г. Москва |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А40-186992/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
В.А. Яцевой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-186992/23 (92-1558)
по заявлению ООО "ФРЕГАТ" (ОГРН: 1222500031995, ИНН: 2543171517)
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Титель Е.В. - по дов. от 01.09.2023; |
от заинтересованного лица: |
Куликов А.В. - по дов. от 19.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФРЕГАТ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - заинтересованное лицо, ЦАТ) о признании незаконным решения таможенного органа от 02.06.2023 б\н о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10009100/060323/3031509.
Решением суда от 12.12.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ правомерно, поскольку представленные декларантом документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение Контракта N 17/FG/2023 от 20.01.2023, заключенного между ООО "ФРЕГАТ" и "BYMAXCo.,ltd" Корея, на таможенную территорию таможенного союза, на условиях CRF Владивосток поступил товар - а/и легковой б/у, HYUNDAI STARIA, МОМЕНТ ВЫП. 15.06.2022, VIN KMHYF811DNU065031, шасси отсутствует, кузов KMHYF811DNU065031, дизельный, двиг. D4HB-NU268804, ОБЪЕМ 2199СМЗ, груз.мощн. 132.75, КВТ/177 Л.С., белый.
В целях таможенного оформления, на Акцизный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни подана ДТ N 10009100/060323/3031509 запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, с целью подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара.
Таможенный орган счел информацию недостаточной и 06.03.2023 таможенным органом вынесено решение о проведении дополнительной проверки, а также запрошен дополнительный стандартный пакет документов со сроком предоставления документов до 04.05.2023, так же выставлено обеспечение на сумму 449 466,23 руб. Таможенной распиской денежные средства были внесены на ЕЛС (счет таможенного органа), товар выпущен в установленные законом сроки.
03.05.2023, Обществом был предоставлен полный запрашиваемый пакет документов, однако 17.05.2022 таможенным органом снова сделан запрос о предоставлении документов и сведений, таможенному органу дан ответ, что все документы и сведения предоставлены, однако 02.06.2023 таможенным органом вынесено решение о внесении изменений, а также оформлена КДТ на сумму 742 596,38 руб.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 настоящего Кодекса.
Таможенная стоимость товаров была заявлена Обществом с применением метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, т.е. цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары согласно ст.39 Кодекса.
В силу п. 14 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом самостоятельно с предоставлением пакета документов, подтверждающих заявленные сведения.
Установленный законом конкретный перечень документов, которые должны быть представлены для подтверждения таможенной стоимости на сегодняшний день отсутствует. Однако, Обществом был предоставлен полный пакет документов, подтверждающий таможенную стоимость товаров, в соответствии с условиями поставки и сделки, заключенной между двумя хозяйствующими субъектами.
Согласно пп.1, 2 ст.313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее в настоящей статье -контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений 6 таможенной стоимости товаров).
Довод таможенного органа о том, что таможенная стоимость идентичного товара по ФТС России в соответствующем периоде отклоняется по товарам в меньшую сторону от заявленного ИТС долл. США за килограмм от среднего ИТС долл. США за кг по наименованию товара в целом по ФТС и по РТУ несостоятелен, так как цена на товар складывается из различных составляющих, влияющих на изменение стоимости, в том числе и активно растущий курс доллара, объемы партий, также немаловажную роль играет и производитель товара, наличие и отсутствие общеизвестной торговой марки, а также снижение спроса со стороны покупателей на внешнеторговом рынке.
Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", с учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
То есть, значительное отклонение ИТС является поводом к проведению проверки заявленной таможенной стоимости, но не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Согласно п. 20 Приказа ФТС России от 13.10.2017 N 1627 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов по проведению проверки правильности определения, декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) не таможенную территорию Евразийского экономического союза, при контроле, проведении дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости товаров" расхождение между заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимостью v имеющейся в таможенном органе ценовой информацией не является основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснение причин такого расхождения в порядке, установленном Инструкцией.
Понятие "индекс таможенной стоимости товаров" является понятием условным, статистическим, не имеющим реального отношения к цене товара, и производится простым арифметическим методом путем деления статистической стоимости (гр. 46 ТД) на вес нетто товара (гр.38), фактически это статистическое понятие, не имеющее законодательного закрепления.
Таможенная стоимость же товаров - это денежная стоимость товара, на основе величины которой начисляются таможенные пошлины, сборы и платежи на ввозимый в страну товар.
Информация, содержащаяся в базах данных ДТ (в том числи ИСС "Малахит", ИАС "Мониторинг-Анализ"), носит учетно-статистический характер и не обладает необходимыми признаками, установленными законом, позволяющими использовать ее в качестве основы для определения таможенной стоимости по установленным таможенным законодательством методам. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий. Поскольку декларантом был избран первый метод таможенной оценки, основанный на стоимости сделки с ввозимыми товарами, то проверка таможней формирования цены сделки была необходима для установления факта выполнения декларантом условий, определенных статьей 39 ТК ЕАЭС.
Формальная же констатация таможенным органом факта наличия какого-либо отклонения от средних значений стоимости спорных товаров от стоимости однородных товаров само по себе не могло являться основанием для вывода о недостоверности задекларированной таможенной стоимости.
В сопроводительном письме декларант поясняет, что предоставление прайс листов не является обязательным и производится в случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными.
Таможенным органом запрашиваются дополнительные документы и сведения (в том числе прайс лист) именно в случае, когда представленные декларантом к таможенному декларированию документы и сведения не позволяют установить и объективно обосновать причины низкого уровня таможенной стоимости декларируемого товара", а так же противоречит обычаям делового оборота в силу следующего.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В силу п. 4 названной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон. Это один из основополагающих принципов гражданского законодательства. Так, таможенный орган не праве устанавливать правила и условия заключения сделок.
Более того, кроме того, таможенный орган не поясняет, каким образом сведения, указанные в прайс-листах фирмы-изготовителя/продавца, которые не содержат каких-либо определенных гражданско-правовых обязательств и не являются обязательными для гражданского оборота, могут повлиять на достоверность цены сделки. Вопрос ценообразования относится к хозяйственной деятельности продавца товара и к структуре таможенной стоимости отношения не имеет.
Вместе с тем, таможне было представлено коммерческое предложение в том виде, в каком получено от инопартнера на момент таможенного оформления товаров по спорной ДТ и у Общества отсутствовало право требовать от другой стороны внешнеторговой сделки представления прайс-листа с учетом требований российской таможни к его оформлению, поскольку это не предусмотрено условиями контракта.
Информация прайс-листа может являться лишь справочной либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, но не основным коммерческим документом, свидетельствующим об условиях конкретной сделки, ни тем более основанием для корректировки таможенной стоимости.
Довод таможенного органа о том, что декларантом не предоставлена калькуляция себестоимости товара Продавца, противоречит нормам обычаев делового оборота так как, какие-либо коммерческие документы, формируются и заполняются в соответствии с требованиями законодательства страны отправления и негативные последствия от различия в требованиях, предъявляемых к ним законодательством страны отправления и законодательством Российской Федерации, не могут быть переложены на российского декларанта.
Следовательно, у общества отсутствовали основания требовать от инопартнера представления коммерческих документов, с учетом требований российской таможни к их оформлению, поскольку это не предусмотрено условиями внешнеторгового контракта.
Таможенный орган не указывает, какие нормы права были нарушены сторонами Контракта, факт заключения и исполнения сделки не оспаривается. Все существенные условия сделки были согласованы.
Довод таможенного органа о непредставлении экспортной ДТ, не может служить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку данный документ не входит в обязательный Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденный ТК ЕАЭС.
Экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом и заполняемым в соответствии с законодательством страны отправления, негативные последствия от различия в требованиях, предъявляемых к экспортной декларации законодательством страны отправления и законодательством Российской Федерации, не могут быть переложены на российского декларанта.
При этом экспортная декларация, являясь документом внутреннего таможенного контроля страны продавца, не входит в число документов, имеющих отношение к сделке с российским покупателем, и является одним из дополнительных документов, которые запрашиваются в рамках проведения дополнительной проверки.
В то же время ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, порядок заполнения которой регулируется нормами иностранного государства, поскольку экспортная декларация страны отправления не относится к числу обязательных документов, подлежащих предъявлению при декларировании товаров и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Более того, Продавец отказал в предоставлении данного документа.
Относительно довода таможенного органа о том, что "Декларантом даны пояснения относительно наличия в коносаменте сведений о букировании, дополнительно оплачиваемой услуге. Декларантом заявлено в сопроводительном письме, что данная услуга проводилась и оплачивалась продавцом товаров и входит в структуру таможенной стоимости. Однако, таможенный орган обращает внимание на то, что декларантом при этом не представлено документального подтверждения оплаты продавцом как транспортных расходов, включенных в стоимость, так и дополнительных расходов на услуги, понесенные продавцом. Также не представлено пояснений продавца по вышеуказанным вопросам. Все пояснения дает исключительно декларант от своего лица. Все пояснения от декларанта о невозможности предоставления какой-либо информации от продавца документально не подтверждены. Так как документы, подтверждающие факт того, что декларант реализовал попытку запросить такие документы от продавца и получил при этом отказ не представлены" противоречит нормам права в силу следующего.
Как было указано ранее, товар в адрес Покупателя на таможенную территорию таможенного союза из Китая поступил на условиях CFR Владивосток.
Согласно Инкотермс (это международные правила, признанные правительственными таможенными органами, юридическими компаниями и предпринимателями по всему миру как основные условия для международной торговли товарами). Сфера действия Инкотермс (Incoterms) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части перевозки товара от продавца покупателю, ответственности за утрату и повреждение товара, его таможенной очистки и страхования).
Согласно условиям Поставки CFR - Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имевших место после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя. Согласно термину CFR на продавца также возлагается выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара.
Т.е. у продавца есть обязанность по доставке товара в согласованный пункт, по выбору самого продавца, самостоятельно, или с привлечением третьих лиц.
В свою очередь покупатель в рамках условий поставки CFR обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену и принять поставку товара, получив его от перевозчика в согласованном порту назначения. Соответственно, обязанности заключать договор перевозки товара у покупателя в рассматриваемом случае нет. Покупатель обязан оплатить только расходы, относящиеся к товару с момента его поставки.
Таким образом, в цену товара, поставленного на условиях CFR, включаются все расходы поставщика, относящиеся к товару до момента передачи его перевозчику, в том числе связанные с выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, включая расходы по погрузке товара на борт судна, а также фрахт. При этом действующее законодательство не обязывает участников внешнеэкономической сделки в коммерческих документах при поставке по условиям CFR расшифровывать цену товара, которая определяется исключительно по соглашению сторон.
Согласно ст. 144 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ) в коносаменте могут содержаться отметки об оплате фрахта если "фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им", как видно из представленного коносамента он имеет отметку "FREIGHT PREPEAD" - которая переводится следующим образом: ФРАХТ ОПЛАЧЕН.
Коносамент (по-английски Bill of Lading) - основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне, при оформлении товаров.
В графе 1 (BL No.) указывается Номер коносамента - уникальный реквизит для идентификации коносамента.
Отправитель (Shipper) - это может быть непосредственный поставщик по контракту либо его агент - транспортная компания. Оба варианта допустимы.
Получатель (Consignee) - обязательно проверить правильность написания получателя и всех его реквизитов в драфте. Здесь проставляется наименование компании, либо агента.
По запросу таможенного органа был предоставлен Коносамент N METR2301N120 в котором имеется отметка об оплате фрахта, до пересечения границы Российской Федерации, указан агент Продавца, а также указана компания - получатель.
При этом ни ТК ЕАЭС, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни иные законы не содержат указания на обязанность Покупателя лично заключить договор на перевозку товара и лично уплатить фрахт.
Вопрос ценообразования относится к хозяйственной деятельности продавца товара и к структуре таможенной стоимости отношения не имеет, более того это является коммерческой тайной, которая не может быть раскрыта против воли продавца.
С учетом условий поставки, Общество не имеет права указывать продавцу товара, у какого экспедитора или перевозчика заказывать доставку Покупателю.
Документальных доказательств обратного таможенный орган не приводит, как и не приводит нормы права, которые по мнению таможенного органа были нарушены.
Нарушений к коммерческим документам, таможенный орган не установил, каких-либо доводов не привел. Фактически, все утверждения таможенного органа сводятся к его несогласию к уровню таможенной стоимости.
Таможенный орган не дал оценку данным документам, указав выводы и доводы, противоречащие представленным документам и сведениям.
Согласно п.9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при оценке выполнения декларантом требований Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки, на количество товара при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Факт перемещения товаров, указанных в ДТ, и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Положения контракта, спецификации и инвойса подтверждают цену сделки, содержат сведения о наименовании, производителе, количестве, модели и фиксированной цене товара, а также порядок оплаты, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки.
При этом, все коммерческие и иные сопроводительные документы содержат ссылку на реквизиты контракта и сведения о поставщике и покупателе товара.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
Доказательств того, что продавцу за поставленный товар был оплачен иной размер денежной суммы, чем указан в сопроводительных документах, таможенным органом не представлено.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе, однако каких - либо документов и сведений недостоверности заявленных сведений таможенный орган не предоставил.
С учетом изложенного, что подтверждается материалами дела, а также документами и сведениями, представленными в таможенный орган при таможенном оформлении и по запросу следует, что декларантом представлена вся имеющаяся информация об условиях поставки.
Проведение таможенного контроля не должно быть формальным и основанным на констатации должным образом не проверенных фактов, тем самым обуславливая дополнительную нагрузку на декларанта по защите его интересов в рамках таможенных правоотношений.
При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав ЦАТ в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном порядке в течение месяца с даты вступления в законную силу решения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных таможенным органом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-186992/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186992/2023
Истец: ООО "ФРЕГАТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ