Ессентуки |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А20-480/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 27.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" - Макитова И.Т. (доверенность от 27.09.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700234321, ИНН 0721009680, г. Нальчик) на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республике от 11.09.2019 по делу N А20-480/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось Управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1040700234300, ИНН 0721009673) г. Нальчик в лице судебного пристава-исполнителя МРО судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР Хромов В.В. (далее - судебный пристав, истец) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700234321, ИНН 0721009680, г. Нальчик) (далее- росреестр, ответчик) в котором просит:
-признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 22.08.2018 года N 07/001/088/2018 -266 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 07:09:000000:2947, (помещение 3-го этажа), общая площадь 269,7 кв.м, адрес: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Тургенева, д. 21-незаконным.
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике осуществить государственную регистрацию права собственности за Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на объект недвижимости с кадастровым номером 07:09:000000:2947, (помещение 3-го этажа), общая площадь 269,7 кв.м., адрес: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Тургенева, д. 21 и выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права.
Суд первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлек общество с ограниченной ответственностью "Евробитум" (далее - ООО "Евробитум") и Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство), ГБУ "Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Кабардино-Балкарской Республики" (далее - учреждение).
Суд первой инстанции заявленные требования судебного пристава-исполнителя Хромова Вячеслава Валерьевича удовлетворил. Судом признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике от 22 августа 2018 годаN 07/001/088/2018-266 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 07:09:000000:2947, (помещение третьего этажа), общая площадь 269,7 кв.м., адрес: КБР, г. Нальчик, ул. Тургенева, д. 21.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике осуществить государственную регистрацию права собственности Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на объект недвижимости с кадастровым номером 07:09:000000:2947- помещение 3-го этажа здания, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Тургенева, д. 21, общей площадью 269,7 кв.м.
С таким решением ответчик не согласился, и обжаловал решение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе росреестр просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт полагает, что решение суда первой инстанции принятое с нарушением норм материального и норм процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу истец в адрес суда апелляционной инстанции не направил.
До начала судебного заседания от росреестра поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие свое представителя.
Судом, с учётом мнения представителя явившегося в судебное заседание заявленное ходатайство удовлетворено.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие общества и третьих лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения, в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела усматривается.
В рамках дела N А20-723/2011 года ООО "Евробитум" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) об обращении взыскания на имущество должника - государственного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Управление по содержанию и ремонту автомобильных дорог" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - предприятие), которое (по мнению общества) незаконно передано в казну Кабардино-Балкарской Республики, в размере не погашенных требований в деле о банкротстве предприятия на сумму 5 128 162 рубля 04 копейки, а в случае отсутствия имущества - нежилых помещений третьего этажа общей площадью 269,7 кв. м, расположенных в административном здании по адресу: г. Нальчик, ул. Тургенева, 21 (далее - спорное имущество) - взыскать с министерства названную сумму.
Суд первой инстанции решением от 19.07.2012 исковые требования общества удовлетворены, суд обратил взыскание на имущество должника (нежилые помещения третьего этажа общей площадью 269,7 кв. м, расположенные в административном здании по адресу: г. Нальчик, ул. Тургенева, 21), незаконно изъятое у предприятия и переданное в казну Кабардино-Балкарской Республики, в размере не погашенных требований в деле о банкротстве предприятия (5 128 162 рубля 04 копейки).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2013 года решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А20-723/2011 оставлены без изменения.
После вступления в законную силу решения суда 11.03.2013 года выдан исполнительный лист серии АС N 006054656.
Судебным приставом-исполнителем Нальчикского ГОСП УФССП России по Кабардино-Балкарской Республике Хромовым В.В. 05.05.2014 на основании исполнительного документа: исполнительного листа N 006054656 от 11.03.2013, выданный Арбитражным судом КБР по делу N А20-723/2011, предмет исполнения: обращение взыскания на имущество, в отношении должника: Министерство государственного имущества и земельных отношений КБР, адрес должника: пр-кт Ленина, д. 27, г. Нальчик, Россия, 360000, в пользу взыскателя: ООО "Евробитум", адрес взыскателя: пер. Балакиревский, д. 19, стр. 1, г. Москва, Россия, 105082, возбуждено исполнительное производство N40427/14/09/07 в отношении Министерства государственного имущества и земельных отношений КБР, адрес должника: Россия, г. Нальчик, пр-кт Ленина, д. 27.
Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 13.02.2018, на основании того, что признанное судом право собственности за ООО "Евробитум" на имущество должника, помещения 3 этажа здания, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Тургенева, 21, общей площадью 269,7 кв.м., незаконно изъятое ответчиком и переданное в казну КБР в размере требований на общую сумму 5 128 162, 04 коп. подлежит государственной регистрации.
На росреестр постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.02.2018 возложена обязанность зарегистрировать за министерством право собственности на имущество должника (Министерства земельных и имущественных отношений КБР) - помещения 3 этажа здания, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Тургенева, 21, общей площадью 269,7 кв. м., внесенному в реестр государственного имущества КБР за N В13011000004 230410.
Для регистрации права собственности письмом от 04.04.2018 росреестр рекомендовано обратиться в ГБУ "Многофункциональный центр" с заявлением о государственной регистрации с приложением необходимых документов.
Судебный пристав-исполнитель 13.04.2018 обратился в росреестр с постановлением о регистрации за министерством права собственности на спорное имущество, с приложением ряда документов, а именно: выписка из реестра государственного имущества; распоряжение от 04.02.2013 г.; копия технического паспорта; сообщение об отказе в государственной регистрации; копия исполнительного листа, сведения, об исполнении которого отсутствуют.
В ГБУ "Многофункциональный центр по Кабардино-Балкарской республике" 16.05.2018 направлено постановление судебного пристава-исполнителя об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в пятнадцатидневный срок со дня получения постановления зарегистрировать за Министерством земельных и имущественных отношении КБР право собственности на помещения 3 этажа здания, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул.Тургенева, 21, общей площадью 269,7 кв.м., внесенному в реестр государственного имущества КБР за N В13011000004 230410.
Уведомлением от 22.05.2018 г. За N 07/001/088/2018-266, поступившим в МО по ИОИП УФССП по КБР 27.06.2018, государственная регистрация права приостановлена в связи с направлением запроса в Министерство земельных и имущественных отношений о предоставлении дополнительной информации.
Установлено, что по состоянию на 24.10.2018 г. в МО по ИОИП УФССП по КБР какой-либо информации об исполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, либо об отказе в исполнении с указанием причин отказа регистрации не поступило, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР направлен запрос о предоставлении информации.
Из полученного 25.01.2019 судебным приставом-исполнителем ответа росреестра от 17.01.2019 N 218/01-26 следует, что ответчиком 22.08.2018 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество отказано, в связи с тем, что Министерством земельных и имущественных отношений не была предоставлена запрошенная росрестром соответствующая информация.
Не согласившись с данным отказам, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суд отмечает, что по смыслу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательным этапом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К таким основаниям, в том числе, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом согласно пункту 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно со статьей 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов.
На основании с ч.2 п.2 ст. 66 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю.
Согласно с ч. 3 п. 6 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения является обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество.
Постановлением Пленума ВС РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" п. 53, исходя из положений ч. 1 и 2 ст. 66 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе не только обратиться за государственной регистрацией права собственности должника на имущество, а также принадлежащих ему иных имущественных прав, подлежащих государственной регистрации, но и в судебном порядке оспорить приостановление и отказ в государственной регистрации прав.
Пунктом 17 ч. 1 ст. 64 и ст. 66 Закона об исполнительном производстве, если от должника невозможно получить запрошенные и необходимые для государственной регистрации его права на недвижимое имущество документы, судебный пристав-исполнитель может обратиться в уполномоченные органы за оформлением таких документов.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель также вправе обратиться к другой стороне сделки по отчуждению недвижимого имущества, в которой приобретателем является должник, с предложением совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности.
При согласии другой стороны сделки на совершение этих действий в регистрирующий орган наряду с ее заявлением представляется постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное в соответствии ч. 3 ст. 66 Закона об исполнительном производстве.
При отказе другой стороны от совершения таких действий государственная регистрация перехода прав собственности на недвижимое имущество к должнику осуществляется в порядке искового производства по требованию судебного пристава исполнителя в соответствии с п. 3 ст. 551 ГК РФ.
Решение суда об удовлетворении указанного требования судебного пристава-исполнителя в силу абз.6 п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.
В случае регистрации, проводимой в порядке исполнения судебного акта по требованию судебного пристава, не может быть отказано на том основании, что обратилось ненадлежащее лицо, либо что правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии права заявителя.
Учитывая, что заявитель в полном объеме представил документы, требуемые Законом о регистрации для проведения государственной регистрации права собственности; с учетом того, что таким правом действующим законодательством судебный пристав-исполнитель наделен, и обратился с заявлением в рамках принудительного исполнения на основании исполнительного листа, право собственности признано за субъектом в установленном порядке, и выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
Суд первой инстанции, верно установил, что у регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на объекты недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления администрации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республике от 11.09.2019 по делу N А20-480/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-480/2019
Истец: УФССП РФ по КБР
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: ГБУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг КБР", Министерство земельных и имущественных отношений КБР, Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг КБР ", ООО "Евробитум, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики, Хромов В. В.