г. Владимир |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А79-4089/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское" (ОГРН: 1142135000094, ИНН: 2111008680) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.01.2024 по делу N А79-4089/2023,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское" (ОГРН: 1142135000094, ИНН: 2111008680) к Казенному учреждению Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" (ОГРН: 1212100004490, ИНН: 2130225986), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, ОГРН: 1182130005144, ИНН: 2130200808, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, ОГРН: 1022101286657, ИНН: 2128017971, о признании незаконными действий при проведении аукциона (закупки), признании недействительным протокола рассмотрения первых частей заявок,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьское" (далее - ООО "Октябрьское", Общество, истец) обратилось в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" (далее - КУ ЧР "Региональный центр закупок Чувашской Республики", Учреждение, ответчик) о признании действий КУ ЧР "Региональный центр закупок Чувашской Республики" при проведении аукциона (закупки) N 32312345210 незаконными, а протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 32312345210 от 11.05.2023 недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики и Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Решением от 23.01.2024 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск удовлетворить.
Заявитель настаивает на исковых требованиях по приведенным в иске основаниям, обратил внимание на то, что в техническом задании к аукциону использованы термины разных нормативных документов, используемых в молочном производстве, без учета их взаимной применимости, поскольку регулируют процессы производства молочных продуктов разного назначения (с разными характеристиками); указание в техническом задании несколько видов молочного сырья таких как "Цельное" и "Гомогенизированное, Нормализованное" является неверным, что привело к неправильному определению предмета закупки и его характеристик антимонопольным органом, который ограничился формальным подходом при рассмотрении жалобы истца; профессиональные участники рынка молочной промышленности понимают, что произвести (выработать) пастеризованное коровье молоко жирностью 3,2% (предмет закупки) из молочного сырья: "цельное молоко" невозможно, поскольку оно имеет массовую долю жира от 3,4 до 6,0%; суд неверно истолковал ответы специалистов ФГАНУ "ВНИМИ", в частности, в ответе под N 2 указано: "Отсутствие указания на вид молочного сырья "цельное" для продукта "молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 3,2%" по ГОСТ 31450 не является нарушением TP ТС 033/2013 и ГОСТ 31450, а также не может служить основанием для невыполнения требований Технического задания"; указание в техническом задании к аукциону на поставку пастеризованного коровьего молока жирностью 3,2% используемых для его получения одновременно двух видов молочного сырья: "Цельное" и "Гомогенизированное, Нормализованное" противоречит техническим регламентам производства молока и молочной продукции и имеет признаки ограничения конкуренции по формальных, ничем необоснованным требования к качеству предмета закупки, поскольку не имеют какого-либо значение для последующего использования товара по назначению и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей истца, ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств, поступивших от лиц, участвующих в деле, отражены в протоколе судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КУ ЧР "Региональный центр закупок Чувашской Республики" (Организатор закупки) был объявлен аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: реестровый номер закупки: 32312345210. Заказчик: Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Предмет закупки: поставка пастеризованного коровьего молока жирностью 3,2% для переработки на детских молочных кухнях в кисломолочные продукты для детей раннего возраста с последующей раздачей на раздаточных пунктах детского питания г. Чебоксары.
Документация по аукциону (закупке) размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке https://www.tektorg.ru/.
04.05.2023 на электронной торговой площадке ТЭК-Торг (https://www.tektorg.ru) зарегистрирована заявка ООО "Октябрьское" под порядковым номером 2.
11.05.2023 на электронной торговой площадке размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 32312345210 (далее - оспариваемый протокол). Закупочной комиссией было рассмотрено 3 заявки на участие в аукционе, в том числе заявка истца, по которой комиссией принято решение отклонить (отказать в допуске к участию в аукционе).
В качестве основания отказа в п.10.1. оспариваемого протокола указано: "в нарушение п.6.1 и 6.2 подраздела 6 раздела 1 "Информационной карты" документации о проведении электронного аукциона, первая часть заявки участника закупки не содержит предложение в отношении предмета такой закупки, а именно отсутствуют требуемые характеристики: - по п. "Вид молочного сырья" отсутствует вид сырья - цельное; - по п. "В упаковке" отсутствует - объем".
Действия аукционной комиссии ответчика при рассмотрении первой части заявки истца были предметом обжалования в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике. Решением Чувашского УФАС N 021/07/3-396/2023 от 25.05.2023 жалоба истца была признана необоснованной.
Истец с решением закупочной комиссии и оспариваемым протоколом не согласен, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке. Регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется ими не произвольно, а с учетом принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о защите конкуренции.
Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 этого Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам закупки.
В силу части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Подпунктом б) пункта 5 части 14 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
В силу части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Анализируя положения документации о закупке, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно подпункту 4.12 Раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации Комиссия по осуществлению закупок отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 5.2 подраздела 5 раздела 1 "Информационная карта" Общей части документации об аукционе в электронной форме;
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации об аукционе в электронной форме или Положения;
3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 32312345210-01 от 11.05.2023 заявка участника N 2 (ООО "Октябрьское") отклонена комиссией заказчика по следующему основанию:
"На основании п. п. 2 п. 1.10.1 Положения о закупке заказчика и п. п. 2 п. 4.12 подраздела 4 раздела 1 "Информационная карта" Общей части Документации о проведении электронного аукциона, в нарушение п. 6.1 и 6.2 подраздела 6 раздела 1 "Информационной карты" документации о проведении электронного аукциона, первая часть заявки участника закупки не содержит предложение в отношении предмета такой закупки, а именно отсутствуют требуемые характеристики:
по п. "Вид молочного сырья" отсутствует вид сырья - цельное;
по п. "В упаковке" отсутствует - объем".
В этой связи, приняв во внимание положения указанных пунктов документации о закупке, установив наличие несоответствия документации заявки участника и требованием аукционной документации, что в соответствии с подпункту 4.12 Раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации дает право заказчику отклонить заявку участника аукциона.
К аналогичному выводу о законности действий ответчика при отклонении заявки Общества пришло Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике. Решением Чувашского при рассмотрении жалобы общества на действия аукционной комиссии, что отражено в решении антимонопольного органа от 25.05.2023 по делу N 021/07/3-396/2023
Вопреки позиции истца Согласно "ГОСТ 31450-2013. Межгосударственный стандарт. Молоко питьевое. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 28.06.2013 N 268-ст) продукт в зависимости от молочного сырья изготовляют (п. 4.1):
- из цельного молока;
- нормализованного молока;
- обезжиренного молока.
Продукт по 4.1 в зависимости от режима термической обработки подразделяют (п.4.2):
- на пастеризованный;
- топленый;
- стерилизованный;
- ультрапастеризованный.
Требования к сырью указаны в п. 5.2 ГОСТ 31450-2013.
Как верно указано судом первой инстанции участники закупки вправе ознакомиться с аукционной документацией и, в случае несогласия с условиями аукциона, не принимать участия в аукционе или направить запрос о разъяснении положений аукциона. Участие в аукционе не носит принудительного характера, а подача заявки на участие означает согласие со всеми условиями его проведения.
Исходя из изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что истец не приводит в жалобе каких-либо суждений относительно выводов суда первой инстанции об отсутствии указания объема на упаковке, вместе с тем, отсутствие указанного пункта является самостоятельным основанием для отклонения заявки.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.01.2024 по делу N А79-4089/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4089/2023
Истец: ООО "Октябрьское"
Ответчик: Казенное учреждение Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики"
Третье лицо: Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии