город Омск |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А75-16021/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15168/2019) общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Строй" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.11.2019 по делу N А75-16021/2019 (судья Зубакина О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Строй" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления от 10.07.2019 N 82/ДС/19 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Строй" (далее - заявитель, Общество, ООО "Инвест-Строй") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Служба) о признании недействительным постановления от 10.07.2019 N 82/ДС/19 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.11.2019 по делу N А75-16021/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Инвест-Строй" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на отсутствие вины Общества во вменяемом правонарушении, поскольку в форму отчетности и в методические рекомендации внесены изменения, которые были предоставлены Обществу только 30.04.2019, в этой связи Общество не располагало возможностью своевременно разместить на соответствующем сайте дополнения к отчетности с учетов изменений, внесенных в форму отчетности и методических рекомендаций.
Службой представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес общества, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Инвест-Строй" является застройщиком долевого строительства "Комплекс жилых домов с объектами общественного назначения. Жилой дом N 2 со встроенными нежилыми помещениями и пристроенной заглубленной автостоянкой", "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями социального назначения. Корпус 49-2 г. Нефтеюганск мкр. 5, уч. 17". "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями социального назначения. Корпус 49-1. Г. Нефтеюганск, мкр. 5, уч. 17" и привлекает для их строительства денежные средства участников долевого строительства.
В представленной отчетности застройщика ООО "Инвест-Строй" за 1 квартал 2019 года (от 21.05.2019 N 27-Исх-4012) недостоверно заполнены следующие сведения.
По объекту капитального строительства: "Комплекс жилых домов с объектами общественного назначения. Жилой дом N 2 со встроенными нежилыми помещениями и пристроенной заглубленной автостоянкой":
- не в полном объеме заполнен раздел II отчетности (Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства к отчетности) (ее заполнены пункты 7-8,9.2/11.1,11.5);
- не заполнены сведения в разделе IV отчетности (Примерный график реализации проекта строительства и обязательств но договорам);
- не представлена к отчетности справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты, части 1 статьи 18 Закона о долевом строительстве, что является нарушение пункта 12 Правил N 656/нр.
По объекту капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями социального назначения. Корпус 49-2. г. Нефтеюганск, мкр. 5, уч. 17":
- нe в полном объеме заполнен раздел II отчетности (Сведения о многоквартирном доме и (или) ином Объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением Денежных средств участников долевого строительства к отчетности) (ее заполнены пункты 7-8,9.2,' 11.1,11.5);
- не заполнены сведения в раздела IV отчетности (Примерный трафик реализации проекта строительства и обязательств по договорам);
- не представлена к отчетности справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 Закона о долевом строительстве, что является нарушение пункта 12 Правил N 656/нр.
По объекту капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями социального назначения. Корпус 49-1. г. Нефтеюганск, мкр. 5, уч. 17":
- не в полном объеме заполнен раздел II отчетности (Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства к отчетности) (не заполнены пункты 7-8,9ДД 1.1,11.5);
- не заполнены сведения в разделе IV отчетности (Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам);
Не представлена к отчетности справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 Федерального Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ, Федеральный закон N 214-ФЗ).
По факту выявленных нарушений Службой в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 03.07.2019.
По результатам рассмотрения административного дела Службой вынесено постановление от 10.07.2019 N 82ДС/19, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и отсутствия со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, регулируемые Федеральным законом N 214-ФЗ в части порядка организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в несвоевременном предоставлении застройщиком ежеквартальной отчетности, предоставлении им недостоверной либо неполной ежеквартальной отчетности в контролирующий орган.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица - застройщики.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Согласно статье 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу пункта 6 части 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр утверждены форма и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 656 порядок устанавливает правила предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и обязательств по договорам сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее - отчетность) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно пункту 7 Правил N 656 отчетность предоставляется в контролирующий орган одним из следующих способов:
1) в виде бумажного документа при личном обращении в контролирующий орган;
2) в виде бумажного документа посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении;
3) в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС).
Пунктом 8 Правил N 656 установлено, что отчетность, предоставляемая в виде бумажного документа (включая приложения к ней) должна быть прошита и пронумерована.
В случае предоставления отчетности при личном обращении в контролирующий орган к отчетности прилагается доверенность, удостоверяющая полномочие представителя застройщика на предоставление отчетности в контролирующий орган. При получении отчетности при личном обращении уполномоченным сотрудником контролирующего органа составляется акт приемки в двух экземплярах, содержащий опись полученных им документов, дату получения им отчетности, сведения о представителе застройщика и наличии в составе отчетности документа, удостоверяющего его полномочие на предоставление отчетности, а также наименование должности, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) сотрудника контролирующего органа, принявшего отчетность и составившего акт приемки. Акт приемки передается на руки в день личного обращения в контролирующий орган. Один экземпляр передается представителю застройщика, второй экземпляр передается в контролирующий орган.
В случае предоставления отчетности в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в ЕИСЖС отчетность и приложения к ней подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа
Пунктом 12 Правил N 656 предусмотрено, что при указании в графе 12.4 раздела II отчетности суммы денежных средств, использованных застройщиком в отчетном периоде по целевому назначению, застройщиком к отчетности прилагается справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 Закона о долевом строительстве.
Из содержания протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления следует, что в представленной отчетности за 1 квартал 2019 года заявителем недостоверно указаны сведения по объектам капитального строительства: "Комплекс жилых домов с объектами общественного назначения. Жилой дом N 2 со встроенными нежилыми помещениями и пристроенной заглубленной автостоянкой", "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями социального назначения. Корпус 49-2. г. Нефтеюганск, мкр. 5, уч. 17", "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями социального назначения. Корпус 49-1. г. Нефтеюганск, мкр. 5, уч. 17".
Следовательно, факт нарушения заявителем положений Федерального закона N 214-ФЗ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, Обществом не оспорен и не опровергнут, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все меры по соблюдению требований законодательства в области порядка организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных правил и норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела также не имеется.
Отклоняя доводы Общества о невозможности своевременного размещения на сайте дополнений к отчетности с учетов изменений, внесенных в форму отчетности и методических рекомендаций, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в пункты 7-8, 9.2, 11.1, 11.5 Правил N 656 изменения не вносились, сведений о нормативно-правовых актах, вносящих изменение в указанные Правила Обществом не представлено.
Учитывая изложенное и на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении от 03.07.2019 соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.
Постановление по делу об административном правонарушении от 10.07.2019 N 82ДС/19 вынесено уполномоченным органом с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.11.2019 -оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16021/2019
Истец: ООО "ИНВЕСТ-СТРОЙ"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры