г. Саратов |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А12-23236/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сазоновой Екатерины Григорьевны на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2019 года по делу N А12-23236/2019 (судья Калашникова О.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сазоновой Екатерины Григорьевны (ИНН 344307661146, ОГРН 304344323900080)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград, ул.7-я Гвардейская, д. 12, ИНН 3015111622, ОГРН 1173025006373)
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д.5, ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072); индивидуального предпринимателя Жалнина Дениса Евгеньевича; индивидуального предпринимателя Шнейдер Марию Игоревну; индивидуального предпринимателя Мамедова Сафара Джафар оглы,
о признании незаконным решения антимонопольного органа,
при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Соленковой О.Л., действующая на основании доверенности от 09.01.2019 N 01-03-33-5 (пост.); от Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области - Васильева А.В., действующий на основании доверенности от 21.08.2019, N 25-01-01/10-364 (пост.);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сазонова Екатерина Григорьевна (далее - заявитель, ИП Сазонова Е.Г., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области от имени простого товарищества "Перевозчик 138Т" с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 14.06.2019 N 034/01/18.1-488/2019.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2019 года по делу N А12-23236/2019 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Сазоновой Екатерине Георгиевне отказано.
Индивидуальный предприниматель Сазонова Екатерина Григорьевна не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в жалобе.
Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Приказом Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 17.04.2019 N 90-п "О проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Волгоградской области" объявлен конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок, в том числе по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Волгоградской области N 138Т "р.п. Городище (ОМОН) - п. Вторая Пятилетка" (ЛОТ N 5) (далее- конкурс).
Для участия в указанном конкурсе простым товариществом "Перевозчик 138Т", уполномоченным товарищем которого является индивидуальный предприниматель Сазонова Е.Г., 17.05.2019 подана заявка с приложением документов на участие в данном конкурсе.
После вскрытия конвертов с заявками организатором конкурса было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе Простого товарищества "Товарищество 138Т", поскольку опись, заявка и прилагаемые к ней документы не прошиты единым томом, как это установлено абзацем 3 пункта 4.3 и пунктом 5.5 конкурсной документации. Решение об отказе в допуске к участию в конкурсе зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок от 24.05.2019.
В протоколе в отражены следующие нарушения, допущенные простым товариществом "Перевозчик 138 Т": Товарищество не допущено к участию в конкурсе в соответствии с пунктами 4.3, 5.5 конкурсной документации и частью 1 статьи 23 Федерального закона за несоответствие конкурсной документации и прилагаемых к ней документов требованиям, установленной настоящей конкурсной документацией, а именно на опись, заявка и прилагаемые к ней документы не прошиты единым томом и не пронумерованы.
Победителем конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Волгоградской области по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Волгоградской области N 138 Т стал индивидуальный предприниматель Мамедов С.Д.
Не согласившись с решением Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области об отказе в допуске к участию в конкурсе, заявитель 28.05.2019 обратилась УФАС по Волгоградской области с жалобой уполномоченного участника простого товарищества "Перевозчик 138Т" ИП Сазоновой Е.Г. на действия конкурсной комиссии Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Также позднее было подано дополнение к жалобе от 03.06.2019.
В обоснование жалобы заявителем было указано, что конкурсной комиссией принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в конкурсе, поскольку допущенное заявителем нарушение (опись, заявка и прилагаемые к ней документы не прошиты единым томом) является незначительным, а ИП Мамедов С.Д. имеет задолженность по платежам в бюджет.
По итогам рассмотрения жалобы доводы заявителя признаны решением антимонопольного органа по делу N 034/01/18.1-488/2019 от 14.06.2019 необоснованными.
В связи с изложенным, заявитель обратилась в арбитражный суд с требованием о признании решения антимонопольного органа незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что заявителем нарушены требования, предъявляемые к заявке конкурсной документацией, в связи с чем, действия конкурсной комиссии по отказу в допуске его к конкурсу не противоречат действующему законодательству и положениям конкурсной документации.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 29.12.2015 N 230-ОД "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Волгоградской области", приказом Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 01.02.2016 N 15-п "Об организации открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области" Комитетом издан приказ от 29.11.2018 N 62-п "Об образовании конкурсной комиссии для проведения конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области".
На основании указанных нормативных актов Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области проведен конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном в Волгоградской области.
После вскрытия конвертов с заявками организатором конкурса было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе Простого товарищества "Товарищество 138Т", поскольку опись, заявка и прилагаемые к ней документы не прошиты единым томом, как это установлено абзацем 3 пункта 4.3 и пунктом 5.5 конкурсной документации. Решение об отказе в допуске к участию в конкурсе зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок от 24.05.2019.
В протоколе в отражены следующие нарушения, допущенные простым товариществом "Перевозчик 138 Т".: Товарищество не допущено к участию в конкурсе в соответствии с пунктами 4.3, 5.5 конкурсной документации и частью 1 статьи 23 Федерального закона за несоответствие конкурсной документации и прилагаемых к ней документов требованиям, установленной настоящей конкурсной документацией, а именно на опись, заявка и прилагаемые к ней документы не прошиты единым томом и не пронумерованы.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ) к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации; наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией; непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4.1. п. 2 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе, содержать следующие сведения:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
Установленный перечень требований по допуску к участию в открытом конкурсе является полным и исчерпывающим, при этом названным Федеральным законом требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Приказом Комитета от 17.04.2019 N 90-п утверждена конкурсная документация N 23 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Волгоградской области (далее - конкурсная документация).
В п. 5.5 конкурсной документации указано, что опись, заявка и прилагаемые к ней документы должны быть прошиты единым томом, все листы пронумерованы, скреплены печатью (при ее наличии) и подписаны заявителем или лицом, уполномоченным таким заявителем.
На основании с п. 4.3 конкурсной документации основаниями для отказа в допуске к конкурсу являются как несоответствие требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, установленным пунктом 4.1 настоящей конкурсной документации, так и несоответствие конкурсной заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным настоящей конкурсной документацией.
Учитывая, что заявка заявителя, опись и прилагаемые документы не были прошиты единым томом, заявка простого товарищества "Товарищество 138Т" не соответствовала требованиям конкурсной документации.
Условия, указанные в Конкурсной документации обязательны для исполнения всеми претендентами на участие в конкурсе, недопустимо избирательное исполнения требований конкурсной документации по выбору претендента, либо Конкурсной комиссии. Такая избирательность может привести к нарушениям при проведении Конкурса.
Вместе с тем довод апелляционной жалобы заявителя о достаточности соответствия требованиям ст. 23 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и юродским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) необоснован. Положения данной нормы устанавливают требования к участникам открытого конкурса, а не к форме заявки на участие в открытом конкурсе и содержанию данной заявки.
Также в качестве довода апелляционной жалобы о наличии у ИП Мамедова задолженности судебная коллегия отмечает.
Из материалов дела следует, что ИП Мамедовым С.Д.о. для участия в конкурсе были представлены вес необходимые документы, подтверждающие отсутствие долгов.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Волгоградского УФАС России письмом от 05.06.2019 N 03-4/4017 запрошена информация в Городищенском районном отделе судебных приставов Управления ФССП по Волгоградской области о наличии у участника конкурса Мамсдова Сафар Джафар Оглы задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и согласно информации Городищенского районного отдела судебных приставов Управления ФССП по Волгоградской области от 06.06.2019 действующих исполнительных производств в отношении Мамедова Сафар Джафар Оглы в базе ПК "ОСП" АИС ФССП России по Городищенскому району Волгоградской области не значится, на исполнении не находится.
Справка аналогичного содержания Городищснского районного отдела судебных приставов Управления ФССП по Волгоградской области от 04.06.2019 N 34006/19/385 представлена ИП Мамедовым С.Д. Оглы на заседание по делу.
Заявитель полагает, что подтверждением задолженности может служить распечатка с сайта Федеральной службы судебных приставов, из которой следует, что в отношении Мамедова С.Д. Оглы имелось исполнительное производство, прекращенное 26.12.2017 по ч. 1 п. 4 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Вместе с тем Закон 220-ФЗ в ч. 4 ст. 23 устанавливает, что к участию в открытом конкурсе допускаются индивидуальные предприниматели, в том числе не имеющие задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период. В Законе 220-ФЗ не содержится требования об отсутствии у претендентов прекращенных исполнительных производств как условия допуска к участию в конкурсе.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 октября 2019 года по делу N А12-23236/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23236/2019
Истец: Сазонова Екатерина Георгиевна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Евдокимова М.В., Жалнин Д. Е., КОМИТЕТ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Мамедов С. Ф., Шнейдер М. И.