город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2019 г. |
дело N А32-42091/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2019 по делу N А32-42091/2019
по иску ООО "Строительно-монтажное управление "Кубань регион"
к ответчику - Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Кубань Регион" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2019 N 002/84 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 05.11.2019 постановление Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 12.04.2019 N 002/84 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Кубань Регион" к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50000 рублей признано незаконным и отменено полностью.
Решение мотивировано тем, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным. Требование общества обоснованно и подлежит удовлетворению.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель заявителя участвовал. Постановление об административном правонарушении направлено в адрес заявителя, но не получено. Срок пропущен с учетом получения департаментом письма с копией постановления 08.11.2018 (вступило в силу 20.11.2018), заявление подано 05.09.2019. По мнению заявителя, правонарушение неправомерно признано судом первой инстанции малозначительным. Решение противоречит сложившейся судебной практике (дела N А32-8190/2015, N А32-9217/2019).
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края не явился. Департамент о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Представитель ООО "Строительно-монтажное управление "Кубань регион" в заседание не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.04.2019 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания N 002/84, которым ООО "Строительно-монтажное управление "Кубань регион" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Полагая незаконным постановление от 12.04.2019 N 002/2084, ООО "Строительно-монтажное управление "Кубань регион" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имели ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушивает объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" общество является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "СМУ "Кубань Регион" на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1017001:1451 по адресу г. Горячий Ключ, ул. Ярославского, 132 С, находящемся в собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 22.05.2015 N 23-23/010-23/010/017/2015-098/2) осуществляет строительство объектов:
1) малоэтажные, многоквартирные жилые дома. 1 этап строительства, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского, 132 С: разрешение на строительство от 10.06.2015 N Ru23304000-177 выдано управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края.
Первый договор участия в долевом строительстве зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 17.07.2015.
Проектная декларации по объекту строительства опубликована 17.06.2015 в сети Интернет по адресу: http://smu-kub.ru Информация из администрации муниципального образования Горячий ключ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в департамент не поступала;
2) малоэтажные, многоквартирные жилые дома. 2 этап строительства, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского, 132 С: разрешение на строительство от 10.06.2015 N Ru23304000-178 выдано управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края.
Первый договор участия в долевом строительстве зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 09.03.2016.
Проектная декларации по объекту строительства опубликована 17.06.2015 в сети Интернет по адресу: http://smu-kub.ru Информация из администрации муниципального образования Горячий ключ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в департамент не поступала;
3) малоэтажные, многоквартирные жилые дома. 3 этап строительства, г. Горячий Ключ, ул. Ярославского, 132 С: разрешение на строительство от 10.06.2015 N Ru23304000-179 выдано управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края.
Первый договор участия в долевом строительстве зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю 01.03.2016.
Проектная декларации по объекту строительства опубликована 17.06.2015 в сети Интернет по адресу: http://smu-kub.ru Информация из администрации муниципального образования Горячий ключ о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в департамент не поступала.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства. своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
Согласно пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 645, отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Срок представления ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2017 года -02.05.2017.
Отчетность, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации N 645, за 1 квартал 2017 года ООО "СМУ "Кубань Регион" направлена по почте 14.06.2017, что подтверждается почтовым штампом на конверте и поступила в контролирующий орган 27.06.2017, что подтверждается регистрационным номером входящей корреспонденции департамента N 10183-27.06.2017.
В данном случае, ООО "СМУ "Кубань Регион" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, но указанным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что ООО "СМУ "Кубань Регион" предпринято все зависящие от него меры по исполнению положений действующего законодательства.
Как отмечено выше, 12.04.2018 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания N 002/84, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В отношении ООО "СМУ "Кубань Регион" 12.02.2019 в присутствии представителя общества Проць А.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 002/84 от 12.02.2019.
В соответствии с определением от 05.04.2019 N 002/84 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "СМУ "Кубань Регион" по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ назначено на 12.04.2019 на 10 час. 00 мин., определение получил представитель по доверенности Кагинян В.Н.
Проверка процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным процессуальным действием при рассмотрении вопроса о законности обжалованного постановления о привлечении к ответственности.
По настоящему делу судом первой инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при принятии оспариваемого постановления и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями для признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Довод департамента о том, что правонарушение неправомерно признано судом первой инстанции малозначительным, отклоняется апелляционным судом.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, конкретные обстоятельства дела, в частности, отсутствие в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным интересам, а также отсутствие направленности действий общества на нарушение закона, принимая во внимание конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным.
С учетом изложенного, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражным судом оспоренное постановление от 12.04.2019 N 002/84 правомерно признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности. При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель заявителя участвовал. Постановление об административном правонарушении направлено в адрес заявителя, но не получено. Срок пропущен с учетом получения департаментом письма с копией постановления 08.11.2018 (вступило в силу 20.11.2018), заявление подано 05.09.2019.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Как следует из материалов дела, постановление о назначении административного наказания N 002/84 от 12.04.2018 получено ООО "Строительно-монтажное управление "Кубань регион" 27.08.2019, о чем свидетельствует соответствующая отметка на оспариваемом постановлении. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно штампу канцелярии суда первой инстанции с настоящим иском ООО "Строительно-монтажное управление "Кубань регион" обратилось в суд 05.09.2019, таким образом, срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности обществом не пропущен.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2019 по делу N А32-42091/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А.Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42091/2019
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "КУБАНЬ РЕГИОН", ООО СмУ Кубань Регион
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края