г. Москва |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А40-116620/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.В.Захаровой,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества "Уралкалий" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2019 года, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба,
в порядке упрощенного производства по делу N А40-116620/19,
по исковому заявлению Акционерного общества "Солид-товарные рынки"
к Публичному акционерному обществу "Уралкалий"
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Публичное акционерное общество "Газпромнефть", Общество с ограниченной ответственностью "Эдем", Общества с ограниченной ответственностью "Новотех"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Солид-товарные рынки" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "Уралкалий" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 29 917 руб. 23 коп.
Дело рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства, решением от 23.08.2019 по делу N А40-116620/19 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил изменить обжалуемое решение и вынести по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в размере 19 500 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
В порядке ч.5 ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения проверяется судом только в обжалуемой части.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 20.06.2016 между истцом (поставщиком) и ответчиком (покупателем) заключен договор поставки (рамочный) N 2280/2016/45 (2268/05/16- ПС-О) (далее - Договор).
Согласно и. 1.1. Договора поставщик обязуется передать в собственность (поставлять), а покупатель принять и оплатить продукты нефтепереработки и/или нефтехимии (далее "Товар" или "Продукция") в порядке на условиях, предусмотренных Договором и приложениями к нему, являющимися неотъемлемой частью данного Договора.
В силу п. 4.6.2. Договора отгрузка товара покупателю или его грузополучателю производится железнодорожным транспортом.
Покупатель несет полную ответственность перед Поставщиком за действия и/или бездействия грузополучателя.
В соответствии с п. 6.3. Договора общий срок нахождения цистерн (вагоноцистерн) организаций, с которыми грузоотправителем заключен Договор на оказание транспортных услуг, на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения, выставочных путях и/либо на подъездных путях грузополучателя) в связи с ожиданием слива (разгрузки), под сливом (под разгрузкой), в ожидании отправки, либо в ином случае, не должен превышать 2-х (двух) суток, если иной срок не установлен Приложением к Договору; исчисление начала срока нахождения цистерн (вагонов) у грузополучателя начинается с даты, следующей за датой прибытия на станцию назначения и до 24 часов 00 минут даты отправки грузополучателем цистерн (вагонов) на станцию погрузки или другую станцию назначения, указанную поставщиком; время использования цистерн (вагонов) свыше установленного срока исчисляется в сутках. Не полные сутки считаются полными. Подтверждением даты прибытия цистерн (вагонов) на станцию назначения и даты отправки цистерн (вагонов) со станции назначения может являться отметка станции в транспортных железнодорожных накладных или иные документы, указанные в п.6.4. Договора.
Покупатель несет ответственность за действия/бездействия грузополучателя, получателя продукции, в том числе, по соблюдению срока нахождения вагонов на станции назначения (включая пути общего и необщего пользования), как за свои собственные.
В силу с п. 6.4. Договора время нахождения цистерн у Покупателя/грузополучателя/иного получателя груза для любых целей Договора определяется: по железнодорожным товарным накладным на груженые и порожние вагоны (цистерны), квитанциям о приемке груза к перевозке и на возврат порожних цистерн, представленных в заверенных покупателем/грузоотправителем/грузополучателем в копиях либо или на основании сведений Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО "РЖД", АС "ЭТРАН" ОАО "РЖД", предоставленными, в том числе, в электронной форме.
При отсутствии у Поставщика указанных документов, время нахождения указанных цистерн может определяться расчетным путем в соответствии с "Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утв. Приказом МПС РФ от 18.06.03 г. N 27, на основании любых документов, свидетельствующих о дате отгрузки продукции. В соответствии с п. 1.3. Договора для исполнения обязательств, установленных настоящим Договором и Приложениями к нему, Поставщик за вознаграждение привлекает третьих лиц.
Для исполнения принятых на себя обязательств по Договору поставщик заключил следующие договоры:
- между АО "Солид-товарные рынки" и ПАО "Газпром нефть" заключено Генеральное соглашение от 18.06.2015 N ГПН-15/27160/01437/Д ;
- между АО "Солид-товарные рынки" и ООО "Эдем" заключено Генеральное соглашение от 11.04.2018 N Б-2018/10;
- между АО "Солид-товарные рынки" и ООО "НОВОТЕХ" заключено Генеральное соглашение от 02.05.2017 N НВТ-12/17Б.
В соответствии с п.п. 06.19.1. - 06.19.5. указанных договоров, срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток.
Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику.
Поставщик осуществил поставку нефтепродуктов в адрес Покупателя (грузополучателя) посредством железнодорожного транспорта (в вагонах-цистернах), что подтверждается приложенным к исковому заявлению универсальными передаточными документами (УПД).
В нарушение п. 6.3. Договора порожние вагоны-цистерны были сданы железной дороге для возврата с нарушением установленного срока.
Впоследствии в адрес истца поступили имущественные требования от Поставщиков об уплате истцом неустойки за 3 сверхнормативный простой вагонов-цистерн на железнодорожной станции выгрузки (свыше двух суток), в которых нефтепродукты были переданы Ответчику, а именно:
1) от ООО "НОВОТЕХ" N 2125 от 28.08.2018 на сумму 9 000 руб., в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору вследствие простоя вагонов-цистерн на станции назначения "Березники-Сортировочная";
2) от ООО "Эдем" от 26.07.2018 N 518 г. на сумму 10 500 руб. 00 коп., в связи с ненадлежащим исполнением Ответчиком обязательств по договору вследствие простоя вагонов-цистерн на станции назначения "Березники-Сортировочная".
Согласно истории движения вагонов-цистерн:
- вагон-цистерна N 50780527 прибыл на станцию назначения "Березники Сортировочная" 24.06.2018 г.. а согласно железнодорожной накладной N ЭЧ352107 на порожний рейс указанный вагон-цистерна был отправлен 28.06.2018
Таким образом, сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 2 суток;
- вагон-цистерна N 51354355 прибыл на станцию назначения "Березники Сортировочная" 24.06.2018, а согласно железнодорожной накладной N ЭЧ352107 на порожний рейс указанный вагон-цистерна был отправлен 28.06.2018
Таким образом, сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 2 суток: - вагон-цистерна N 51510741 прибыл на станцию назначения "Березники Сортировочная" 24.06.2018 г., а согласно железнодорожной накладной N ЭЧ352107 на порожний рейс указанный вагон-цистерна был отправлен 28.06.2018.
Таким образом, сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 2 суток;
- вагон-цистерна N 50545995 прибыл на станцию назначения "Березники Сортировочная" 30.04.2018, а согласно железнодорожной накладной N ЭФ725310 на порожний рейс указанный вагон-цистерна был отправлен 04.05.2018.
Таким образом, сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 2 суток;
- вагон-цистерна N 51441509 прибыл на станцию назначения "Березники Сортировочная" 30.04.2018, а согласно железнодорожной накладной N ЭФ725310 на порожний рейс указанный вагон-цистерна был отправлен 04.05.2018 г. Таким образом, сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 2 суток;
- вагон-цистерна N 51750529 прибыл на станцию назначения "Березники Сортировочная" 03.05.2018, а согласно железнодорожной накладной N ЭФ922072 на порожний рейс указанный вагон-цистерна был отправлен 08.05.2018.
Таким образом, сверхнормативный простой вагона-цистерны составил 3 суток.
Также, в соответствии с п. 6.1. Договора покупатель возвращает порожние цистерны (вагоны) в срок, предусмотренный Договором, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по указанию Поставщика или собственника цистерн.
Порожние вагоны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты".
По прибытии вагона-цистерны N 51299717 на станцию возврата, при снятии ЗПУ, были выявлены факты коммерческой непригодности. Выявленные нарушения зафиксированы в акте общей формы.
Вследствие возврата вагона-цистерны в коммерчески непригодном состоянии со стороны ПАО "Газпром нефть" в адрес истца была выставлена претензия N ГПН-Л-01/05/9657 от 24.09.2018.
Послу получения претензии от ПАО "Газпром нефть", Истец, в свою очередь, предъявил к ответчику претензию об оплате убытков/расходов, в связи с возвратом вагонов-цистерн в коммерчески непригодном состоянии на железнодорожной станции выгрузки (назначения) от 17.01.2019, на сумму 10 417 руб. 23 коп.
02.04.2019 истец оплатил претензионное требование ПАО "Газпром нефть", в том числе, штрафные санкции ввиду возврата вагонов-цистерн в коммерчески непригодном состоянии по Договору поставки N 2280/2016/45 (2268/05/16-ПС-О) от 20.06.2016.
В связи с тем, что оплата штрафов произведена в связи с нарушением обязательств со стороны покупателя, и привело к несению вышеуказанных убытков, истец направил в адрес ответчика досудебные претензии с требованием об их возмещении.
Требования, содержащиеся в претензиях, оставлены покупателем без исполнения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд г.. Москвы.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что факт несения убытков подтвержден истцом документально, и данные убытки возникли в связи с несоблюдением ответчиком сроков простоя вагонов-цистерн, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными в силу следующих причин.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, целью которой является возмещение отрицательных последствий, наступивших в имущественной сфере потерпевшего в результате нарушения договорного обязательства и (или) совершения гражданского правонарушения.
В предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков
В соответствии с п. 6.1. Договора покупатель возвращает порожние цистерны (вагоны) в срок, предусмотренный Договором, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по указанию Поставщика или собственника цистерн. Порожние вагоны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель должен обеспечить полный слив продукции из железнодорожных вагонов.
Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надёжность крепления котла техническая исправность колёсных пар и тормозной системы.
Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определённые Приказом МПСN 25 от 18.06.2003.
По прибытии вагона-цистерны N 51299717 на станцию возврата, при снятии ЗПУ, были выявлены факты коммерческой непригодности, а именно, недосливе ранее перевозимого груза.
Вследствие возврата вагона-цистерны в коммерчески непригодном состоянии, со стороны ПАО "Газпром нефть" в адрес АО "Солид-товарные рынки" была выставлена претензия N ГПН-Л-01/05/9657 от 24,09.2018 г.
На основании вышеизложенного, получив претензионные требования от вышеуказанного Поставщика, Истец, в свою очередь, предъявил к Ответчику претензию об оплате убытков/расходов в связи с возвратом вагонов-цистерн в коммерчески непригодном состоянии на железнодорожной станции выгрузки (назначения):
Указанное претензионное требование предъявлено Ответчику в том же размере, что и претензия, предъявленная Истцу Поставщиком.
В силу п. 7.6. Договора в случае повреждения или утраты "вагонов Поставщика" по причинам, зависящим от Покупателя, а также при повреждении вагонов в момент проведения грузовых операций Покупателем (его грузополучателем), Покупатель обязан произвести возмещения всех фактически понесенных Поставщиком затрат по восстановлению вагонов, включая железнодорожный тариф к месту проведения ремонта и до станции, указанной Поставщиком в течение 30-ти рабочих дней с момента получения соответствующего требования поставщика с приложением подтверждающих данные расходы документов.
Ответчик на предъявленное претензионное требование не ответил, не представил документов, подтверждающих отсутствие вины, убытки истца не возместил.
В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Суд первой инстанции дал верную оценку представленной памятке приемосдатчика N 18869 на уборку вагонов.
Так, вышеуказанная памятка не может быть рассмотрена в качестве допустимого доказательства ввиду нижеследующего.
Согласно п. 8 Указания МПС России от 27.03.2000 N Д-720у (ред. от 26.11.2002) "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами" памятка на подачу и уборку вагонов подписывается работниками железной дороги и принимающей (сдающей) стороной (грузоотправителем, грузополучателем, мастером вагонного депо, пункта подготовки вагонов, МЧ, представителем владельца (пользователя) подъездного пути, контрагента, имеющего договор, и т.д.) два раза.
Первый раз:
- при подаче локомотивом, принадлежащим железной дороге, - в момент завершения подачи к местам погрузки, выгрузки, свершения технической и других операций (вместе с тем, у представленной Ответчиком памятки данная подпись отсутствует).
Второй раз:
- при уборке локомотивом, принадлежащим железной дороге, - в момент уборки с мест погрузки, выгрузки, свершения технической и других операций.
Кроме того, в нарушение вышеуказанного Указания МПС России от 27.03.2000 N Д-720у в памятке приемосдатчика отсутствует печать станции "Березники-Сортировочная".
02.04.2019 истец оплатил претензионное требование 11АО "Газпром нефть" N ШН-Л-01/05/9657 от 24.09.2018 г., в том числе, штрафные санкции ввиду возврата вагонов-цистерн в коммерчески непригодном состоянии по Договору поставки на сумму 10 417 руб. 23 коп.
При этом, данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу от 27.03.2019 N А40-536/19.
Как следует из вышеуказанного решения, вследствие возврата вагонов в технически неисправном состоянии, со стороны ООО "Трансойл" в адрес ПАО "Газпром нефть" предъявлены претензии: N 425/2016/07.16/ТНП от 04.10.2016 г. N 679-ЮД., N 550/2016/09.16ЯНП от 17.11.2016 N 848-ЮД. N 570/2016/10.16/ТНП от 25.11.2016 N 881-ЮД., N 456/2017/03.17/ТНП от 07.08.2016 N 738-ЮД.
В связи с нарушением условий по возврату вагонов в технически исправном состоянии Приложения N 01 к Правилам торгов в рамках Генеральных соглашений, в адрес ООО "Трансойл" были направлены претензии ГПН-Л-01/05/11030, ГПН-Л-01/05/9947, ГПН-Л-01/05/11660, ГПН-Л-01/05/11655, ГПН-Л-01/05/12018 на общую сумму 89 316 руб. 73 коп.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, убытки в размере 10 417 руб. 23 коп. подтверждены истцом в надлежащем порядке.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба Публичного акционерного общества "Уралкалий" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2019 по делу N А40-116620/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Т.В.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116620/2019
Истец: АО "СОЛИД-ТОВАРНЫЕ РЫНКИ"
Ответчик: ПАО "УРАЛКАЛИЙ"
Третье лицо: ООО "НОВОТЕХ", ООО "Эдем", ПАО "Газпром нефть"