г. Самара |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А72-14174/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2019 по делу N А72-14174/2019 (судья Овсяникова Ю.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1177325006198, ИНН 7329024216), г. Димитровград,
к Федеральному казенному учреждению "Колония-Поселение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (ОГРН 1027300536328, ИНН 7302015020), г. Димитровград,
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц февраль 2017 года в сумме 15 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-Поселение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (далее - ответчик, ФКУ Колония-Поселение N5) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц февраль 2017 года в сумме 15 500 руб. по требованию от 16.05.2019 N 083S01190002723.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования о взыскании с ответчика финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2017 года в сумме 15 500 руб., считая, что судом нарушены нормы процессуального права.
В апелляционной жалобе указывает, что дополняющая форма представлена ответчиком не после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.03.2019), а после того как 25.01.2019 ему по телекоммуникационным каналам связи было направлено текстовое сообщение от специалиста Управления Захаровой Л.А. о том, что Управлением выявлены расхождения по формам РСВ, СЗВ-М и СЗВ-стаж за 2017 год и необходимо представить корректирующие формы или пояснительную записку. В этот же день по телекоммуникационным каналам связи страхователю были направлены 2 уведомления и 1 общий список лиц, по которым в первоначально представленной форме СЗВ-М сведения отсутствовали (в этом списке были указаны и лица, за которых не были представлены сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, но в то же время на этих застрахованных лиц представлена форма РСВ в Федеральную налоговую службу за отчетные периоды 2017 год). После чего страхователем была представлена дополняющая форма СЗВ-М 05.03.2019.
По мнению подателя жалобы, изложенное свидетельствует о том, что страхователь не самостоятельно выявил ошибки, а только после получения соответствующего уведомления от Управления.
При этом законодательством не предусмотрена возможность снижения суммы штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета отчета СЗВ-М.
В нарушение требований Закона страхователь представил недостоверный отчет по форме СЗВ-М за отчетный месяц февраль 2017 года и откорректировал его только 05.03.2019, то есть с существенным нарушением срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ).
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ответчик является страхователем согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ст. 1 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
ФКУ Колония-Поселение N 5, обнаружив ошибку в представленных ранее сведениях по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, 15.03.2019 представило в ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за отчетный период - февраль 2017 года в отношении 31 застрахованного лица.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем заявителем составлен акт от 15.03.2019 N 083S18190001938.
По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде вынесено решение от 23.04.2019 N 083S191900023149 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 15 500 руб.
Для добровольной уплаты штрафа ответчику направлено требование от 16.05.2019 N 083S01190002723 об уплате штрафа в размере 15 500 руб. со сроком уплаты до 04.06.2019.
Ответчиком указанная сумма штрафа в добровольном порядке не оплачена.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей после 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем ст. 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (п.п. 37, 39).
Так, согласно п. 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В рассматриваемом случае форма СЗВ-М "дополняющая" за февраль 2017 года на 31 застрахованное лицо представлена ответчиком в Пенсионный фонд 05.03.2019, после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.03.2019).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины ФКУ Колония-Поселение N 5 в нарушении требований Закона N 27-ФЗ, ст. 15 которого позволяет страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (без указания сроков, в течение которых может быть реализовано данное право).
Из представленных документов усматривается, что ответчик самостоятельно выявил ошибку в неверно представленных сведениях за февраль 2017 года и предпринял меры к ее устранению, путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд РФ, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы (а не исходной, представленной 07.02.2017) провел проверку представленных сведений и выявил нарушение Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, оснований для назначения ФКУ Колония-Поселение N 5 финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющей" за февраль 2017 года, у Пенсионного фонда не имелось.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
Как указано в абз. 3 п. 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции считает, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в данном случае форма СЗВ-М "дополняющая" за февраль 2017 года на 31 застрахованное лицо представлена ФКУ Колония-Поселение N 5 (05.03.2019) до составления Пенсионным фондом РФ акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.03.2019), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины ФКУ Колония-Поселение N 5 в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - февраль 2017 года и предприняло меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении "дополняющей" формы сведений (а не исходной) провел проверку представленных сведений и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде требований.
Доводы подателя жалобы арбитражный апелляционный суд считает неосновательными в силу следующего.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что дополняющая форма представлена ответчиком не после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.03.2019), а после того как 25.01.2019 ему по телекоммуникационным каналам связи было направлено текстовое сообщение от специалиста Управления Захаровой Л.А. о том, что Управлением выявлены расхождения по формам РСВ, СЗВ-М и СЗВ-стаж за 2017 год и необходимо представить корректирующие формы или пояснительную записку. В этот же день по телекоммуникационным каналам связи страхователю были направлены 2 уведомления и 1 общий список лиц, по которым в первоначально представленной форме СЗВ-М сведения отсутствовали (в этом списке были указаны и лица, за которых не были представлены сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, но в то же время на этих застрахованных лиц представлена форма РСВ в Федеральную налоговую службу за отчетные периоды 2017 год). Только после этого страхователем была представлена дополняющая форма СЗВ-М 05.03.2019.
С апелляционной жалобой Пенсионным фондом представлены дополнительные доказательства в подтверждение вышеуказанных обстоятельств:
текстовое сообщение о выявленных расхождениях, извещение о доставке текстового сообщения, информация (список) о выявленных расхождениях, извещение о доставке уведомлений и перечня лиц, по которым выявлены расхождения.
В силу ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными. Заявитель такие причины не указывает.
До принятия судом первой инстанции решения указанные документы не были представлены заявителем в материалы дела, в связи с чем при вынесении решения не были учтены.
При этом с учетом положений ч. 2 ст. 9, ч.ч. 3, 4 ст. 65 АПК РФ доказательства должны быть раскрыты заблаговременно до начала судебного разбирательства.
С учетом изложенного, исходя из положений ст. 268 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд отказал в приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе документов.
Данные доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств и сделанных судом выводов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и взыскания с ФКУ Колония-Поселение N 5 штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2019 по делу N А72-14174/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14174/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ДИМИТРОВГРАДЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области межрайонное
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 5 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ФКУ "Колония-поселение N 5 УФСИН по Ульяновской области"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19295/19