г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А56-85029/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Титова М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Колосовым М.А.,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Трансойл" Щадина А.О. (доверенность от 01.01.2024), представителя ООО "Татнефть-АЗС-Северо-Запад" Ишмурзиной А.Р. (доверенность от 08.12.2203),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41442/2023) общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2023 по делу N А56-85029/2023, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" к общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Северо-Запад" о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-Азс-Северо-Запад" (далее - ответчик) о взыскании 61 853,77 руб. убытков, 2 474 руб. расходов по госпошлине.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 04.11.2023, изготовленным в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены. Мотивированное решение суда изготовлено 29.11.2023.
В апелляционной жалобе ООО "Татнефть-АЗС-Северо-Запад", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель истца против её удовлетворения возражал.
Суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела отзывы на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по железнодорожным транспортным накладным, в адрес ответчика прибыли груженые вагоны N N 51307999, 51622421, 57298895, 51065589, 54679147, 51427789, 51099331, 51922078 собственником которых является истец (ООО "Трансойл").
Ответчик самостоятельно произвел выгрузку груза из цистерн на станции назначения.
После выгрузки вагоны в порожнем состоянии возвращены по железнодорожным накладным на станцию погрузки с исправными запорно-пломбировочными устройствами (далее-ЗПУ) ответчика.
Истец указывает, что на станции назначения, после снятия исправных ЗПУ, при внутреннем осмотре котла цистерн в вагонах выявлено: наличие в котле механической примеси, разрыв уплотнительного кольца клапана НСП, наличие остатка продукта в патрубке НСП, наличие льда под клапаном НСП, открыт клапан НСП. обрыв внутренней лестницы.
Нормами транспортного законодательства непосредственно на ответчика возложена обязанность по очистке вагонов после выгрузки.
Стоимость работ по подготовке вагонов и устранению неисправностей согласно представленным актам выполненных работ (ремонт и подготовка), платежным поручениям об оплате подготовки и ремонта составила 61 853,77 руб.
Полагая, что указанные расходы являются убытками, возникшими вследствие причинения вреда по вине ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционный суд, повторно исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ). Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки грузов, вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
В рассматриваемом случае выгрузка осуществлялась ответчиком.
В силу пунктов 6 и 8 Общих требований к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам, утвержденных Приказом Минтранса России от 29.05.2019 N 155, все находящиеся на вагоне, контейнере ЗПУ перед выгрузкой или погрузкой должны быть сняты грузополучателем (получателем) грузоотправителем (отправителем) или перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивается выгрузка или погрузка. Перед предъявлением к перевозке порожних вагонов, контейнеров ЗПУ пломбируются двери, крышки люков или штанги, фиксирующие крышки загрузочных люков цистерн.
Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела доказательства исполнения им обязанностей как грузополучателя в соответствии со статьей 44 Устава, пунктом 36 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в 2 вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Минтранса России от 29.07.2019 N 245:
36. После слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:
36.1. Очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама.
36.2. Удалить возникшие при сливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа).
36.3. Установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора.
36.4. Установить на место уплотнительную прокладку загрузочного люка и закрыть крышку загрузочного люка вагона-цистерны.
36.5. Установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа.
36.6. Снять знаки опасности, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт.
36.7. Опломбировать порожний вагон-цистерну в порядке, установленном Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.
В соответствии с пунктом 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 21 - 22.05.2009 N 50) после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:
- установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора;
- опломбировать порожний вагон-цистерну, если он в соответствии с настоящими Правилами должен возвращаться по полным перевозочным документам.
Поскольку выгрузка осуществлялась силами грузополучателя - ответчика, на него возложена обязанность по обеспечению сохранности вагонов при выгрузке и пломбированию ЗПУ порожних вагонов.
Вышеперечисленные обязанности ответчиком в нарушение требований УЖТ РФ и правил ответчиком надлежащим образом не исполнены.
Перечень обстоятельств, при которых составляется акт общей формы, указан в разделе 3 Приказа Минтранса России от 27.07.2020 N 256.
В пункте 109 Правил составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, предусмотрено, что факт обнаружения на промывочно-пропарочных станциях, не принадлежащих перевозчику или владельцу инфраструктуры, цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной Правилами очистки и промывки, оформляется без участия перевозчика, владельца инфраструктуры в порядке, установленном соглашением сторон.
Заявленные ООО "Трансойл" требования основаны на фактах выявления неисправностей и наличием остатка груза в ходе осмотра вагонов по их прибытию на станцию назначения и зафиксированы актами общей формы ГУ-23/ГУ-7а.
В отношении вагонов N N 51307999, 51622421, 51427789, 51099331, 51922078 грузополучателем нарушены требования пункте 36.1 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума Приказа Минтранса N 245 от 29.07.2019, согласно которым грузополучатель обязан очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама.
Вагон, забракованный по причине "открыт клапана НСП", свидетельствует о том, что грузополучатель не выполнил требования пункта 36.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума Приказа Минтранса N 245 от 29.07.2019, а именно, после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора.
Вагоны N N 57298895, 54679147, прибывшие после выгрузки были осмотрены представителями ООО "Трансойл-Кириши" в коммерческом отношении, в следствии чего выявлена неисправность уплотнительного кольца и оформлен акт общей формы, вагоны были направлены на ПРС ст. Кириши, для приведения вагона в коммерчески пригодное состояние. На ПРС ст. Кириши разрыв уплотнительного кольца был устранен в объеме подготовки под налив.
Возражения ответчика относительно вагона N 51065589 являются несостоятельным, т.к. патрубок (стакан) нижнего сливного прибора является несъемным элементом конструкции нижнего сливного прибора. Выявленный остаток в стакане НСП является нарушением технологии работ при приведении вагона после выгрузки в транспортное положение, тем самым вызывая риск пролива остатка груза на полотно железной дороги.
Возражая на доводы истца, ответчик доказательств, подтверждающих факт надлежащего исполнения обязательства по очистке спорных вагонов-цистерн и опровергающих доводы истца, не представил.
Размер понесенных кредитором расходов ответчиком не оспорен, а также не опровергнут иными доказательствами по делу.
Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, не нарушив нормы процессуального права.
С учетом изложенного, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2023 по делу N А56-85029/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-85029/2023
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: ООО "ТАТНЕФТЬ-АЗС-СЕВЕРО-ЗАПАД"