г. Ессентуки |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А63-14203/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 23.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего: Белова Д. А., судей Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коковым М.А., в отсутствии истца -министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, город Ставрополь, и ответчика - ЗАО "Лиссант-ЮГ" уведомленных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ЗАО "Лиссант-ЮГ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края 20.06.2019 по делу N А63-14203/2018 (судья Ермилова Ю.В.), о нецелевом использовании бюджетных средств
УСТАНОВИЛ:
министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Лиссант-ЮГ" (далее - ответчик, ЗАО "Лиссант-ЮГ", общество) о взыскании суммы выплаченной субсидии в размере 819 472 руб. 07 коп. и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 278 руб. 81 коп.
Суд первой инстанции взыскал с закрытого акционерного общества "Лиссант-ЮГ" в доход бюджета Ставропольского края сумму субсидии в размере 819 472 руб. 07 коп. и сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 278 руб. 81 коп., удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом ЗАО "Лиссант-ЮГ", обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 25.04.2016 N 158-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, направленных на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края" (далее - Порядок) и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц для предоставления субсидий, направленных на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края от 17.08.2016 N 1 министерство и ЗАО "Лиссант-Юг" (получатель) 30 августа 2016 года заключили соглашение N 1 о предоставлении субсидии юридическому лицу, направленной на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края.
Соглашения министерство предоставляет получателю субсидию направленную на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов в сфере промышленности на территории Ставропольского края (далее - инвестиционный проект) на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей промышленных предприятий, направленные на создание и (или) развитие производства
новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми планами импортозамещения, а получатель использует полученную субсидию на указанные цели в порядке и на условиях, установленных Порядком и данным соглашением.
Пунктом 1.3 соглашения установлено, что финансирование расходов по направлениям, не предусмотренным соглашением, не допускается.
Согласно пункту 2.1 соглашения министерство предоставляет субсидию получателю в размере 819 472 руб. 07 коп.
На основании 3.2.1 соглашения министерство вправе запрашивать информацию и документацию, связанную с реализацией соглашения.
Пунктом 6 соглашения, получатель обязался предоставлять министерству отчетность об исполнении обязательств по соглашению, предусмотренную в том числе о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных пунктом 5 соглашения; в течение трёх лет не осуществлять продажу или передачу в аренду оборудования, приобретённого в рамках инвестиционного проекта, на реализацию которого была предоставлена субсидия; ввести в эксплуатацию оборудование, приобретённое в рамках реализации инвестиционного проекта, и поставить на баланс в течение одного года со дня перечисления субсидии; обеспечить достижение показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 5.1. соглашения; возвратить субсидию в случаях и порядке, установленном пунктом 4 Порядка (пункт 3.3 соглашения).
Из пункта 4.1 соглашения определено, что возврат полученной субсидии в доход краевого бюджета производится в следующих случаях: неисполнение условий предоставления субсидий; установление факта представления получателем недостоверных либо намеренно искаженных сведений в целях получения субсидии; нарушения получателем условий соглашения.
Сторонами пунктом 6.1 соглашения установлено, что получатель ежегодно, в течение 3 лет, в срок до 15 февраля года следующего за отчетным, предоставляет в министерство: копии документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию оборудования и постановку его на баланс получателя оборудования, приобретенного в рамках реализации инвестиционного проекта, по реализации которого предоставлена субсидия, заверенные подписью руководителя и печатью получателя; документы, подтверждающие выполнение показателей, предусмотренных пунктами 5.1.1. и 5.1.2. соглашения.
Пунктом 8.1 соглашения сказано, что оно вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 31.12.2016.
Министерство в лице УФК по Ставропольскому краю во исполнение условий соглашения 29.09.2016 перечислило должнику денежные средства в размере 819 472 руб. 07 коп., что подтверждается платежными поручениями N 334659 и N 352877.
Министерство направило ЗАО "Лиссант-Юг" письмо N 02-1539, в котором указало на непредставление должником в срок до 15.02.2018 документов, отраженных в соглашении, и уведомило должника о проведении 10.04.2018 заседания комиссии по проверке соблюдения ЗАО "Лиссант-Юг" условий, установленных соглашением.
Конкурсный управляющий должником на указанное письмо сообщил, что ЗАО "Лиссант-Юг" признано банкротом, коммерческая деятельность прекращена, в связи с чем дальнейшее исполнение условий соглашения не представляется возможным (ответ на запрос от 04.04.2018 N 24).
На основании приказа министерства от 09.04.2018 N 78-о/д в результате проведенной созданной комиссией проверки установлено неисполнение ЗАО "Лиссант-Юг" обязательств, связанных с предоставлением отчетности по соглашению, которое является нарушением условий соглашения и влечет возврат субсидии (акт от 30.04.2018).
По результатам проведенной проверки министерство направило должнику требование от 03.05.2018 о возврате субсидии в размере 819 472 руб. 07 коп. в течение 60 календарных дней со дня получения данного требования.
Поскольку возврат суммы субсидия в доход бюджета Ставропольского края обществом в добровольном порядке осуществлен не был, министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании 819 472 руб. 81 коп. в принудительном порядке.
Из материалов дела следует, что обособленного спора, субсидия направлена ЗАО "Лиссант-Юг" на компенсацию расходов по приобретению оборудования, в частности: пилы ленточной DW 876 DeWalt - 1 шт., насоса Husky - 1 шт., листогиба ручного PBBI500 Ультра - 1 шт., пенобетомесителя - 1 шт., станка плазменной резки PC 1500 - 1 шт., станка точечной сварки 4645NE - 1 шт., станка точечной сварки 4645NE - 1 шт., которое имеется в наличии.
Порядок субсидирования и условия возврата субсидии, в соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 25 апреля 2016 года N 158-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, направленных на компенсацию части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проекта в сфере промышленности на территории Ставропольского края".
В силу положений вышеназванных Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25.04.2016 N 158-п (в соответствии с которыми должнику была предоставлена субсидия), министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения условий целей и порядка предоставления субсидий и в случае установления нарушений, получатель обязан в течение шестидесяти календарных дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии возвратить предоставленную субсидию.
Возврат полученной субсидии в доход бюджета Ставропольского края согласно пункту 23 Порядка производится получателем субсидии в случаях: неисполнения условий, цели и порядка предоставления субсидии; установления факта представления министерству недостоверных либо намеренно искаженных сведений в целях получения субсидии, нарушение предприятием условий соглашения, образование остатка субсидии, не использованного предприятием в отчетном финансовом году.
Возврат полученной субсидии осуществляется в следующем порядке: министерство в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки либо иного документа, отражающего результаты проверки, от органа государственного финансового контроля направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии в случаях, предусмотренных настоящим пунктом; получатель субсидии производит возврат субсидии в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате субсидии; при нарушении получателем субсидии срока возврата субсидии министерство принимает меры по взысканию указанных средств в доход бюджета Ставропольского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Но в соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, р~" услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий, в случае нарушений условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно в результате проведенной созданной на основании приказа министерства от 09.04.2018 N 78-о/д комиссией проверки установлено неисполнение ЗАО "Лиссант-Юг" обязательств, связанных с предоставлением отчетности по соглашению, которое является нарушением условий соглашения и влечет возврат субсидии (акт от 30.04.2018).
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, 269, 271, 272 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края 20.06.2019 по делу N А63-14203/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14203/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ЗАО "ЛИССАНТ-ЮГ"
Третье лицо: Еньков Андрей Юрьевич