г. Владивосток |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А24-1080/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Л.А. Бессчасной, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев открытом в судебном заседании по правилам суда первой инстанции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парацельс",
апелляционное производство N 05АП-7956/2023,
на решение от 15.11.2023
судьи В.М. Тюшняковой
по делу N А24-1080/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парацельс" (ИНН 4101159490, ОГРН 1134101004663)
о признании незаконными действий Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683) по направлению в муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" акта осмотра земельного участка N 21/23 от 17.02.2023 с целью осуществления мероприятий по освобождению земельного участка, демонтажа и (или) вывоза размещенных нестационарных объектов на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, по ул. Сахалинская, д. 2 А;
об обязании Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём истребования (отзыва) из муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" акта осмотра земельного участка N 21/23 от 17.02.2023,
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" (ИНН 4101118486, ОГРН 1074101005660); Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4100039190, ОГРН 1214100002786); общество с ограниченной ответственностью "Ярмарка на СРВ" (ИНН 4101171497, ОГРН 1154101003594).
при участии: лица, участвующие в дел, не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парацельс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Парацельс") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное упреждение (далее - заинтересованное лицо, Контрольное управление) о признании незаконными действий по направлению в муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" акта осмотра земельного участка N 21/23 от 17.02.2023 с целью осуществления мероприятий по освобождению земельного участка, демонтажа и (или) вывоза размещенных нестационарных объектов на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, по ул. Сахалинская, д. 2А; об обязании Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное упреждение (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путём истребования (отзыва) из муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" акта осмотра земельного участка N 21/23 от 17.02.2023.
Определением от 15.03.2023 судом удовлетворено ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер путем запрета муниципальному казенному учреждению "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" осуществлять демонтаж и (или) вывоз нестационарного торгового объекта - павильона (торговое место 15 П) с вывеской "Аптека", расположенного на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск Камчатский, по ул. Сахалинская, д. 2 А до вступления в законную силу судебного акта по делу N А24-1080/2023.
Определениями суда от 15.03.2023, 10.04.2023 суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - МКУ "Служба благоустройства", Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - Управление экономического развития и предпринимательства).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Парацельс" обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 15.11.2023. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Так, вопреки выводам арбитражного суда первой инстанции Общество считает, что части 3 и 4 статьи 4 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 164-нд к спорным правоотношениям неприменимы., поскольку частью 3.1. этого же Решения прямо предусмотрено, что размещение нестационарных объектов на территории розничных рынков и ярмарок, в том числе ярмарок выходного дня, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Камчатского края. Полагает, что само Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 164-нд не относится к законодательству Российской Федерации и не является нормативным правовым актом Камчатского края, в связи с чем, указанное решение не регулирует вопросы размещения НТО на территориях ярмарок.
Апеллянт считает, что арбитражный суд не применил подлежащие применению часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и части 1.3, 3.1. Порядка организации ярмарок на территории Камчатского края и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, а также требований к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках, организуемых на территории Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 09.01.2019 N 1-П. В то же время, согласно пунктам 1 и 2 части 3.1 порядка N 1-П именно организатор ярмарки (то есть ООО "Ярмарка на СРВ" по настоящему делу) разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг на ней), определяет режим работы ярмарки, порядок предоставления и схему размещения мест для продажи товаров на ярмарке, состав администрации ярмарки (при необходимости). В соответствии с этими нормами права 26.12.2022 ООО "Ярмарка на СРВ" издан приказ N 2612 2 Об утверждении Схемы размещения мест для продажи товаров на ярмарке", которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на ярмарочной площадке.
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Как установлено судом апелляционной инстанции, предметом настоящего спора является законность и обоснованность действий Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по направлению в муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" акта осмотра земельного участка N 21/23 от 17.02.2023 с целью осуществления мероприятий по освобождению земельного участка, демонтажа и (или) вывоза размещенных нестационарных объектов на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, по ул. Сахалинская, д. 2А.
Коллегией установлено, что 20.02.2017 между Управлением экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (организатор конкурса) и обществом с ограниченной ответственностью "Ярмарка на СРВ" (организатор ярмарки) был заключен договор на организацию постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных товаров на площадке в районе площади Труда, согласно которому организатор конкурса предоставляет, а организатор ярмарки принимает в пользование место для размещения и организации ярмарки площадью 2260,00 кв.м. на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в районе площади Труда постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных, непродовольственных товаров.
В дальнейшем, ООО "Ярмарка на СРВ" заключен договор аренды торгового места N 15П от 01.08.2022 с ООО "Парацельс" (арендатор), в соответствии с которым арендодатель передал арендатору за плату во временное владение и пользование торговое место на площадке согласно схеме на открытой территории: постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных, непродовольственных товаров на площадке в районе площади Труда.
Именно на данные обстоятельства ссылается заявитель по тексту заявления и апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии достаточных оснований полагать, что принятое по настоящему делу решение суда затрагивает права и законные интересы ООО "Ярмарка на СРВ", не привлеченного к участию в деле.
По правилам пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.
О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 12.02.2024 Пятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, рассмотрение дела назначено на 11.03.2024.
Определением от 11.03.2024 судебное заседание было отложено на 02.04.2024.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судей Н.Н. Анисимовой и А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 01.04.2024 произведена их замена на судей Л.А. Бессчасную и О.Ю. Еремееву, и рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было произведено сначала.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили.
ООО "Ярмарка на СРВ" письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
В представленных в материалы дела письменных отзывах Управление экономического развития и предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа и Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на доводы Общества возразили. Настаивали на отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО "Парацельс" требований.
Привлеченное апелляционной инстанцией к участию в деле ООО "Ярмарка на СРВ" по тексту письменного отзыва, приобщенного судом к материалам дела, поддержало позицию ООО "Парацельс" по настоящему делу N А24-1080/2023, считает ее законной, а заявление Общества - обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании Постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 06.11.2015 N 2556 "Об организации ярмарки по продаже продовольственных, непродовольственных товаров на площадке в районе площади Труда и по результатам проведенного открытого конкурса на право заключения договора 20.02.2017 между Управлением экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (правопреемник Управления экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение) (Организатор конкурса) и ООО "Ярмарка на СРВ" (Организатор ярмарки) заключен договор на организацию постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных, непродовольственных товаров на площадке в районе площади Труда (далее - Договор), по условиям которого Организатор конкурса предоставляет, а Организатор ярмарки принимает в пользование место для размещения и организации ярмарки площадью 2260,00 кв. м на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в районе площади Труда (от многоквартирных жилых домов по улице Сахалинская до лестничного перехода к автомобильной дороге по улице Сахалинская).
В соответствии с пунктом 4.1.1 Договора Организатор ярмарки имеет право организовать ярмарку и заключать договоры с участниками ярмарки.
Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.4, 4.2.13, 4.2.18 вышеуказанного Договора Организатор ярмарки обязан: произвести разметку торговых мест, в том числе для реализации сельскохозяйственной продукции с автотранспортных средств и продукции, не прошедшей промышленной переработки, мест выполнения работ, оказания услуг; обеспечить размещение участников ярмарки в соответствии с утвержденной схемой размещения мест на ярмарке, в том числе с выделением мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); установить размер платы за предоставление торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги) с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней, но не выше установленной в конкурсной документации; использовать место для размещения ярмарки на условиях, установленных договором и конкурсной документацией.
Срок действия Договора: 10 лет с момента подписания договора (пункт 2.1 договора).
Пунктом 5.1 Договора установлено, что Организатор конкурса имеет право контролировать соблюдение Организатором ярмарки договора, а также надлежащее использование предоставленного места.
В соответствии с Дополнительным соглашением от 28.02.2018 к Договору датой начала проведения ярмарки является 01.11.2018.
01.08.2022 между ООО "Ярмарка на СРВ" (Арендодатель) и ООО "Парацельс" (Арендатор) заключен договор аренды торгового места N 15П, согласно пункту 1.1 которого которому Арендодатель передает Арендатору за плату во временное владение и пользование торговое место на площадке согласно схеме, разработанной и утвержденной Арендодателем в установленном законом порядке, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, на срок указанный в настоящем договоре.
Согласно пункту 5.2 договор заключается сроком с 01.08.2022 по 19.02.2027.
Пунктом 1.4 договора установлено, что ярмарка организована Арендодателем, являющимся юридическим лицом, зарегистрированном в установленном законодательством Российской Федерации порядке, действующим на основании Договора на организацию постоянно действующей универсальной ярмарки по продаже продовольственных, непродовольственных товаров на площадке в районе площади Труда от 20.02.2017.
На основании пункта 1 Акта приема-передачи Арендодатель сдал, а Арендатор принял за плату во временное владение и пользование торговое место N 15П, расположенное по адресу: 683030, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Сахалинская, на территории постоянно действующей Ярмарки.
17.02.2023 на основании заявления Амирзадэ Рауфа Йоловича оглы от 16.02.2023 вх.N 12-03-00/952/23 Контрольным управлением проведен осмотр земельного участка (территории), расположенного по адресу (местоположение): часть земель кадастрового квартала 41:01:0010129, Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, ул.Сахалинская 2А, по результатам которого выявлено наличие семи (7) нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Петропавловск-Камчатского городского округа без правоустанавливающих документов, о чем составлен акт осмотра земель (земельного участка) N 21/23 с приложением к нему фототаблицы.
В соответствии с пунктами 7, 8 Постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.02.2022 N 146 "О порядке освобождения самовольно занятых земель и земельных участков от некапитальных строений, сооружений, иного имущества" Контрольное управление направило указанный акт осмотра в адрес МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" для осуществления последним мероприятий по освобождению самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза самовольно размещенных объектов.
На основании поступившего акта N 21/23 от 17.02.2023, МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" разместило на принадлежащем ООО "Парацельс" нестационарном торговом объекте (торговое место N 15П) уведомление от 02.03.2023 о необходимости освободить земельный участок от самовольно размещенных некапитальных строений, сооружений, иного имущества (далее - объект).
Указанным уведомлением Обществу предложено освободить земельный участок путем демонтажа и (или) вывоза объекта НТО "Аптека" в срок до 17.03.2023.
Не согласившись с действиями Контрольного управления по направлению в МКУ "Служба благоустройства" акта осмотра от 17.02.2023 N 21/23 для осуществления мероприятий по освобождению земельного участка, демонтажа и (или) вывоза размещенных нестационарных торговых объектов на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул.Сахалинская, д. 2А, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам:
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения и действий (бездействия) должностного лица - незаконным, требуется совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) должностного лица закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона предусмотрены следующие формы торговли: торговля в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли.
Согласно части 1 статьи 11 Закона ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
В развитие данной нормы права Постановлением Правительства Камчатского края от 13.08.2010 N 351-П утвержден Порядок организации ярмарок на территории Камчатского края и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, а также требований к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках, организуемых на территории Камчатского края (действующий в период заключения договора от 20.02.2017, далее - Порядок N 351-П).
Пунктом 1.2 названного Порядка определено, что ярмаркой является самостоятельное рыночное мероприятие, организуемое вне пределов розничных рынков в установленном месте и на установленный срок в целях продажи товаров.
Организатором ярмарки является орган государственной власти Камчатского края, орган местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Ярмарки организуются организаторами ярмарки на специально отведенных органами государственной власти Камчатского края, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае площадках либо в пределах территорий, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или временного владения (аренды) (пункт 2.1 Порядка N 351-П).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ в качестве нестационарного торгового объекта для целей данного Закона понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381- ФЗ).
В силу части 3 статьи 4 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 N 164-нд (далее - Решение Думы N 164-нд) размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности городского округа или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа в соответствии с нормативным правовым актом Камчатского края, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 4 Решения Думы N 164-нд правоустанавливающим документом на размещение нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи, являются: договор аренды земельного участка, заключенный в соответствии с земельным и гражданским законодательством Российской Федерации; договор на размещение нестационарного объекта, заключенный в соответствии с настоящим Решением.
Анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что место расположения НТО, его тип (киоск, павильон, иное сооружение), специализация НТО определяется схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является либо договор аренды земельного участка, либо договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Частью 5 статьи 4 Решения Думы N 164-нд предусмотрено, что договор на размещение нестационарного объекта заключается Управлением экономического развития путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного объекта с субъектами предпринимательской деятельности, не имеющими преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного объекта, либо без проведения аукциона - с субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта.
С субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта, договор заключается в порядке, установленном постановлением администрации городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 4 Решения Думы N 164-нд преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта без проведения аукциона имеют субъекты малого или среднего предпринимательства - владельцы нестационарных объектов, местоположение которых соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов и размещенных на момент вступления в силу настоящего Решения на основании правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации городского округа, срок действия которых не истек (подпункт "а") или истек (подпункт "б").
В силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принцип обязательности судебных актов установлен статьей 16 АПК РФ: вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П разъяснено, что преюдициально установленный факт принимается при рассмотрении дела до его опровержения Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.
Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
Применительно к рассматриваемой ситуации, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу N А24-1079/2021 отказано в удовлетворении требований ООО "Ярмарка на СРВ" о признании незаконными действий Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение по направлению в муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - учреждение, МКУ "Служба благоустройства") акта осмотра от 17.02.2023 N 21/23 для осуществления мероприятий по освобождению земельного участка, демонтажа и (или) вывоза размещенных нестационарных торговых объектов на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Сахалинская, д. 2А.
Так, суд апелляционной инстанции, в частности, указал на то, что правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является либо договор аренды земельного участка, либо договор на размещение НТО, заключенный с Управлением экономического развития, а не с организатором ярмарки (ООО "Ярмарка на СРВ").
Также суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела N А24-1079/2023 пришел к выводу о том, что размещение НТО в качестве торговых мест организатором ярмарки и не отвечает признакам ярмарочной торговли; объекты, расположенные на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Сахалинская, д. 2А, являются нестационарными торговыми объектами, размещенными в отсутствие правоустанавливающих документов.
Согласно акту осмотра земель (земельного участка) N 21/23 от 17.02.2023 должностным лицом контрольного управления произведен осмотр земельного участка (территории), расположенного по адресу (местоположение): часть кадастрового квартала 41:01:0010129, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Сахалинская, 2А, в ходе которого установлено наличие на земельном участке объектов, не являющихся объектами капитального строительства (нестационарные торговые объекты (НТО)) при отсутствии соответствующего договора на размещение НТО.
Таким образом, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу N А24-1079/2021, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.10.2023, имеет значение для рассмотрения настоящего спора, поскольку в деле N А24-1079/2021 дана оценка тем же обстоятельствам, которые предприниматель указывает в качестве оснований своей позиции по настоящему делу, и которые явились основанием для направления контрольным управлением в адрес МКУ "Служба благоустройства" акта осмотра земель (земельного участка) N 21/23 от 17.02.2023.
Подытоживая изложенное, апелляционная коллегия, отклоняя доводы, изложенные Обществом, как в заявлении, так и по тексту апелляционной жалобы, считает необходимым отметить, что действующее законодательство не предусматривает возможность размещения нестационарных торговых объектов под видом постоянно действующей ярмарочной торговли.
Таким образом, оспариваемое действие Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по направлению в муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" акта осмотра земельного участка N 21/23 от 17.02.2023 является законным и обоснованным.
Кроме того, ООО "Парацельс" в рамках настоящего дела не указано, какие права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями, а также, в чем конкретно выразилось нарушение принадлежащих ей прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
Сам факт направления контрольным управлением акта осмотра N 21/23 от 17.02.2023 в МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" не порождает каких-либо значимых правовых последствий для заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Вместе с тем, поскольку были установлены основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ, выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Учитывая изложенное решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2023 по делу N А24-1080/2023 подлежит отмене.
По результатам рассмотрения дела понесенные ООО "Парацельс" расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на Общество.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 1417 от 14.12.2023 государственная пошлина в сумме 1500 руб. в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Кроме того, коллегией установлено, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2023 приняты обеспечительные меры в виде запрета муниципальному казенному учреждению "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" осуществлять демонтаж и (или) вывоз нестационарного торгового объекта - павильона (торговое место 15П) с вывеской "Аптека", расположенного на территории кадастрового квартала 41:01:0010129, по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, по ул. Сахалинская, д. 2А до вступления в законную силу судебного акта по делу N А24-1080/2023.
Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ, в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.
При таких обстоятельствах принятие данного постановления об отказе в заявленных требованиях является основанием к отмене обеспечения иска, принятого определением Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2023 после вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2023 по делу N А24- 1080/2023 отменить.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2023, отменить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Парацельс" (ИНН 4101159490, ОГРН 1134101004663) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 1417 от 14.12.2023. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1080/2023
Истец: ООО "Парацельс"
Ответчик: Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа", Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Григоренко Василий Анатольевич, ООО "Ярмарка на СРВ"