г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А56-90118/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32588/2019) ООО "Пивоварня купца Лапина" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 по делу N А56-90118/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ООО "Пивоварня купца Лапина"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пивоварня Купца Лапина" (180002, г. Псков, ул. Яна Райниса, д. 53, ОГРН: 1146027001691) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. А, ОГРН: 1097847301661) (далее - Управление, Росалкогольрегулирование) о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2019 N 11-21 по делу об административном правонарушении N 11-21, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Решением от 9 октября 2019 года суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал, придя к выводу о наличии в действиях Общества события и состава инкриминируемого правонарушения.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в его действиях.
Определением от 05.11.2019 апелляционная жалоба Общества принята к производству в упрощенном порядке без вызова сторон, о чем стороны уведомлены надлежащим образом в соответствии со статьями 226, 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.04.2019 административным органом установлено осуществление Обществом производства алкогольной продукции (пивных напитков, сидра) в 1 кв. 2019 года при отсутствии решения Росалкогольрегулирования о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пивных напитков, сидра без оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции. Указанное обстоятельство подтверждено декларацией об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме 3 за 1 кв. 2019 года (далее - декларация N 3); адрес: 180002, Псковская область, г. Псков, улица Яна Райниса, 53).
На основании выявленных нарушений Управление составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 18.07.2019 N 11-21 применительно к статье 14.19 КоАП РФ.
Постановлением от 30.07.2019 N 11-21 по делу об административном правонарушении N 11-21 Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.19 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление административного органа в судебном порядке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
ООО "Пивоварня купца Лапина" осуществляет деятельность по производству пива на основании решения Росалкогольрегулирования от 03.12.2015 N 10/238 о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции по адресу: 180002, Псковская область, г. Псков, улица Яна Райниса, 53 (л.д.51).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закона N 171-ФЗ) напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
В соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ сидр - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода.
В соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (производственная мощность) (далее -мощность) - максимально возможный годовой объем производства соответствующей продукции на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (далее - АСИиУ).
Требование вышеуказанного абзаца пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ не распространяется на основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в порядке, установленном пунктом 6 статьи 14 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и имеющие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти расчет производственной мощности в отношении основного технологического оборудования. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции проводит обследование данного оборудования в целях установления достоверности расчета производственной мощности, представленного указанными организациями. Годовая производственная мощность организации по производству пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи определяется в соответствии с "Порядком составления расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи", утвержденным приказом Минфина России от 26.18.2018 N 239н (далее - Порядок расчета мощности).
В соответствии с пунктом 2 Порядка расчета мощности производственная мощность рассчитывается отдельно по каждому виду продукции: пиво; пивные напитки; сидр; пуаре; медовуха.
Таким образом, в соответствии с положениями Порядка, ООО "Пивоварня купца Лапина", осуществляя производство пивных напитков и сидра, обязано иметь отдельное решение о допустимости использования технологического оборудования по каждому виду производимой продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год; организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Порядок оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 ноября 2012 года N 351 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 14 Порядка организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, разливаемых в потребительскую тару, средства измерения, обеспечивающие измерение объема готовой продукции, устанавливают после расходной (напорной) емкости (форфаса) перед фасовочной машиной (автоматом) (машиной (автоматом) розлива, комплектной установкой, дозатором и т.д.).
Согласно пункту 19 Порядка после оснащения средствами измерения основного технологического оборудования средства измерения пломбируются (опечатываются) должностным лицом территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения основного технологического оборудования организации или ее обособленного подразделения в присутствии уполномоченного представителя организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается: производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, в соответствии с которым основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по пломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, пломбированию технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пломбированию оборудования для учета объема перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 1 августа 2013 г. N 192 (далее - Административный регламент) пломбирование (снятие пломб) средств измерения, технических средств и оборудования для учета объема перевозок осуществляется на основании заявления о пломбировании (снятии пломб), оформленного согласно Приложению N 2 и документов, указанных в пункте 21 Административного регламента, поданных в территориальный орган Росалкогольрегулирования по месту осуществления деятельности.
В соответствии с пунктом 19 Административного регламента заявление о пломбировании (снятии пломб) и документы, указанные в пункте 21 Административного регламента, представляются посредством почтовых отправлений, через представителя заявителя либо в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал).
Как было указано, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка ООО "Пивоварня купца Лапина" было выдано решение от 03.12.2015 N 10/238 о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
В тоже время в результате анализа информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе "База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции" за 1 квартал 2019 года, представленной ООО "Пивоварня купца Лапина", установлено, что организация осуществляла производство алкогольной продукции (пивных напитков, сидра) в 1 квартале 2019 года при отсутствии решения Росалкогольрегулирования о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пивных напитков без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Согласно данных деклараций N 3, представленных ООО "Пивоварня купца Лапина" в соответствии с "Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. N 815 организация произвела: за 1 квартал 2019 г. - 365,855 дал пивных напитков; -82,0 дал сидра.
Обществом в Управление были представлены объяснения от 26.06.2019 исх.N 11 (вх. N с2-6184 от 26.06.2019) с документами, истребованными ранее в соответствии с определением об истребовании сведений от 19 июня 2019 года, а именно: перечень выпускаемой продукции ООО "Пивоварня купца Лапина", оборотно-сальдовую ведомость по счету 43 за 1 квартал 2019 г., подтверждающие производство алкогольной продукции (пивных напитков, сидр) за 1 кв. 2019 года; протокол от 12.03.2019 N 1 о продлении полномочий директора; журнал учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 кв. 2019 года (далее - Журнал учета объемов производства), и объяснительная от 01.07.2019 N б/н (вх. N с2-6401 от 02.07.2019) (л.д.73 оборот - 81).
Согласно указанными объяснениями (от 26.06.2019 исх.N 11 (вх. N с2-6184 от 26.06.2019) от 01.07.2019 N б/н (вх. N с2-6401 от 02.07.2019) организация полагала, что выданное решение включает в себя всю алкогольную продукцию (пиво, пивные напитки, сидр).
Согласно представленным бухгалтерским документам (оборотно-сальдовой ведомостью по счету 43 за 1 квартал 2019 г.) и журналу учета объемов производства, организация осуществляла производство алкогольной продукции (пивных напитков, сидра) в 1 кв. 2019 года. При этом за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 заявлений о пломбировании АСИиУ в адрес Управления не поступало и пломбирование АСИиУ должностным лицом территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не проводилось.
На основании изложенного, Управление пришло к обоснованному выводу об осуществлении Обществом производство алкогольной продукции (пивных напитков, сидра) в 1 кв. 2019 года при отсутствии решения Росалкогольрегулирования о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пивных напитков и сидра без оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Общество имело возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
При рассмотрении дела, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении согласно статье 24.5 КоАП РФ либо указывающих на малозначительность правонарушения согласно статье 2.9 КоАП РФ, правомерно не установлено ни Управлением, ни судом первой инстанции.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность согласно ст. 4.2 КоАП РФ либо обстоятельств, отягчающих административную ответственность согласно ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ с учетом обстоятельств дела Управление применило к Обществу санкцию в виде предупреждения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При вынесении оспариваемого постановления Управлением не допущено процессуальных нарушений, влекущих его безусловную отмену. Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
При указанных обстоятельствах дела требование заявителя правомерно отклонено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Общества не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 октября 2019 года по делу N А56-90118/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пивоварня Купца Лапина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90118/2019
Истец: ООО "ПИВОВАРНЯ КУПЦА ЛАПИНА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ