08 апреля 2024 г. |
Дело N А83-21331/2023 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Марусина В.А., Ольшанской Н.А., Яковлева А.С., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кутеповым О.Н.,
в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2024 года по делу N А83-21331/2023, рассмотренному по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" к Межрегиональному управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (в части), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Розовый Сад Крым",
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" (далее - заявитель, предприятие, ГУП РК "Крымэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России, управление, административный орган) от 11.08.2023 N 082/04/9.21-1631/2023 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части назначения наказания в виде штрафа в размере 300000,00 руб., и снижении размера административного штрафа до 150000,00 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Розовый Сад Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.03.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 11.08.2023 N 082/04/9.21-1631/2023 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в части назначения наказания в виде штрафа в размере 300000,00 руб., и снижении размера административного штрафа до 150000,00 руб.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что деятельность ГУП РК "Крымэнерго" является социально значимой, так как связана непосредственно с энергетической отраслью и оплата большой суммы штрафа создаст угрозу для платежеспособности организации, затруднит текущую деятельность предприятия, приведет к задержке заработной платы, социальных, налоговых выплат, к невозможности расчетов с контрагентами и, как следствие, нарушению договорных обязательств, тем самым может негативно отразиться на неограниченном круге лиц
Отзыв на апелляционную жалобу суду апелляционной инстанции не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
До начала судебного заседания в электронном виде через сервис подачи документов "Мой арбитр" Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" в порядке в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации известило суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 210, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность решения Арбитражного суда Республики Крым проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.07.2023 (вх. 4548-ИП/23) ООО "Розовый Сад Крым" обратилось с заявлением в Крымское УФАС России, указав на факт невыполнения сетевой организацией взятых на себя обязательств по присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям в установленные законом сроки.
По результатам рассмотрения поступившего обращения Крымским УФАС России установлены признаки нарушения предприятием Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
11 августа 2023 года уполномоченным должностным лицом Крымского УФАС России в отношении ГУП РК "Крымэнерго", в присутствии представителя предприятия, составлен протокол об административном правонарушении по делу N 082/04/9.21-1631/2023 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Представителем ГУП РК "Крымэнерго" заявлено ходатайство о рассмотрении дела, возбужденного в отношении предприятия, в день составления протокола об административном правонарушении.
11 августа 2023 года заместителем руководителя Крымского УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 082/04/9.21-1631/2023, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000,00 руб. с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением в части размера назначенного штрафа, ГУП РК "Крымэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции установил наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении ГУП РК "Крымэнерго" порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и, при этом указывая, что снижение административного штрафа до 150000,00 руб. - 1/4 от минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, то есть более чем в два раза, противоречит императивным положениям части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии, в том числе, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в виде административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Субъектами указанного административного правонарушения являются, в том числе, юридические лица - субъекты естественных монополий.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а услуги по передаче электрической энергии согласно статье 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по передаче электрической энергии.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.03.2019 N 356/19 в отношении ГУП РК "Крымэнерго" введено государственное регулирование деятельности услуг по передаче электрической энергии, заявитель включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 91.1.3.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
На основании пунктов 3 и 6 названных Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Как следует из материалов дела, 29.04.2022 между ГУП РК "Крымэнерго" (сетевая организация) и ООО "Розовый Сад Крым" заключен договор N 460/004-1238-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, в районе объездной дороги Ялта-Евпатория, кад. N 90:22:010216:9682, и выданы технические условия N460/004-1238-22 от 18.04.2022, оплата услуг по технологическому присоединению произведена. В соответствии с договором срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора технологического присоединения, то есть до 02.05.2023.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлен факт нарушения предприятием требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, а именно: в установленный договором срок ГУП РК "Крымэнерго" не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ООО "Розовый Сад Крым" Факт нарушения сроков технологического подключения энергопринимающих устройств, обратившегося в сетевую организацию лица, предприятием не оспаривается.
Судом установлено, что ГУП РК "Крымэнерго" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановления Крымского УФАС России N 082/04/9.21-856/2022 от 28.06.2022, N 082/04/9.21-857/2022 от 28.06.2022, N 082/04/9.21-858/2022 от 28.06.2022, N 082/04/9.21-859/2022 от 28.06.2022), соответственно, указанное правонарушение считается совершенным повторно.
Таким образом, действия сетевой организации верно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Заявителем не представлены сведения относительно причин нарушения срока технологического присоединения к электрическим сетям по договору от 29.04.2022.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора суд не установил объективных препятствий для соблюдения заявителем соответствующих правил технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств третьего лица, а равно принятие им исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства в сфере электроэнергетики, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении правонарушения применительно к статье 2.2 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах действия заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения однородного правонарушения), состав вменяемого административного правонарушения управлением доказан.
Совершение административного правонарушения подтверждается имеющимися в административном деле доказательствами, которые соответствуют критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта правонарушения.
Учитывая совокупность установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ГУП РК "Крымэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, установленного для длящегося правонарушения. Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения предприятия к административной ответственности не допущено.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 N 1167-О, освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Таких исключительных обстоятельств для возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено.
Совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 и статьей 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, судом также не установлено, кроме того, судом первой инстанции учтено, что правонарушение совершено повторно, что исключает применение положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В свою очередь, часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Закрепленное частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ правило о двукратном снижении размера штрафа носит императивный характер, установленный максимальный предел такого снижения не может быть изменен судом в случае если оспаривается законность постановления административного органа, применившего это правило.
По смыслу приведенных законоположений минимальной размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, мог быть снижен только до 300000,00 руб.
Аналогичный правоприменительный подход изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2021 N 305-ЭС20-23482 по делу N А40-54697/2020.
Следовательно, снижение судом первой инстанции административного штрафа до 150000 руб. (1/4 от минимального размера штрафа, то есть более чем в два раза) противоречит части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и является незаконным.
Таким образом, основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта у апелляционного суда отсутствуют.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного суд апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 марта 2024 года по делу N А83-21331/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Марусин |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21331/2023
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭНЕРГО"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "РОЗОВЫЙ САД КРЫМ"