г. Москва |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А40-194318/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Лепихин Д.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГБУ "Канал имени Москвы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2019 по делу N А40-194318/19, принятое судьей в порядке упрощенного производства Е.А. Вагановой,
по заявлению ФГБУ "Канал имени Москвы" (ОГРН: 1157746363983)
к Центральному управлению государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Канал имени Москвы" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (заинтересованное лицо, административный орган, Центральное УГРН Ространснадзора) от 09.07.2019 N 17/19 о привлечении к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением от 08.10.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований ФГБУ "Канал имени Москвы" отказал в полном объеме.
Суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления, наличии в действиях заявителя события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "Канал имени Москвы" обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Ссылается, что ФГБУ "Канал имени Москвы" было заранее уведомлено о проведении внеплановой, документарной проверки письмом от 19.06.2019 N 538/19/1 Центрального УГРН Ространснадзора с приложением Распоряжения (приказа) от 19.06.2019 г. N 112-р Центрального УГРН Ространснадзора, что в период с 24.06.2019 г. по 05.07.2019 г. (сроком не более 10 рабочих дней) будет проведена внеплановая, документарная проверка юридического лица ФГБУ "Канал имени Москвы".
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка (акт проверки от 05.07.2019 г. N 13/19-ГТС) согласно распоряжения от 19.06.2019 г. N 112-р. Центральным управлением государственного речного надзора, с целю предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также проверки соблюдения требований федерального закона от 21.01.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", проверки сведений, указанных в обращении от 27.05.2019 г. N 8.18-994 касательно гидроузла N 4: от 17.062019г. N 8.18-1100 касательно дюкера N 83; от 17.06.2019 г. N 8.18-1104 касательно Кухоловских дамб. Управления государственного морского и речного надзора - были рассмотрены документы, представленные ФГБУ "Канал имени Москвы".
В результате рассмотрения представленных ФГБУ "Канал имени Москвы" документов, подтверждающих соблюдение требований федерального закона от 21.01.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", проверки сведений, указанных в обращении от 27.05.2019 г. N 8.18-994 касательно гидроузла N 4; от 17.062019г. N 8.18-1100 касательно дюкера N 83; от 17.06.2019 г. N 8.18-1104 касательно Кухоловских дамб. Управления государственного морского и речного надзора, были выявлены следующие нарушения.
Касательно Кухоловских дамб канала N 284, трубы N 78 ФГБУ "Канал имени Москвы": на эксплуатацию гидротехнических сооружений Кухоловских дамб канала N 284, трубы N 78 имеется разрешение на эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 разрешения на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатация СГТС разрешается при обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварий и при условии выполнения мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, а также при наличии действующего расчета вероятного вреда.
Рассмотрен перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности Кухоловских дамб канала N 284, трубы N 78 согласно разделу 3.4 таблице 3.20 декларация безопасности Кухоловских дамб канала N 284, трубы N 78 от 03.07.2015 N ДБ-14-15. одним из требований являлось: выполнить подсыпку камнями на напорном откосе Кухоловских дамб, установлен срок выполнения 2016 год.
Чем подтверждены сведения указанные в обращении от 17.06.2019 N 8.18-1104 Управления государственного морского и речного надзора.
Установлено, что ФГБУ "Канал имени Москвы" не выполнена подсыпка камнями на напорном откосе Кухоловских дамб, что подтверждает письмо от 26.06.2019 N б/п ФГБУ "Канал имени
Касательно Дюкер N 83 ФГБУ "Канал имени Москвы": на эксплуатацию гидротехнических сооружений Дюкер N 83 имеется разрешение на эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 разрешения на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатация СГТС разрешается при обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварий и при условии выполнения мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, а также при наличии действующего расчета вероятного вреда.
Рассмотрен перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности дюкера N 83 согласно разделу 3.4 таблице 3.14 декларация безопасности дюкера N 83 от 03.07.2015 N ДБ-13-15, которыми являются: выполнить ремонт бетона открылков входного и выходного оголовков дюкера, установлен срок выполнения 2017 год; выполнить ремонт шпоночных уплотнений на выходном оголовке, установлен срок выполнения 2017 год.
Чем подтверждены сведенья указанные в обращении от 17.06.2019 N 8.18-1100 Управления государственного морского и речного надзора.
Установлено, что ФГБУ "Канал имени Москвы" не выполнен ремонт бетона открылков входного и выходного оголовков дюкера, не выполнен ремонт шпоночных уплотнений на выходном оголовке, что подтверждает письмо от 26.06.2019 N б/н ФГБУ "Канал имени Москвы", актов выполненных работ и других документов, подтверждающих исполнение указанных мероприятий ФГБУ "Капал имени Москвы" не представлено.
При таких обстоятельствах эксплуатация гидротехнических сооружений дюкера N 83 ФГБУ "Канал имени Москвы" ведется с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
В нарушение подпункта "б" пункта 3 "Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался", утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 г. N 237. в соответствии с которыми собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности, обеспечивать соблюдение обязательных требований, осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию или ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Нарушен Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон).
В нарушение статьи 8 Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений дюкера N 83 ФГБУ "Канал имени Москвы" осуществляется с нарушением следующих общих требований: ФГБУ "Канал имени Москвы" не осуществляет меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, путем не выполнения мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности дюкера N 83, а именно не выполнен ремонт бетона открылков входного и выходного оголовков дюкера, не выполнен ремонт шпоночных уплотнений на выходном оголовке.
Нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений дюкера N 83 ФГБУ "Канал имени Москвы" в соответствии со статьей 19 Закона является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Невыполнение указанных требований подтверждается актом проверки от 05.07.2019 г. N 13/19 - ГТС составленным в 17 часов 00 минут по МСК по адресу: 125195, г. Москва, шоссе Ленинградское, д. 53 А, кабинет 309 Центрального УГРН Ространснадзора.
По результатам проверки (акт проверки от 05.07.2019 г. N 13/19 - ГТС) выдано предписание от 05.07.2019 г. N 14/19-СГТС об устранении выявленных нарушений срок исполнения предписания до 04.07.2020 согласован с представителями ФГБУ "Канал имени Москвы" присутствующими при проведении проверки.
Заявителю 05.07.2019 года выдано извещение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст. 9.2 КоАП РФ.
08.07.2019 в отношении ФГБУ "Канал имени Москвы" составлен протокол об административном правонарушении, выдано извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении.
09.07.2019 Центральным УГРН Ространснадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2019 N 17/19, которым ФГБУ "Канал имени Москвы" признано виновным в нарушении требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, ответственность за которые предусмотрена ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Проверив порядок привлечения Заявителя к административной ответственности, суд счел, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, заинтересованным лицом соблюден.
Согласно ст. 9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Неисполнение ФГБУ "Канал имени Москвы" обязательных требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений ставит под угрозу обеспечение безопасности плавания по внутренним водным путям, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и иным негативным последствиям.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ, декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
"Форма декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений", утверждена приказом Минтранса России от 03.11.2015 г. N 324 (зарегистрировано в Минюсте России от 05.02.2016 г. N 40962).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Положение от 06.11.1988 г. N 1303), декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством РФ, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ.
Наличие события административного правонарушения подтверждается актом проверки юридического лица ФГБУ "Канал имени Москвы" от 26.04.2019 г. N 06/19-ГТС, протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами и не оспаривается заявителем.
Факт совершения ФГБУ "Канал имени Москвы" указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки юридического лица ФГБУ "Канал имени Москвы" от 26.04.2019 г. N 06/19-ГТС, протоколом об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Вина Заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод ФГБУ "Канал имени Москвы" о том, что учреждение не может быть привлечено к административной ответственности и устранить выявленные нарушения, в связи с недостатком финансирования, не состоятелен по следующим основаниям.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Юридическое лицо осуществляет деятельность на основании Устава ФГБУ "Канал имени Москвы", утверждённого распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 09.02.2018 г. N ВО-24-р. Согласно пункту Устава 1.1 ФГБУ "Канал имени Москвы" образовано путем реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" (ФГУП "Канал имени Москвы") в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 годаN 855-р.
ФГБУ "Канал имени Москвы" является правопреемником Управления эксплуатации канала, созданного в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 09 апреля 1937 года.
Согласно пункту 3.1 Устава предметом деятельности ФГБУ "Канал имени Москвы" являются обеспечение безопасности судоходства в территориальных границах деятельности ФГБУ "Канал имени Москвы".
В соответствии с пунктом 3.2 Устава целями деятельности ФГБУ "Канал имени Москвы" являются: содержание внутренних водных путей, заключающегося в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведение работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержание судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержанию инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта в границах бассейна; обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений; обводнение рек Москвы, Яузы, Учи, Клязьмы и водных объектов в целях улучшения их санитарного состояния в территориальных границах деятельности ФГБУ "Канал имени Москвы".
В силу пункта 3.3 Устава ФГБУ "Канал имени Москвы" осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом деятельности и целями, для достижения которых оно создано.
В процессе проверки проведены следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проверки: рассмотрение документов юридического лица, проверка соответствия фактического режима эксплуатации гидротехнических сооружений юридическим лицом, соблюдения законодательства РФ в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Было установлено, что ФГБУ "Канал имени Москвы" ведет фактическую эксплуатацию указанных в материалах проверки объектов (что подтверждается актом проверки юридического лица от 26.04.2019 г. N 06/19-ГТС), имеет техническую документацию, паспорта и декларации безопасности, а также владеет объектами на праве оперативного управления.
Доказательств обращения с письмами к собственнику гидротехнических сооружений относительно недостаточности финансирования, принятия иных мер в процессе хозяйственной деятельности для соблюдения требований законодательства, не представлено.
На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и объяснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ
Обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении Общества от административной ответственности не установлено.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2019 N 17/19 вынесенное должностным лицом Центрального УГРН Ространснадзора, является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2019 по делу N А40-194318/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 288.2. АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-194318/2019
Истец: ФГБУ "Канал имени Москвы"
Ответчик: Центральное Управление Государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта