г. Москва |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А41-94756/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Беспалова М.Б., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Щербаченко К.Е.,
при участии в заседании:
от Баркова Р.О. - представитель Голубев А.М. по доверенности от 30.03.2024 N 78 АВ 52687436, ордер N 031433 от 04.04.2024, удостоверение адвоката N 688;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от администрации городского округа Чехов Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Баркова Р.О. на решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2024 года по делу N А41-94756/23, по заявлению Баркова Р.О. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области об установлении
УСТАНОВИЛ:
Барков Руслан Олегович (далее - Барков Р.О., заявитель) обратился в Чеховский городской суд Московской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Минсельхозпрод, заинтересованное лицо) об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно: установить факт отсутствия мелиоративных систем на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0000000:542, площадью 209 350 кв. м., категория земель - "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловсое, в районе, д. Ишино, принадлежащем на праве собственности Московской области (государственная регистрация права N 50:31:0000000:542-50/031/2019-2 от 15.12.2019) на правах аренды Баркову Руслану Олеговичу и факт отсутствия оснований отнесения вышеуказанного земельного участка к мелиорированным землям.
Определением Чеховского городского суда Московской области от 11.09.2023 дело N 2-2302/2023 передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Московской области (том 1, л.д. 146-147).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.11.2023 по делу N А41-94756/23 заявление Баркова Р.О. принято к производству (том 1, л.д. 1).
Определениями Арбитражного суда Московской области от 14.11.2023, 20.12.2023, протокольным определением Чеховского городского суда от 18.07.2023 по делу N 2-2818/23 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз", Министерство имущественных отношений Московской области, администрация городского округа Чехов Московской области (том 1, л.д. 1, 79, 154).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.02.2024 по делу N А41-94756/23 в удовлетворении заявленных требований отказано (том 2, л.д. 8-12).
Не согласившись с указанным судебным актом, Барков Р.О. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" и Министерства имущественных отношений Московской области, администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
В судебном заседании представитель Баркова Р.О. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
Повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 26.07.2022 между Барковым P.O. (арендатор) и Министерством имущественных отношений Московской области (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка, заключаемого по результатам проведения торгов N 36142-Z (том 1, л.д. 25-29), в соответствии с которым заявителю передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:31:0000000:542, площадью 209 350 кв. м, категория земель - "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловсое, в районе, д. Ишино.
Согласно выписке из ЕГРН от 06.12.2022 N КУВИ-001/2022-216846483 Московская область является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:31:0000000:542, площадью 209 350 кв. м., категория земель - "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловсое, в районе, д. Ишино.
В соответствии с пунктом 1.2. договора земельный участок предоставляется для использования в соответствии с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства".
В соответствии с пунктом 1.3 договора земельный участок имеет следующие ограничения в использовании:
1.3.1. Ограничения прав на часть (17 955 кв. м.) Земельного участка, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации 50.00.2.40: Охранная зона ВЛ 110 кВ "Впулово-Крестые с отпайками на ПС N 59 "Вороново" и N 773 "Былово".
1.3.2. Ограничения прав на часть (17 956 кв. м.) земельного участка, предусмотренные ст. 56, 56, 1 Земельного кодекса Российской Федерации, 50.31.2.4 Охранная зона ВЛ 110 кВ "Бугры-Ваулово 1".
1.3.3. Ограничения прав на часть (4 896 кв. м.) земельного участка, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации 50.31.2.147: Охранная зона ВЛ-6 кВ ф.10 с ПС-385 Ефремово.
1.3.4. Ограничения прав на часть (1 617 кв. м.) земельного участка предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации 50.31.2.182: Охранная зона ВЛ 0,4 кВ от БМКТП-1248 д. Шарапово Чеховский р-н.
1.3.5. Ограничения прав на часть (17 956 кв. м.) земельного участка, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерация 50:31-6.790: Публичный сервитут в целях размещения существующего объекта электросетевого хозяйства "ВЛ 110 кВ Бугры-Ваулово-1".
1.3.6. Ограничения прав на часть (17 955 кв. м.) земельного участка предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. 50:31-6.802: Публичный сервитут для использования земель и земельных участков в целях эксплуатации объекта энергетики федерального значения "Воздушная линия электропередачи ВЛ 110 кВ "Ваулово - Кресты" с отпайками на ПС N 773 "Былово", ПС N 59 "Вороново", входящего в состав "Электросетевой комплекс "Подстанция 110 кВ "Ваулово" (ПС N 531) с линиями электропередачи".
1.3.7. Земельный участок частично (164 602,06 кв. м.) расположен на мелиорируемых землях.
1.3.8. Земельный участок входит в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Министерства от 10.10.2019 N 20РB-349.
1.3.9. Использование земельного участка осуществляется без права возведения объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38 (далее - Порядок), формирование и ведение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей, не допускается осуществляется Министерством.
На основании пункта 4 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38, спорный земельный участок включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Минсельхозпрода Московской области от 12.10.2019 N 20РВ-349 (далее - Перечень).
Данный земельный участок, включенный в Перечень, относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного; использования "для сельскохозяйственного производства"; земельный участок относится к зоне сельскохозяйственных угодий СХ-1, который возможно использовать под пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Мелиоративные системы, срок использования которых закончился, не находится в федеральной собственности, иной частной собственности, что делает невозможным представление акта о списании и, соответственно, исключение таких земельных участков из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.
Вместе с тем, недостоверная информация о том, что земельный участок относится к мелиорируемым землям, существенно снижает их стоимость.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Сведения о состоянии мелиоративных систем на земельных участках предоставляет ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз".
В целях предоставления сведений о наличии или отсутствия мелиоративных систем на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0000000:542, заявитель обратился в ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" с запросом от 13.01.2023, в котором просил подготовить соответствующее заключение.
В ответ на данный запрос письмом от 21.02.2023 N 139 ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" сообщило, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Упреждению, в границах указанного участка, отсутствуют (том 1 л.д. 33).
Также в своем письме ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" указало на то, что для обследования участка с целью выявления фактического нахождения на нем мелиоративных систем (их частей) иных форм собственности, а также определения их состояния, при необходимости, собственник (представитель собственника) земельного участка вправе организовать выезд специалистов ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" для визуального осмотра или обратиться в организацию, оказывающую инжиниринговые услуги в области мелиорации.
В данном случае, в материалах дела отсутствуют сведения о выезде уполномоченных специалистов для визуального осмотра спорного земельного участка с кадастровым номером 50:31:0000000:542, площадью 209 350 кв.м., категория земель - "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловсое, в районе, д. Ишино, а также не представлены сведения о проведении комплексного инженерно-землеустроительного исследования с подготовкой экспертного заключения о наличии/отсутствии сооружений системы мелиорации, возможности/невозможности ее восстановления на вышеуказанном земельном участке.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу положений п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" предусмотрено, что заявления об установлении юридических фактов подлежат принятию к производству и рассмотрению при наличии в совокупности следующих условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Согласно пункту 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (часть 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 79 ЗК РФ, особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с п. 13.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", Министерство осуществляет полномочия по установлению перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.
На основании п. 4 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38, земельный участок не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Минсельхозпрода Московской области от 12.10.2019 N 20РВ-349 (далее по тексту - Перечень).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель.
Согласно приказу Минсельхоза России от 30.06.2020 N 365 "Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Министерством, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства и его должностными лицами, между Министерством и физическими или юридическими лицами, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги. Федеральное государственное бюджетное учреждение по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственное Минсельхозу России, участвует в предоставлении государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель.
Полномочия органов государственной власти в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
До принятия в 2008 году Федерального закона N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к полномочиям федеральных органов государственной власти относился учет и мониторинг мелиорированных земель. Порядок учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством Российской Федераций (утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 N2933п-П1).
В соответствии с пунктом 10 Порядка списание мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Московской области постановлением Губернатора Московской области от 20.09.2005 N 123-ПГ функции комиссии по указанному вопросу были возложены на Координационный совет по имущественным отношениям в Московской области.
При этом данный порядок был временным и подлежал применению до момента возложения полномочий по осуществлению учета мелиорированных земель на специальный федеральный орган исполнительной власти.
Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ статья 19, регламентирующая порядок учета мелиоративных систем, исключена, что повлекло признание утратившими силу постановлений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 N 2933п-П1 и Губернатора Московской области от 20.09.2005 N 123-ПГ "Об установлении в субъектах координационных советов по рассмотрению и согласованию материалов о списании мелиоративных систем и переводе мелиорированных земель в немелиорированные".
Мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (абз. 6 ст. 2 ФЗ "О мелиорации земель").
Согласно ст. 31 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О мелиорации земель", перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Изменение категории земельных участков осуществляется по общим правилам, установленным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую". Однако на сегодняшний день правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.
В силу ст. 10 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О мелиорации земель", мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с абзацем 1 статьи 20 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. При проведении паспортизации на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения. Отсутствие на земельном участке мелиоративных систем делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, невозможным исключение такого земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.
Установление отсутствия оснований для отнесения участка к мелиорируемым необходимо для осуществления полномочий владельца земельного участка и дальнейшего распоряжения земельным участком.
Таким образом, при отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы в результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия оснований для отнесения участка к мелиорируемым является обращение в суд в порядке главы 27 АПК РФ.
В соответствии со статьей 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, устанавливают факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным.
В силу части 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
В соответствии с п.1 ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъяснено, что по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 АПК РФ); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ суд при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, приведен в статье 218 АПК РФ.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъяснено, что по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 220 АПК РФ); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (ч. 1 ст. 219 АПК РФ).
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 26 июля 2016 г.).
Согласно нормам действующего законодательства для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4) или сведения ФГБУ "Управления "Спецмелиоводхоз" об отсутствии на земельном участке мелиоративных систем.
Мелиоративная система, срок использования которой закончился, не находится в федеральной собственности, иной частной собственности, что делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, невозможным исключение такого земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.
Поскольку требование о предоставлении акта на списание мелиоративных систем их собственником является обязательным для рассмотрения по существу вопроса об изменении сведений о земельном участке, установление наличия или отсутствия на земельных участках мелиоративных систем порождает юридически значимые последствия в связи с осуществлением заявителем и заинтересованным лицом деятельности на земельном участке.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 66 АПК РФ).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
С учетом того, что доводы заявителя, об установлении факта, имеющего юридическое значение, не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, а также с учетом условий договора аренды, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в части установления факта отсутствия на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0000000:542 мелиоративных систем.
Также заявитель просил суд установить факт отсутствия оснований для отнесения спорного земельного участка к мелиорируемым землям.
Данное требование заявителя также обоснованно отклонено судом первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (часть 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" приведена правовая позиция, согласно которой, юридическая характеристика вида имущества не является фактом, влекущим возникновение, изменение и прекращение прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическая характеристика вида имущества в силу ст. 30 АПК РФ не является фактом, имеющим юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не подлежит установлению в арбитражном суде в порядке особого производства.
Из материалов дела следует, что заявитель фактически просит суд установить не наличие юридического факта как такового (по смыслу ч. 1 ст. 219 АПК РФ), а предлагает суду установить юридическую характеристику (правовой режим) имущества, которые сами по себе не порождают возникновение, изменение и прекращение каких-либо правоотношений.
В силу пункта 6 Обзора судебной практики N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, в случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. При этом оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая, в том числе во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.
Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", который является одним из нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 1 названного закона), также устанавливает ограничения изменения целевого назначения земель особо охраняемых территорий и объектов, предусматривая возможность перевода названной категории земель в другую категорию только в том случае, если их использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды (ч. 1 ст. 10).
Таким образом, споры, связанные с переводом земель из одной категории в другую рассматриваются в порядке, установленном земельным законодательством. Для их разрешения не требуется установления юридических фактов в порядке особого производства.
Кроме того, доводы заявителя об отсутствии оснований для отнесения спорного земельного участка к мелиорируемым землям не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В данном случае, в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не представлены доказательства отсутствия на земельном участке мелиоративной системы, а также отсутствуют соответствующие доказательства для вывода об отсутствии каких-либо оснований для отнесения земельного участка к мелиорируемым землям.
О проведении судебной экспертизы ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции заявитель не ходатайствовал.
Кроме того, в соответствии с нормами ст. ст. 4, 30, а также главы 27 АПК РФ, суд рассматривает в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суд не может в данном случае подменять собой административный орган и установить отсутствие оснований для отнесения спорного земельного участка к мелиорируемым землям, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.
С учетом вышеизложенного, и представленным в материалы дела доказательствам, у суда отсутствуют основания в рамках настоящего спора для безусловного вывода об отсутствии каких-либо оснований для отнесения спорного земельного участка к мелиорируемым землям, при этом материалами дела также не подтверждается отсутствие на земельном участке мелиоративной системы.
При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, не являются основанием для отмены или изменения судебного акта.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2024 года по делу N А41-94756/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий судья |
М.В. Игнахина |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94756/2023
Истец: Барков Руслан Олегович
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз", МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ