г. Москва |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А40-190903/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
В.А.Свиридова, С.Л.Захарова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2019 по делу N А40-190903/19
по заявлению: ООО "Легион ПРО" (ОГРН: 1107746197723, ИНН: 7718799030, дата регистрации: 17.03.2010, 105554 Москва город улица Первомайская 76)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674, дата регистрации: 08.02.2003, 123112, Москва город, проезд Красногвардейский 1-й, дом 21, строение 1)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Звягинцев А.В. по дов. от 18.07.2019; Хабаров Д.С. по дов. от 29.11.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Легион ПРО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ответчик, Департамент) с требованием о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы от 23.05.2019 (письмо исх. 33-5-35617/19-(0)-4) в реализации ООО "Легион ПРО" преимущественного права на приобретение нежилого помещения общей площадью 165.2 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Первомайская, д.76 (подвал, помещение VI), кадастровый номер 77:03:0005014:9341 (инвентарный номер (ранее присвоенный инвентарный номер) - 1744/1 (00019195:0058)), обязании направить в адрес ООО "Легион ПРО" проект договора купли-продажи нежилого помещения общей площадью 165.2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 76 (подвал, помещение VI) кадастровый номер 77:03:0005014:9341 (инвентарный номер (ранее присвоенный инвентарный номер) - 1744/1 (00019195:0058)).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2019 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, между ООО "Легион ПРО" и Департаментом имущества города Москвы (правопредшественник Департамента городского имущества г.Москвы) был заключен Договора аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы N 04-00063/11 от 18.08.2011 (далее - договор аренды), в соответствии с п.1.1 которого Заявителю было предоставлено в пользование нежилое помещение (помещение VI, подвал), общей площадью 165.2 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Первомайская, д.76.
После истечения срока действия договора аренды N 04-00063/11 от 18.08.2011 между сторонами было заключено дополнительное соглашение от 01.08.2016, которым срок аренды был продлен до 18.08.2021.
Таким образом, заявитель является арендатором указанного нежилого помещения с 18.08.2011.
27.03.2019 заявитель, как субъект малого и среднего предпринимательства, реализуя преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в соответствии Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) направил в адрес Департамента заявление о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении арендуемого нежилого помещения.
03.04.2019 письмом исх. N 33-5-35617/19-(0)-2 Департамент уведомил ООО "Легион ПРО" о приостановлении предоставления государственной услуги для проведения кадастровых работ (в случае необходимости постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет).
23.05.2019 письмом исх. 33-5-35617/19-(0)-4 Департамент отказал Обществу в предоставлении государственной услуги.
Основаниями для отказа послужило то обстоятельство, что объект недвижимости не сформирован в качестве обособленного объекта недвижимости и входит в состав объекта недвижимости площадью 724,1 кв.м., на который зарегистрировано право собственности города Москвы (запись в ЕГРН от 18.06.2010 N 77-77-12/014/2010-636).
При этом ГБУ МосгорБТИ сообщило о невозможности проведения кадастровых работ в связи с тем, что в арендуемом ООО "Легион ПРО" помещении зафиксирована несанкционированная перепланировка, в том числе устройство внутренней лестницы с пробивкой отверстия в междуэтажном перекрытии и устройства дверного проема в несущей стене.
Посчитав указанное решение об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд города Москвы, удовлетворяя заявленное требование, руководствовался ст. 3 и 9 Закона N 159-ФЗ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из обстоятельств дела, заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Первомайская, д. 76, в соответствии с договором аренды находятся во владении Заявителя с 18.08.2011 г., то есть более 8 лет.
Оспариваемый отказ Департамента в реализации права на приобретение арендуемого имущества был мотивирован тем, что нежилое помещение не сформировано в качестве обособленного объекта недвижимости, при этом провести кадастровые работы невозможно в связи с зафиксированной несанкционированной перепланировкой.
Однако, как следует из материалов дела, нежилое помещение общей площадью 165,2 кв. м. 25.05.2012 было поставлено на кадастровый учет под номером 77:03:0005014:9341.
Как следует из кадастрового паспорта, представленного ООО "Легион ПРО" вместе с договором аренды, до постановки нежилого помещения на кадастровый учет, ему был присвоен инвентарный номер (ранее присвоенный инвентарный номер) - 1744/1 (00019195:0058).
Кадастровый паспорт также свидетельствует, что по состоянию на 23.09.2009, то есть за 2 года до заключения договора аренды, в передаваемых в пользование помещениями уже имелось несанкционированное переоборудование.
Из материалов дела не следует и не представлено доказательств Департаментом, что перепланировка была осуществлена заявителем после заключения договора аренды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Соответствие заявителя требованиям пунктов 1 - 3 статьи 3 Закона N 159-ФЗ Департаментом не оспаривается.
Довод ответчика о проведении заявителем незаконной перепланировки был рассмотрен судом первой инстанции, ему дана надлежащая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Более того, статья 3 Закона N 159-ФЗ такого критерия права на выкуп, как отсутствие перепланировок выкупаемого имущества не устанавливает.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2019 по делу N А40-190903/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190903/2019
Истец: ООО "ЛЕГИОН ПРО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ