город Томск |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А27-4132/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская коксохимическая компания" (N 07ап-9491/19), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.07.2019 по делу N А27-4132/2019 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская коксохимическая компания", г. Томск (ОГРН 1064205100882, ИНН 4205106855) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) третьи лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) о признании недействительным предписания N 4 от 16.11.2018.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Скурков Д.М., представитель по доверенности от 26.12.2018, паспорт;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская коксохимическая компания" (далее - ООО "КузКом", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области, Управление) о признании незаконным (недействительным) предписания N 4 от 16.11.2018 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное должностным лицом Полысаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области государственным инспектором городов Ленинск-Кузнецкий, Полысаево и Ленинск-Кузнецкого района по использованию и охране земель Галкиной Татьяной Петровной. Определениями суда от 23.04.2019, 24.06.2019 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальном имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа, г. Ленинск-Кузнецкий и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово, соответственно.
Решением суда от 29.07.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.11.2018 N 42/003/999/2018-684 сооружение: линия электропередачи ВЛ-6 кВ Ф6-36Ж (ул. Пушкина - ФГУП "Завод полукоксования") от ПС "Новоленинска" до ПС N6, кадастровый номер 42:26: 0000000:27, протяженность 3300 м, принадлежит на праве собственности ООО "КузКом" (дата государственной регистрации 14.03.2009, номер регистрации 42-42-03/053/2009-030).
Согласно постановлению администрации города Ленинска-Кузнецкого от 23.07.2008 N 1169 "Об утверждении площадей и предоставлении в аренду земельных участков" в аренду ФГУП "Завод полукоксования" предоставлены земельные участки, на которых расположена линия электропередачи ВЛ-6 кВ Ф6-36Ж (ул. Пушкина - ФГУП "Завод полукоксования" (опоры с N 1 линии электропередач по N 39). Предоставлено право пользования частью земельного участка, имеющего кадастровый номер 42:26:0401002:0040, по адресу: ул. Энергострой, 17, находящейся в охранной зоне линии электропередач ВЛ-6 кВ Ф6-36Ж, согласно проекту границ земельного участка площадью 0,00937 га, лицам, осуществляющим ремонт и обслуживание соответствующей линии электропередач и опоры N 7.
Между ООО "КузКом" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа заключен договор аренды земельных участков N 88/09-Ю от 05.06.2009. По данному договору ООО "КузКом" были переданы земельные участки, на которых расположена линия электропередачи 6 кВ Ф6-36Ж (ул. Пушкина - ФГУП "Завод полукоксования". В пункте 1.1. договора приведен перечень арендованных земельных участков, которые заняты опорами линии электропередачи с N 1 по N 33. При этом в указанном перечне отсутствует земельный участок, занятный опорой N 7 линии электропередачи.
В период с 19.10.2018 по 16.11.2018, на основании распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 02.10.2018 N 194, государственным инспектором городов Ленинск-Кузнецкий, Полысаево и Ленинск-Кузнецкого района по использованию и охране земель Галкиной Татьяной Петровной была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении ООО "КузКом" в результате которой установлено ненадлежащее использование земельного участка: в соответствии с Предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 30.03.2018. N 1 ООО "КузКом" было обязано до 28.09.2018 устранить нарушение земельного законодательства, выраженное в использовании земельного участка, расположенного по адресу: г. ЛенинскКузнецкий. на северо-запад в 22 метрах от нежилого здания по ул. Энергострой. 17 в кадастровом квартале 42:26:0401002. площадью 1 кв.м., под размещение опоры N 7 ЛЭП ВЛ-6кВ Ф6-36Ж. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок в нарушении статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 107, п. 109 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России РФ 20.07.2015 N 486 на основании ходатайств ООО "КузКом" об отсрочке исполнения Предписания от 30.06.2015 N 5, в связи с тем, что ООО "КузКом" предпринимались меры по устранению ранее выявленного нарушения земельного законодательства, срок исполнения Предписания от 30.06.2015 N 5 был продлен до 25.06.2017.
На основании распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 27.06.2017 N 150 проведена внеплановая проверка исполнения Предписания от 30.06.2015 N 5.
В результате установлено, что предписание от 30.06.2015 N 5 не исполнено, однако, при проведении проверки были представлены документы о том, что ООО "КузКом" продолжает проводить работы по исполнению Предписания от 30.06.2015 N 5. В связи с этим, в соответствии с п.111 Административного регламента ООО "КузКом" выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 09.08.2017, со сроком исполнения до 09.02.2018.
На основании распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 16.02.2018 N 49 проведена внеплановая проверка Предписания от 09.08.2017 N 1, в результате установлено, что Предписание от 09.08.2017 N 1 не исполнено, однако, при проведении проверки были предоставлены документы, подтверждающие принятие ООО "КузКом" всех зависящих от него мер по устранению нарушения и невозможностью его устранения в установленный предписанием срок.
В соответствии с Административным регламентом главным государственным инспектором городов Полысаево и Ленинск-Кузнецкий по использованию и охране земель ООО "КузКом" было выдано Предписание от 30.03.2018 N 1.
Из документов, полученных при ранее проведенных проверках, а также приложенных к ходатайствам о продлении срока исполнения предписания следует, что в целях устранения выявленного нарушения ООО "КузКом" обратилось в Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области с заявлением от 26.06.2015 N 57 об установлении сервитута на земельном участке с кадастровым номером 42:26:0401002:40.
Ответом от 18.08.2015 N 8-6-08/339 на данное заявление Росимущество предложило ООО "КузКом" обратиться с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.
Межующая организация подготовила для ООО "КузКом" необходимую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После чего ООО "КузКом" вновь обратилось в Росимущество с заявлением от 06.11.2015 N 17 о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40 с приложением вышеуказанной схемы.
Ответом от 17.12.2015 N 2-6-12/442 на заявление от 06.11.2015 N 17 Росимущество сообщило ООО "КузКом" о том, что в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002-40 от 11.11.2015 N 4200/001/15-635485, приложенном к заявлению от 06.11.2015 N 17 о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40, отсутствует информация о расположении в границах земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40 линии электропередач ВЛ-6 кВ Ф6-36Ж (ул. Пушкина - ФГУП "Завод полукоксования") от ПС "Новоленинская" до ПС N 6. принадлежащей на праве собственности ООО "КузКом". Кроме того, иная документация, подтверждающая факт нахождения данной линии в границах земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40 ООО "КузКом" в Росимущество не представлена. В связи с чем, пакет документов, приложенный к заявлению от 06.11.2015 N 17, Росимущество вернуло ООО "КузКом" на доработку.
С целью устранения вышеуказанного замечания Росимущества ООО "КузКом" заключило с ООО "КОКЦ" договор на проведении комплекса кадастровых работ от 22.04.2016 N 31, предметом которого является принятие ООО "КОКЦ" на себя обязательств по выполнению комплекса кадастровых работ по образованию земельного участка из земель муниципальной собственности под опорой N 7 ЛЭП ВЛ-6Кв Ф6-36 и исправлению кадастровой ошибки границ земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40. Также между "КузКом" и ООО "КОКЦ" был заключен договор подряда от 22.12.2016 N 106 на проведение комплекса кадастровых работ по изготовлению технического плана на сооружение линейное ЛЭП ВЛ-6 Кв Ф6 36.
При проведении кадастровых работ в рамках договора от 22.04.2016 N 31 С было установлено, что опора N 7 ЛЭП ВЛ-6 Кв Ф6 36 размещена на границе муниципальных и федеральных земель. Кроме того, было выявлено несоответствие в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40. В связи с этим, было запрошено землеустроительное дело, выполненное 26.11.2006. В результате ООО "КОКЦ" установлено, что координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40 были определены ошибочно.
В связи с этим руководитель отделения по г. Ленинск-Кузнецкому ООО "КОКЦ", Кривой И.П. с письмом от 02.06.2016 N 154С обращается в Росимущество с просьбой о согласовании акта местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40 в связи с необходимостью устранения несоответствия в координатах, содержащихся в ГКН с фактическим местоположением границы земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40.
Ответом от 06.07.2016 N 8-6-07/111 на данное обращение Росимущество сообщает ИП Кривому о том, что у Росимущества отсутствуют основания для согласования исправления ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40 для дальнейшего формирования земельного участка под сооружением ЛЭП ВЛ-бкВ Ф6-36Ж в связи с тем, что документы о предоставлении данного земельного участка под линию электропередач ООО "КузКом" Росимущество не представило. Кроме того, Росимущество указало на то, что согласно постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" лини электропередач классом напряжения классом до 35 кВ, а также вязанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство размещаются без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В рамках договора от 22.04.2016 N 31С ООО "КОКЦ" была подготовлена схема расположения земельного участка, образованного из муниципальных земель, на кадастровом плане территории. Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 13.09.2016 N 1625 данная схема утверждена. В соответствии с утвержденной схемой расположения была подготовлена землеустроительная документация, на основании которой 14.10.2016 в ГКН были внесены сведения о земельном участке площадью 1 кв.м., расположенном по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Энергострой, 17б с разрешенным использованием - коммунальное обслуживание. Также подготовлен технический план от 08.11.2017 в связи с изменением сведений о местоположении на земельном участке сооружения с кадастровым номером 42:26:0000000:270 (ЛЭП ВЛ-6Кв Ф6-36Ж).
В письме от 12.11.2018 ООО "КОКЦ указало, что работы на основании договора подряда N 106С от 22.12.2016 по подготовке технического плана на сооружение линейное ЛЭП ВЛ-6 кВ Ф6-36Ж (ул. Пушкина - ФГУП "Завод полукоксования") от ПС "Новоленинска" до ПС N6, кадастровый номер 42:26:0000000:27, завершены, технический план от 08.11.2017, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении на земельном участке сооружения с кадастровым номером 42:26:0000000:27, выдан ООО "КузКом".
На момент проведения проверки из выписки из ЕГРН от 16.11.2018 не усматривается объективная привязка сооружения ЛЭП ВЛ-6Кв Ф6-36Ж к земельному участку.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа в ответе от 31.10.2018 N 4249 указал, что постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 13.09.2016 N 1625 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, ЛенинскКузнецкий городской округ, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Энергострой, 17б. Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 42:26: 0401002:1461. ООО "КузКом" за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:1461 не обращалось.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.11.2018 N 42/003/999/2018-682 на земельный участок с кадастровым номером 42:26:0401002:1461 зарегистрированные права и обременения на земельный участок отсутствуют.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях также сообщило, что решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка под опорой N 7 ЛЭП ВЛ-6Кв Ф6-36Ж путем раздела земельного участка с кадастровым номером 42:26:0401002:40, решения о проведении аукциона о предоставлении рассматриваемого земельного участка ООО "КузКом" не принимались, договора и иные соглашения о фактическом пользовании указанным земельным участком между ООО "КузКом" и Росимуществом не заключались.
На основании изложенного, Управление Росреестра пришло к выводу о том, что ранее выданное предписание обществом не исполнено, ООО "КузКом" продолжает использовать земельный участок по размещение опоры N 7 ЛЭП ВЛ-6Кв Ф6-36Ж без предусмотренных законодательство Российской Федерации прав на земельный участок, в связи с чем, выдало предписание об устранении выявленного нарушения требование земельного законодательства Российской Федерации от 16.11.2018 N 4 со сроком исполнения до 15.05.2019.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "КузКом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности факта нарушения земельного законодательства и наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
Пунктом 1 Положения "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее -Положение о Росреестре), предусмотрено, что Федеральная служба по государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, государственного земельного надзора.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Согласно пункту 4 Положения о Росреестре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля (пункт 5.1.14 Положения).
Согласно пункту 5.24 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии проводит в установленном порядке проверки по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Службы, принимает по их результатам меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Положения в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 294-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 Положения).
Пунктом 12 Положения о государственном земельном контроле установлено, что государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок, в том числе для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона N 294-ФЗ.
В части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ определен перечень грубых нарушений требований закона при организации и проведении проверки, которые влекут признание результатов проверки недействительными.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
При этом в силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. В этой связи предписание должностного лица административного органа должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны. Назначение предписания заключается в приведении деятельности лица, которому оно адресовано, в соответствие с действующим законодательством, поэтому оно должно содержать требования по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для указанного лица в силу закона; предписание должно быть реально исполнимым. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Таким образом, на основании статей 9, 71 ЗК РФ, статей 12, 17 Закона N 294-ФЗ, подпункта "а" пункта 3, пункта 6, подпункта "ж" пункта 21 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N1, пунктов 1, 4, 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий, оспариваемое предписание выдано должностным лицом Управления в пределах предоставленных полномочий.
Рассмотрев по существу требование общества о признании недействительным предписания, суд первой инстанции обоснованно отказал в его удовлетворении с учетом следующего.
В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указано, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, по общему правилу до получения решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка, оформления прав на землю иным образом и государственной регистрации соответствующих сделок и прав на земельный участок, граждане или юридические лица не вправе использовать земельные участки.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях реализации указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В Перечень включены и линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно положениям пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения объектов, включенных в Перечень, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 N 213 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее также - Положение N 213).
Указанным Положением предусмотрено, что размещение объектов осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками (пункт 3 Положения), для размещения объекта заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о разрешении размещения объекта (пункт 4 Положения).
Такого решения заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в суд не предъявлено. Иных документов, подтверждающих права пользования занятым земельным участком, заявителем также не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности оформить право пользования спорным земельным участком, также не представлено, не указано.
Доводы заявителя о том, что содержащиеся в предписании сведения о земельном участке не позволяют идентифицировать границы данного земельного участка, приводились в суде первой инстанции, были оценены и исследованы в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонены.
В обжалуемом предписании указано, какое именно нарушение допущено Обществом, а именно: использование земельного участка под размещение опоры N 7 ЛЭП ВЛ-6кв Ф6-36Ж без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав; указана площадь используемого земельного участка - 1 кв.м.; в виду отсутствия на момент выдачи предписания земельного участка на кадастровом учете, должностным лицом Управления указано следующее местоположение - земельный участок, расположенный по адресу; Ленинск-Кузнецкий, на северо-запад в 22 метрах от нежилого здания по ул. Энергострой, 17 в кадастровом квартале 42:26:0401002.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что нарушение земельного законодательства выявлено Управлением Росреестра по Кемеровской области в 2015 году и должностными лицами Управления, на основании ходатайств общества неоднократно продлевалось исполнение предписаний, в связи с тем обстоятельством, что обществом предпринимались меры по оформлению прав на используемый земельный участок, предмет исполнения предписания не изменялся. Содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить обществу.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано обществу в пределах полномочий управления, соответствует критериям исполнимости, срок для его исполнения является достаточным, не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на него не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, а также предоставляет непосредственно нарушителю право выбора способа устранения имеющихся нарушений.
Учитывая положения статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.07.2019 по делу N А27-4132/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская коксохимическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4132/2019
Истец: ООО "Кузбасская коксохимическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по Кемеровской Области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях