г. Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А40-189730/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2019 по делу N А40-189730/2019
принятое судьей Гилаевым Д.А.,
по заявлению ООО "ТЕРРИКОН"
к Центральной акцизной таможне
третье лицо: Минпромторг России
о признании недействительными решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Иванов А.В. по дов. от 21.10.2019; |
от заинтересованного лица: |
Курчаев Е.В. по дов. от 22.04.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Террикон" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - ЦАТ) о признании недействительными решения Центральной акцизной таможней от 16.10.2018 г. N N 53, 54, 55, 56.
Решением от 07.10.2019 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что вывод таможенного органа о необходимости сложения массы самоходной машины и грузоподъемности является ошибочным.
Не согласившись с принятым решением, ЦАТ обратилась в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ заявитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ЦАТ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Третье лицо, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни с заявлениями о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора. Обращения общества зарегистрированы таможенным постом 03.10.2018 под входящими номерами 2781, 2782, 2783,2784.
Решениями ЦАТ от 16.10.2018 N N 53, 54, 55, 56 обществу отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в связи с отсутствием, по мнению таможни, факта излишней уплаты утилизационного сбора.
Заявителем в период с 2016 по 2018 г.г. поданы четыре декларации на товары N N 10009198/290316/0000255, 10009193/100217/0000598, 10009198/161017/0001383, 10009194/090118/0000002, в соответствии с которыми под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления помещены вилочные погрузчики марки "UNICARRIERS", моделей Y1F2A20U, Y1F2A20U, F1F1A15U, F1F1A15WU в количестве 4 шт. (ДТ N 10009198/290316/0000255); вилочные погрузчики марки "ZOOMLION", моделей FD50 mini, FD25, FD15 в количестве 3 шт. (ДТ N 10009193/100217/0000598); вилочные погрузчики марки "ZOOMLION", моделей FD70-m, FD15 в количестве 2 шт. (ДТ N 10009198/161017/0001383); вилочный погрузчик марки "ZOOMLION", модель 150QFB в количестве 1 шт. (ДТN 10009194/090118/0000002).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора; перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 81 размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
В п. VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утв. Постановлением Правительства РФ N 81) содержится указание на обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении самоходных машин категории "Погрузчики", классифицируемые по кодам 8429 51, 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявителем при таможенном оформлении в отношении вышеперечисленных погрузчиков уплачен утилизационный сбор в общем размере 4 500 000 рублей 00 коп (подробные сведения об уплате утилизационного сбора за каждую единицу техники указаны в приложении N 1 настоящему заявлению), что подтверждается платежными поручениями, таможенно-приходным ордерами (далее - ТПО), переданными на таможенный пост расчетами сумм утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также отметкам таможенного поста на паспортах самоходных машин об уплате сбора в полном объеме (копии указанных документов прилагаются).
Факт оплаты заявителем утилизационного сбора за спорные машины в общем размере 4 500 000 рублей 00 коп. таможенными органами не оспаривается.
Между тем, как установлено обществом после выпуска товаров при расчете размера подлежащего уплате утилизационного сбора им использовано неверное значение максимальной технически допустимой массы спорных товаров, а следовательно, и неверное (завышенное) значение коэффициента, в результате чего обществом за спорные машины утилизационный сбор уплачен в излишнем размере. Указанный вывод следует из следующих положений законодательства.
Разделом VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81) определено, что отношении погрузчиков, классифицируемых по кодам 8429 51, 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежит уплате утилизационный сбор.
При этом коэффициент расчета размера утилизационного сбора в отношении новых погрузчиков массой: не более 4 тонн составляет 1; свыше 4, но не более 8 тонн - 2; свыше 8 т, но не более 13,5 тонн - 4; свыше 13,5 т, но не более 16,5 тонн - 4,5; свыше 16,5 т, но не более 22 тонн - 5.
Согласно примечанию 3 к Перечню коэффициент определяется с учетом максимальной технически допустимой массы погрузчика.
Определение понятия "максимальная технически допустимая масса" в отношении самоходных машин отсутствует как Перечне, так и в Техническом регламенте Таможенного союза 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823.
Положения Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - TP ТС 018/2011), содержит определение технически допустимой максимальной массы колесного транспортного средства - т.е. установленной изготовителем максимальной массы транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом.
Однако правовых основания для расширительного толкования понятия "максимально допустимая техническая масса", использованного в отношении колесных транспортных средств в Техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 в отношении самоходных машин (погрузчиков) в контексте исчисления утилизационного сбора - не имеется.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.
Следовательно, именно масса погрузчика, необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации самоходных погрузчиков носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 -5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Изложенное согласуется с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", принятым в рамках ее полномочий по обеспечению свободного обращения самоходных машин на таможенной территории Евразийского экономического союза, согласно которому при заполнении графы "максимальная технически допустимая масса" в паспорте самоходной машины указывается соответствующая масса машины, а не результат сложения массы самоходной машины и грузоподъемности.
Таможенным органом не представлены какие-либо доказательства того, что приведенные в Перечне коэффициенты увеличения базовой ставки утилизационного сбора фактически призваны учесть различия в затратах, о которых идет речь в пункте 5 статьи 24.1 Закона об обходах производства и потребления, в зависимости от грузоподъемности погрузчиков, и что именно из такого экономического смысла названных коэффициентов исходило Правительство Российской Федерации при утверждении Перечня.
Следовательно, при расчете утилизационного сбора в отношении спорных товаров обществом была ошибочно включена грузоподъемность, что привело к использованию повышенного коэффициента и стало причиной переплаты утилизационного сбора.
Согласно разделу VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора в отношении новых погрузчиков, классифицируемых по кодам 8429 51, 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС, используются следующие коэффициенты расчета размера утилизационного сбора: для погрузчиков массой не более 4 тонн коэффициент составляет 1; для погрузчиков массой свыше 4, но не более 8 тонн коэффициент составляет 2; для погрузчиков массой свыше 8 т, но не более 13,5 тонн коэффициент составляет 4; для погрузчиков массой свыше 13,5 т, но не более 16,5 тонн коэффициент составляет 4,5;для погрузчиков массой свыше 16,5 т, но не более 22 тонн коэффициент составляет 5.
Таким образом, обществом за погрузчики марки "UNICARREERS", моделей Y1F2A20U, Y1F2A20U, F1F1A15U, F1F1A15WU в количестве 4 шт. (ДТ N 10009198/290316/0000255); вилочные погрузчики марки "ZOOMLION", моделей FD50 mini, FD25, FD15 в количестве 3 шт. (ДТ N 10009193/100217/0000598); вилочные погрузчики марки "ZOOMLION", моделей FD70-m, FD15 в количестве 2 шт. (ДТ N 10009198/161017/0001383); вилочный погрузчик марки "ZOOMLION", модель 150QFB в количестве 1 шт. (ДТ N 10009194/090118/0000002) излишне уплачен утилизационный сбор в размере 1 800 000 (один миллион восемьсот тысяч) рублей 00 коп.
Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора перечислен в параграфе V Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утв. Постановлением Правительства РФ N 81) (далее - Правила).
Согласно п. 26, 27 указанных Правил в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов.
В соответствии с п. 29 Правил, заявление о возврате подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается уполномоченным представителем плательщика.
Так, Заявление Общества составлено в соответствии с формой, приведенной в Приложении N 4 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
К заявлению Обществом были приобщены документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора: соответствующий расчет сумм утилизационного сбора, направлявшиеся на таможенный пост при уплате сбора; соответствующие платежные поручения; соответствующие ТПО.
Также к заявлению Обществом были приобщены документы, позволяющие определить ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора: декларация на товары; пояснения об ошибочной уплате сбора.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2019 по делу N А40-189730/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189730/2019
Истец: ООО "ТЕРРИКОН"
Ответчик: Северо-Западный таможенный пост Центральной акцизной таможни, Центральная акцизная таможня
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ