город Воронеж |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А14-10280/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Модус-Воронеж" (ОГРН 1083668038189, ИНН 3625010738, далее - ООО "Модус-Воронеж" или заявитель):
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН 1053600124676, ИНН 3665049192, город Воронеж, далее - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области или заинтересованное лицо): |
Орешкин П.Е. представитель по доверенности от 16.04.2016 N 55,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2019 по делу N А14-10280/2019 (судья Ловчикова Н.В.), принятое по заявлению ООО "Модус-Воронеж" к Управлению Роспотребнадзора по Воронежской области о признании недействительным предписания от 28.03.2019 N 153-02/3 в части пунктов 1, 2, 3, 5,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Модус-Воронеж" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 28.03.2019 N 153-02/3 в части пунктов 1, 2, 3, 5.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2019 по делу N А14-10280/2019 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 28.03.2019 N 153-02/3 в части обжалуемых обществом с ограниченной ответственностью "Модус-Воронеж" пунктов 1,2,3,5 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на наличие оснований для выдачи спорного предписания.
В судебном заседании представитель ООО "Модус-Воронеж", возражал против апелляционной жалобы, признавал решение суда первой инстанции законным и обоснолванным.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении ООО "Модус-Воронеж" была проведена плановая выездная проверка.
Судом не установлены нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые в любом случае свидетельствуют о незаконности результатов проверки. Проверка отвечает всем требованиям закона, и поэтому ее результаты признаются судом допустимыми доказательствами по делу.
В ходе проверки выявлено, что в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция), промплощадка ООО "Воронеж-Реалти", на которой располагается, в том числе, автосалон ООО "Модус-Воронеж", относится к IV классу в гигиенической классификации с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м (раздел 7.1.12 п.2 "Объекты по обслуживанию легковых, грузовых автомобилей с количеством постов не более 10, таксомоторный парк.).
Ближайшая к предприятию существующая жилая зона располагается в северозападном направлении на расстоянии 95 м и представлена жилым домом по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-н, х. Ветряк, ул. Транспортная, 1.
В юго-западном направлении на расстоянии 76 м от границы промплощадки располагаются земельные участки под перспективное жилое строительство по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-н, х. Ветряк, ул. Выборгская.
Проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разработан для ООО "Воронеж-Реалти", как собственника земельных участков, и учитывает вклады всех источников химического и физического воздействия на территории площадок по адресам: Воронежская обл., Рамонский р-н, пос. Солнечный, ул. Московское шоссе, N 6, N 8, N 10.
Данные земельные участки рассматриваются как единый промузел.
В наличии санитарно-эпидемиологическое заключения по проекту расчетной санитарно-защитной зоны ООО "Воронеж-Реалти" 36.ВЦ.40.000.Т.007591.03.15 от 11.03.2015.
Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту установленной санитарно-защитной зоны и решение главного государственного санитарного врача во Воронежской области у ООО "Модус-Воронеж" отсутствует, что является нарушением ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.1,4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция), Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Отсутствует также санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (срок действия проекта истек в 2019), что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 20 Закона N 52-ФЗ, п. 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
При этом, предприятием не организовано проведение лабораторных исследований за состоянием (загрязнением) атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и мест проживания населения, что не соответствует требованиям статьям Закона N 52-ФЗ, п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п.п 3.4.6; 4.1.1; 5.1 СанПиН 22.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Хранение тары с отработанным маслом осуществляется без поддона, что не предотвращает розлив и пролив масла и может привести к загрязнению почвы, что не соответствует требованиям статьи 21 Закона N 52-ФЗ.
Программа производственного лабораторного контроля представлена, но объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определен без учета санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания, установленная периодичность проведения лабораторного контроля не соответствует нормируемым показателям, лабораторный контроль за соблюдением требований санитарного законодательства за условиями труда работающих на рабочих местах организован не в полном объеме, что не соответствует требованиям ст. 32 Закон N 52-ФЗ, п.п.2.5, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СП 1.1.2193- 07 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (изменения и дополнения 1 к СП 1.1.1058-01).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления акта от 28.03.2019 N 219 и вынесения предписания от 28.03.2019 N 153-02/3, в соответствии с которым на общество возлагаются следующие обязанности:
1. Установить санитарно-защитную зону в соответствии с требованиями ст. 20 Закона 52-ФЗ, п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция), Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" в срок-до 01.02.2020 г.
2. Обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключение по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу для предприятия в соответствии с требованиями ст. 20 п. 3 Закона 52-ФЗ, п. 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" в срок-до 01.02.2020 г.
3. Организовать проведение лабораторных исследований за состоянием (загрязнением) атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и мест проживания населения в соответствии с требованиями ст. 32 Закона 52-ФЗ, п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п.п3.4.6; 4.1.1; 5.1 СанПиН 22.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" в срок до 01.02.2020.
4. Хранение ранение тары с отработанным маслом осуществить в соответствии требованиями ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 г N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в срок до 01.02.2020.
5. Организовать лабораторный контроль за соблюдением требований санитарного законодательства за условиями труда работающих на рабочих местах в соответствии с требованиями ст. 32 Закона 52-ФЗ, п.п.2.5, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СП 1.1.2193-07 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (изменения и дополнения 1 к СП 1.1.1058-01)) в срок-до 01.02.2020 г.
Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов 1, 2, 3, 5, полагая, что указанные пункты предписания нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области N 153-02/3 от 28.03.2019 в части обжалуемых ООО "Модус-Воронеж" пунктов 1,2,3,5 является незаконным, необоснованным и подлежит отмене как не соответствующее требованиям Федеральному закону от 30.03.1999 г N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 8 Закона N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания (статья 11 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе: обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (пункт 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ.
Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в данных правилах. Реконструкция, техническое перевооружение промышленных объектов и производств проводится при наличии проекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, выполненными в составе проекта СЗЗ с расчетными границами. После окончания реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию расчетные параметры должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух (пункт 3.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и предприятий проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 52-ФЗ нормативы ПДВ химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с условиями договора аренды нежилого помещения от 01.01.2013 (в редакции Дополнительного соглашения N 7 от 01.10.2018) арендует у ООО "Воронеж-Реалти" только один автосалон "BMW" (Торгово-сервисный центр для автотранспорта, первая очередь строительства, расположен по адресу: Воронежская область, Рамонский р-н, п. Солнечный, ул. Московское шоссе, д. 6/1, кадастровый номер 36:25:0000000:3589).
Автосалон "BMW" был введен в эксплуатацию 26.04.2010 разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU-36525315-024-10 (приобщено к материалам дела на основании протокольного определения от 25.12.2019)
Между тем, изменениями и дополнениями N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, вступившими в силу с 12.11.2010, редакция пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 изменена.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 (в редакции, действующей с 12.11.2010) установлено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Редакция данных санитарных правил от 12.11.2010 (то есть подлежащих применению к периоду проверки) не распространяется на действующие промышленные предприятия, к которым относится общество.
Доказательств подтверждающих, что ООО "Модус-Воронеж" или ООО "Воронеж-Реалти" проводили реконструкцию автосалона "BMW" материалы дела не содержат.
Действующие в настоящее время нормативно правовые акты не устанавливают обязанности создания санитарно-защитной зоны вокруг действующих объектов, а лишь предписывают учитывать его положения при проектировании и реконструкции объектов, стадия готовности которых предполагает наличие у владельцев возможности такого учета.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Верховного Суда РФ от 24.08.2017 N 44-АД17-15.
В связи с тем, что ООО "Модус-Воронеж" и арендуемый им автосалон "BMW" является действующим предприятием (введен в эксплуатацию 26.04.2010), не является ни вновь строящимся, ни реконструируемым объектом, то у общества отсутствовала обязанность по установлению санитарно-защитной зоны.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции был сделан верный вывод о недействительности предписания в части пункта N 1.
Пунктом 2 обжалуемого предписания на заявителя возложена обязанность обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу.
Согласно пункту 4.2.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Согласно Свидетельству о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N AORJOM9R от 03.01.2017 г., ООО "Модус-Воронеж" отнесено к объекту IV-й категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Таким образом, "Модус-Воронеж" относится объекту IV-й категории негативного воздействия на окружающую среду и в соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона N 7-ФЗ не обязано разрабатывать нормативы допустимых выбросов в атмосферу и, соответственно, не обязано обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения по таким проектам.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что в ООО "Модус-Воронеж" ранее действовал проект нормативов предельно допустимых выбросов, на который уже имеется Санитарно-эпидемиологическое заключение N 36.ВЦ.40.000.Т.005092.03.13 от 05.03.2013.
В связи с этим пункт 2 оспариваемого предписания также подледжит признанию недействительным.
Пунктом 3 оспариваемого предписания ООО "Модус-Воронеж" обязано организовать проведение лабораторных исследований за состоянием (загрязнением) атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и мест проживания населения в соответствии с требованиями статьи 32 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", п.п3.4.6; 4.1.1; 5.1 СанПиН 22.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
В силу статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Пунктом 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 2.4 названных Санитарных правил производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
В силу пункта 2.5 СП 1.1.1058-01 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.
Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Разделом 1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предусмотрено, что санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации. Соблюдение требований настоящих Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В п. 4.1.1 указанных СанПиН предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Согласно п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния данного объекта.
Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке (п. 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01).
Судами установлено, что в ходе проверки ООО "Модус-Воронеж" представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов на 2018, разработанный ООО "Эко центр".
Согласно Техническому отчету по контролю установленных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу ООО "Модус-Воронеж", разработанного лабораторией ООО "Эко центр" и утвержденного 25.04.2018, отбор проб воздуха, аэродинамические замеры и проведение химических анализов заявителя осуществляла аккредитованная аналитическая лаборатория ООО "ЭКО центр" согласно утвержденному плану-графику на 2018 год (т.1 л.д. 39).
Выявлен один источник выбросов загрязняющих веществ, превышение нормативов ПВД в выбросах ЗВ в атмосферу не обнаружено.
Таким образом, еще до проверки заявитель организовал проведение лабораторных исследований за состоянием (загрязнением) атмосферного воздуха, в связи с чем у уполномоченного органа отсутствовали основания для возложения на заявителя обязанности по организации проведения лабораторных исследований необоснован административным органом.
Пунктом 5 оспариваемого предписания на заявителя возложена обязанность организовать лабораторный контроль за соблюдением требований санитарного законодательства за условиями труда работающих на рабочих местах в соответствии с требованиями статьей 32 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.2.5, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СП 1.1.2193-07 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий" (изменения и дополнения 1 к СП 1.1.1058-01)).
Требования к программе производственного контроля содержатся в разделе III СП 1.1.1058-01, в котором указано, что Программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать, в том числе перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (пункт 3.1).
Следовательно, пункт 3.1 СП 1.1.1058-01 устанавливает требование к программе (плану) производственного контроля только в части наличия перечня санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; каких-либо требований к полноте указанного перечня пункт 3.1 СП 1.1.1058-01 не содержит.
Заявителем разработана и утверждена Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в ООО "Модус-Воронеж" от 14.01.2019 (т.1 л.д. 46), в соответствии с которой заявитель в феврале 2019 года уже проводил в полном объеме лабораторные испытания за условиями труда работающих с привлечением аккредитованной лабораторией ООО "Эко-центр", по результатам которых были составлены соответствующие протоколы.
При этом все параметры физических и химических факторов соответствуют требованиям санитарных норм и правил. Данная программа в разделе 2 содержит перечень санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью, как требует п. 3.1 СП 1.1.1058-01. 15
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что позиция уполномоченного органа о том, что программа общества не соответствует требованиям статьи 25 Закона N 52-ФЗ и пункта 3.1 СП 1.1.1058-01, является ошибочной, поскольку нарушением будет являться отсутствие в программе перечня изданных санитарных правил, а не его неполнота.
При таких обстоятельствах требования судом первой инстанции были правомерно удовлетворены требования ООО "Модус-Воронеж" о признании недействительным предписания от 28.03.2019 N 153-02/3 в части пунктов 1, 2, 3, 5.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2019 по делу N А14-10280/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10280/2019
Истец: ООО "Модус-Воронеж"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ВО