г. Самара |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А65-12912/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2019 года по делу N А65-12912/2019 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", г.Зеленодольск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с кадастрового учета земельного участка и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, об обязании восстановить в данных кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества,
с участием в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представителя Левашиной Е.Г. (доверенность от 09.01.2019);
от акционерного общества "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" - представитель не явился, надлежаще извещен;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" (далее - АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011912:17, обязании восстановить в данных кадастрового учета сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 16:49:011912:17, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул.Комарова, д. 41.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.09.2019 по делу N А65-12912/2019 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Республике Татарстан в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции полностью и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает, что исполняло решение арбитражного суда, принятое по делу N А65-14662/2018 по снятию с кадастрового учета единое землепользование с кадастровым номером 16:49:000000:5, при этом, все обособленные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17, поскольку они являются составной частью единого землепользования и не являются самостоятельными земельными участками, также были сняты с кадастрового учета.
АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило. Явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул.Комарова, д.41, право собственности на который зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Татарстан, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2010 сделана запись регистрации N 16-16-22/021/2010-445.
20.03.2019 Управлением проведено регистрационное действие в виде снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011912:17 со ссылкой на исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу N А65-14662/2018.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17 снят Управлением с кадастрового учета незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В силу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости по общему правилу осуществляются одновременно.
Управление указывает, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17 снят с кадастрового учета на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по делу N А65-14662/2018. Так, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по данному делу суд обязал Управление Росреестра по Республике Татарстан снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), зарегистрированный 19.04.2010 за номером N16-16-22/021/2010-254 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности (ЭПТК "Микрорайон Мирный"), признав земельные участки с кадастровыми номерами: 16:49:011907:10; 16:49:011911:12; 16:49:011906:11; 16:49:011912:17; 16:49:011914:34; 16:49:011905:5; 16:49:011916:28; 16:49:011912:12; 16:49:011909:3; 16:49:011914:19; 6:49:011910:1; 16:49:011914:5 в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 по данному делу в требованиях общества о признании указанных обособленных участков самостоятельными объектами недвижимости было отказано, в остальной части решение арбитражного суда оставлено в силе.
Суд первой инстанции, обоснованно указал, что в силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А65-14662/2018, применительно к настоящему делу имеют преюдициальное значение и не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действовавшей до 01.01.2017, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Ранее аналогичные положения содержались в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок исправления ошибок, содержащихся в реестре, вопросы постановки и снятия земельных участков с кадастрового учета регламентируется Законом N 218-ФЗ.
Названный закон выделяет два вида ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости); реестровая ошибка (ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Пунктами 1, 3 статьи 61 названного Закона предусмотрено, что техническая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно пункту 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Названный Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в реестр сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
В ходе рассмотрения дела N А65-14662/2018 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17 образован из земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование).
Согласно выписке из реестра 19.04.2010 земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование) поставлен на государственный кадастровый учет за N 16-16-22/021/2010-254 со следующими характеристиками: кадастровый номер 16:49:000000:5 (единое землепользование), категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 3763 +/- 536.75 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск.
Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", состав земельного участка: 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028.
Судом также установлено, что 30.03.2010, 08.04.2010, 19.04.2010, 24.05.2010 Управлением на основании Плана приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети", утвержденного постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21.11.2005 N 84, поставлены на учет и выданы свидетельства о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028 как самостоятельные земельные участки.
План приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети", утвержденный постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21.11.2005 N 84, на основании которого земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17 передан заявителю на праве собственности, в установленном законом порядке не оспорен, План приватизации государственного унитарного предприятия РТ "Зеленодольские тепловые сети" недействительным не признан.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:49:011906:0011, 16:49:011912:0017, 16:49:011911:0012, 16:49:011910:0001, 16:49:011912:0012, 16:49:011907:0010, 16:49:011909:0003, 16:49:011914:0005, 16:49:011914:0019, 16:49:011914:0034, 16:49:011905:0005, 16:49:011916:0028, которые принадлежат обществу на праве собственности, что подтверждается вышеуказанным свидетельством о государственной регистрации права, входили в границы земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5.
Общество является единственным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 16:49:000000:5, и правообладателем вышеперечисленных 12 земельных участка, права на которые были зарегистрированы как на самостоятельные объекты недвижимости.
Прав иных лиц на данные земельные участки не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции при рассмотрении дела N А65-14662/2018 пришел к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования в части обязания ответчика снять с кадастрового участка земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует.
Данный земельный участок - это совокупность самостоятельных земельных участков в различных частях г.Зеленодольска. Этот участок не может быть предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости.
Принятием оспариваемых судебных актов достигнута правовая определенность в отношении прав общества на спорные земельные участки.
Ссылка Управления на пункт 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, в силу которого несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера признана судом кассационной инстанции ошибочной, поскольку такой порядок присвоения кадастрового номера земельному участку мог быть осуществлен при том, что обособленные земельные участки образуют единое землепользование, являясь смежными земельными участками, то есть имеющими общие границы. В данном случае земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17 не имел и не имеет общих границ, и как указывалось выше, находится в различных районах г. Зеленодольска.
Поэтому присвоение единого кадастрового номера указанным земельным участкам
противоречило названному пункту Правил.
Учитывая вышеизложенное, у Управления отсутствовали основания для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011912:17, который принадлежит обществу на праве собственности и является самостоятельным земельным участком.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение суда в той части, в которой суд обязал ответчика снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:49:000000:5 (единое землепользование), так как единого участка с соответствующими границами не существует.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 в указанной части оставлено в силе.
При этом, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2018 по делу N А65-14662/2018 не содержит выводов о необходимости снятия с кадастрового учета иных земельных участков.
Доводы Управления Росреестра по Республике Татарстан о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17 являлся обособленным, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:49:000000:5, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несоответствующие материалам настоящего дела и обстоятельствам, установленным в рамках дела N А65-14662/2018 на основании постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Управления, выразившиеся в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:49:011912:17, не основаны на нормах права, а также нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в реализации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011912:17, который принадлежит обществу как самостоятельный объект недвижимости на законных основаниях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
От уплаты государственной пошлины Управление освобождено на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2019 года по делу N А65-12912/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12912/2019
Истец: АО "Зеленодольское предприятие тепловых сетей", г.Зеленодольск
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: 11 ААС РФ