г. Самара |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А72-14173/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.11.2019 (резолютивная часть решения принята 28.10.2018) по делу N А72-14173/2019 (судья Леонтьев Д.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1177325006198, ИНН 7329024216), Ульяновская область, г.Димитровград,
к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (ОГРН 1027300536328, ИНН 7302015020), Ульяновская область, г.Димитровград,
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период 2017 год в размере 22 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-Поселение N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - ответчик, ФКУ Колония-Поселение N5) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2017 года в сумме 22 500 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.11.2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования о взыскании с ответчика финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2017 год в сумме 22 500 руб., считая, что судом нарушены нормы процессуального права.
В апелляционной жалобе указывает, что дополняющая форма представлена ответчиком не после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.03.2019), а после того как 25.01.2019 ему по телекоммуникационным каналам связи было направлено текстовое сообщение от специалиста Управления Захаровой Л.А. о том, что Управлением выявлены расхождения по формам РСВ, СЗВ-М и СЗВ-стаж за 2017 год и необходимо представить корректирующие формы или пояснительную записку. В этот же день по телекоммуникационным каналам связи страхователю были направлены 2 уведомления и 1 общий список лиц, по которым в первоначально представленной форме СЗВ-Стаж сведения отсутствовали (в этом списке были указаны и лица, за которых не были представлены сведения по форме СЗВ-Стаж за 2017 год, но в то же время на этих застрахованных лиц представлена форма РСВ в Федеральную налоговую службу за отчетные периоды 2017 год). После чего страхователем была представлена дополняющая форма СЗВ-Стаж 28.02.2019.
По мнению подателя жалобы, изложенное свидетельствует о том, что страхователь не самостоятельно выявил ошибки, а только после получения соответствующего уведомления от Управления.
При этом законодательством не предусмотрена возможность снижения суммы штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета отчета СЗВ-Стаж.
В нарушение требований Закона страхователь представил недостоверный отчет по форме СЗВ-Стаж за 2017 год и откорректировал его только 28.02.2019, то есть с существенным нарушением срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ).
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ответчик является страхователем согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ст. 1 Закона N 27-ФЗ.
Страхователем 28.02.2019 представлены сведения, дополняющие форму СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год.
Страхователь ФКУ Колония-Поселение N 5 на застрахованных лиц фактически представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая") за отчетный период 2017 год 28.02.2019, т.е. с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Страхователем в исходной форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год, представленной страхователем до 01.03.2018, по мнению Пенсионного фонда, были представлены неполные сведения.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности 15.03.2019 ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, N 083S18190001942 и направлен в адрес страхователя заказным письмом согласно реестру об отправке от 20.03.2019 N 3.
По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде вынесено решение от 23.04.2019 N 083S19190002353 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период 2017 год в виде финансовых санкций в сумме 22 500 руб.
Для добровольной уплаты штрафа ответчику направлено требование от 16.05.2019 N 083S01190002728 об уплате финансовых санкций в сумме 22500 руб. в добровольном порядке в срок до 04.06.2019.
Ответчиком указанная сумма штрафа в добровольном порядке не оплачена.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных п. 2.3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Исходя из положений ст.ст. 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п, и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действующих в спорный период).
В силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено п.п. 34, 41 Инструкции N 987н в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в исходной форме СЗВ-СТАЖ за период 2017 год, направленной ответчиком в Пенсионный фонд до 01.03.2018, то есть в установленный законом срок, представлены необходимые сведения.
В дополняющей форме СЗВ-СТАЖ за период 2017 год, направленной в орган Пенсионного фонда 28.02.2019, ответчиком представлены сведения, которые в исходной форме в Пенсионный фонд не представлены.
На основании изложенного Пенсионный фонд сделал вывод о представлении ответчиком неполных сведений за период 2017 год.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины ФКУ Колония-Поселение N 5 в нарушении требований Закона N 27-ФЗ, ст. 15 которого позволяет страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (без указания сроков, в течение которых может быть реализовано данное право).
Из представленных документов усматривается, что ответчик самостоятельно выявил ошибку в сведениях, предоставленных за период 2017 года по форме СЗВ-СТАЖ, и предпринял меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы СЗВ-СТАЖ в Пенсионный фонд РФ, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы (а не исходной) провел проверку представленных сведений и выявил нарушение Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, оснований для назначения ФКУ Колония-Поселение N 5 финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, за представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющей" за 2017 год, у Пенсионного фонда не имелось.
В силу п. 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно п. 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган Пенсионного фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган Пенсионного фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
Из материалов дела следует, что Управление уведомление об исправлении выявленных ошибок страхователю не направляло.
Пенсионным фондом не представлены доказательства того, что заявитель был своевременно уведомлен о несоответствии критерию полноты и достоверности сведений по форме СЗВ-СТАЖ, представленных ответчиком первоначально.
Закон N 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
Как указано в абз. 3 п. 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции считает, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного ответчику правонарушения.
Поскольку в данном случае форма СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2017 год представлена ФКУ Колония-Поселение N 5 (28.02.2019) до составления Пенсионным фондом РФ акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.03.2019), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины ФКУ Колония-Поселение N 5 в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - 2017 год и предприняло меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении "дополняющей" формы сведений (а не исходной) провел проверку представленных сведений и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде требований.
Доводы подателя жалобы арбитражный апелляционный суд считает неосновательными в силу следующего.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что дополняющая форма представлена ответчиком не после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (15.03.2019), а после того как 25.01.2019 ему по телекоммуникационным каналам связи было направлено текстовое сообщение от специалиста Управления Захаровой Л.А. о том, что Управлением выявлены расхождения по формам РСВ, СЗВ-М и СЗВ-стаж за 2017 год и необходимо представить корректирующие формы или пояснительную записку. В этот же день по телекоммуникационным каналам связи страхователю были направлены 2 уведомления и 1 общий список лиц, по которым в первоначально представленной форме СЗВ-М сведения отсутствовали (в этом списке были указаны и лица, за которых не были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, но в то же время на этих застрахованных лиц представлена форма РСВ в Федеральную налоговую службу за отчетные периоды 2017 год). Только после этого страхователем была представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ 28.02.2019.
С апелляционной жалобой Пенсионным фондом представлены дополнительные доказательства в подтверждение вышеуказанных обстоятельств.
В силу ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными. Заявитель такие причины не указывает.
До принятия судом первой инстанции решения указанные документы не были представлены заявителем в материалы дела, в связи с чем при вынесении решения не были учтены.
При этом с учетом положений ч. 2 ст. 9, ч.ч. 3, 4 ст. 65 АПК РФ доказательства должны быть раскрыты заблаговременно до начала судебного разбирательства.
С учетом изложенного, исходя из положений ст. 268 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд отказал в приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе документов.
Данные доводы не опровергают установленных по делу обстоятельств и сделанных судом выводов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и взыскания с ФКУ Колония-Поселение N 5 штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.11.2019 (резолютивная часть решения принята 28.10.2018) по делу N А72-14173/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14173/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ДИМИТРОВГРАДЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области межрайонное
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 5 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ФКУ "Колония-Поселение N 5 УФСИН России по Ульяновской области"