации 1,8-7,5 г/дм3 относится к категории маломинерализованных минеральных вод.
Аналогичная информация содержится в пунктах 4 и 5 экспертного заключения ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России N 256/2017.
Таким образом, в Заключении N 85 в соответствии с ГОСТ Р 54316-2011 указана характеристика минерализации 1,8-7,5 г/дм3 в отношении Кисловодского гидрохимического типа минеральной воды группы X "Сульфатно-гидрокарбонатная натриево-магниево-кальциевая (магниево-кальциевая, магниево-натриево-кальциевая)", к которой относится минеральная вода "Нарзан" из скважины N 5/0 с минерализацией 2,0-3,5 г/дм3.
При этом согласно протоколу испытаний от 07.05.2018 N 7688 минерализация воды природной минеральной лечебно-столовой "Нарзан" из скважины N 5/0 Центрального участка Кисловодского месторождения (производитель ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт") составляет 2,91 г/дм3, то есть находится в пределах уровня минерализации, указанной в ГОСТ Р 54316-2011.
Таким образом, минеральная вода "Нарзан" из скважины N 5/0 ООО "Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт" по характеристике минерализации соответствует химическому составу минеральной воды "Нарзан" согласно ГОСТ Р 54316-2011, а также особым свойствам товара, указанным в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации в отношении НМПТ "НАРЗАН".
При изложенных обстоятельствах, несоответствие оспариваемого заключения нормам действующего законодательства Российской Федерации, в том числе п.5 ст.1522 ГК РФ, судом не установлено.
Довод заявителя о нарушении оспариваемым заключением его прав и законных интересов как производителя минеральной воды "Нарзан" судом обоснованно отклонен как необоснованный и не подтвержденный документально.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий (бездействия) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований.
Доказательств для признания Заключения N 85 от 14 августа 2017 года о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, завод производит минеральную природную питьевую лечебно-столовую воду "Нарзан" (Скважина N 5/0 Кисловодского месторождения минеральных вод), не соответствует закону и нарушает права и законные интересы АО "Нарзан" в сфере предпринимательской деятельности, истцом в материалы дела не представлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.09.2019 по делу N А40-290460/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.