город Ростов-на-Дону |
|
08 апреля 2024 г. |
дело N А53-46057/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Оборонэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.02.2024 по делу N А53-46057/2023
по заявлению акционерного общества "Оборонэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным постановления по делу об административном
правонарушении,
при участии:
от акционерного общества "Оборонэнерго" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Фарманян А.А. по доверенности от 30.11.2023,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области:
представитель Голова В.А. по доверенности от 26.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - заявитель, АО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, УФАС по Ростовской области) с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу от 29.11.2023 по делу N 061/04/9.21-4224/2023 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Оборонэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что вывод суда о том, что Правилами N 861 не предусмотрено продление срока технологического присоединения более 6 месяцев, является несостоятельным, так как согласно статьи 420 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Между АО "Оборонэнерго" и ИП Шатверовым Р.К. было заключено дополнительное соглашение, которым срок исполнения условий по договору был продлен до 15.11.2023. АО "Оборонэенрго" условия договора выполнило, о чем уведомило ИП Шатверова Р.К.
В судебном заседании представитель АО "Оборонэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель УФАС по Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционной инстанции, в УФАС по Ростовской области поступило обращение ИП Шатверова Роберта Карленовича о неправомерных, по мнению заявителя, действиях АО "Оборонэнерго", выразившихся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения по договору N 45/ЗТП/СКФ-2022 от 30.05.2022.
Административный орган по результатам рассмотрения материалов административного дела, установил, что АО "Оборонэнерго" нарушен срок подключения, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
20.11.2023 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 061/04/9.21-4224/2023 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 56-60).
26.11.2023 административным органом в отношении общества принято постановление о назначении административного наказания N 061/04/9.21-4224/2023, которым АО "Оборонэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 35-40).
Несогласие с принятым постановлением послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в действующей редакции) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 3 положений Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, максимальная мощность энергопринимающих устройств, которых составляет до 20 кВ включительно, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 определены обязательства сторон по их выполнению и срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);
При этом Правил N 861не содержат нормы, позволяющей сетевой организации в одностороннем порядке увеличивать (продлевать) предельный срок технологического присоединения к электрическим сетям для рассматриваемой категории потребителей.
Из содержания пункта 16 Правил N 861 следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, получена исходно-разрешительная документация на строительство электросетевого хозяйства, проведена конкурсная процедура закупок, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер, изменению не подлежит и направлен на недопустимость злоупотребления сетевой организацией, как профессиональной и сильной стороной в договоре перед гражданином - потребителем услуги.
Из материалов дела следует и судом установлено, что между АО "Оборонэнерго" и ИП Шатверовым Р.К. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 45/3ТП/СКФ-2022 от 30.05.2022.
Согласно пункту 5 вышеуказанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Таким образом, АО "Оборонэнерго" необходимо было до 30.11.2022 исполнить свои обязательства по договору N 45/3ТП/СКФ-2022 от 30.05.2022.
На момент истечения установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению АО "Оборонэнерго" не исполнило возложенные на сетевую организацию обязательства.
При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу что АО "Оборонэнерго" нарушен срок подключения, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что между АО "Оборонэнерго" и ИП Шатверовым Р.К. было заключено дополнительное соглашение, которым срок исполнения условий по договору был продлен до 15.11.2023.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции, действующими нормами законодательства не предусмотрены какие-либо основания для превышения предельного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленного пунктом 16 Правил N 861. Дополнительное соглашение к договору не предусмотрено Правилами N 861 и не снимает обязанности с сетевой организации выполнять требования, установленные Правилами N 861.
Как следует из пояснений АО "Оборонэнерго" от 20.11.2023, сетевая организация уведомила ИП Шатверова Р.К. о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями, возложенных на сетевую организацию только 15.11.2023, следовательно, срок подключения, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, обществом нарушен.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: обращением, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, исключающих наличие у общества, как хозяйствующего субъекта, объективной возможности по своевременному и надлежащему принятию мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в деяниях АО "Оборонэнерго" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ - 100 000 руб.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
Суд первой инстанции не установил оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в порядке, предусмотренном статьей 2.9 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии АО "Оборонэнерго" всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, основания для признания незаконным и отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 29.11.2023 по делу N 061/04/9.21-4224/2023 у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2024 по делу N А53-46057/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-46057/2023
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, УФАС по РО