г. Москва |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А40-146986/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б. Красновой
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Каталогизатор"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2019, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-146986/19
по заявлению ООО "Каталогизатор" (ОГРН: 1107746596902, ИНН: 7715821470)
к ИФНС России N 19 по г. Москве (ОГРН: 1047719056483, ИНН: 7719107193)
о признании незаконным постановления N 7719201905029022 от 24.05.2019 о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каталогизатор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 26 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления ИФНС N 19 по г.Москве N 7719201905029022 от 24.05.2019 о привлечении к административной ответственности по ч.6.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением суда от 26.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано. При этом суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, в том числе, на нарушение ответчиком порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, признает доводы жалобы обоснованными и усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 приведенной нормы права, обязанность доказывания наличия оснований для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган.
Частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к ответственности за несоблюдение требования пункта 3.8 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
На основании статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются: дата и время его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или Закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Положения вышеуказанной нормы, представляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Так, в соответствии с требованиями части 3 указанной статьи при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Часть четвертая этой же статьи предусматривает, что физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при этом указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола.
Протокол должен быть подписан физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как указал Пленум Высшего арбитражного суда РФ в своем постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (пункт 24) суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как усматривается из материалов дела, на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении законным представителем ООО "Каталогизатор" являлся генеральный директор Блинова Л.Н.
Протокол об административном правонарушении составлен 08.05.2019 в отсутствие законного представителя Общества, в присутствии финансового директора Берлева Д.Ф., действовавшего, согласно указанным в протоколе сведениям, по доверенности.
Вместе с тем, указанная доверенность в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, в материалы дела административным органом не представлена. Не представлено также доказательств извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении. Факт извещения о составлении протокола Общество отрицает.
Ссылка налогового органа на уведомление от 08.05.019 судом отклоняется, как не свидетельствующая о надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомлением от 08.05.2019 N 12-32/029001-2 Блинова Л.Н. вызывалась и инспекцию на 22.05.2019 года в 9 часов 30 минут для получения протоколов и постановлений об административном правонарушении в области валютного законодательства РФ.
Протокол был вручен Берлеву Д.Ф. 22.05.2019.
При этом, в отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган фактически подтверждает доводы Общества о составлении протокола в отсутствии уполномоченного лица и указывает, что права привлекаемого лица разъяснялись финансовому директору Берлеву Д.Ф. 22.05.2019, тогда как протокол был составлен 08.05.2019.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что при составлении протокола об административном правонарушении Инспекцией допущены процессуальные нарушения. Указанные нарушения являются существенными, поскольку не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет, лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Учитывая изложенное, оснований для отказа в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает необходимым отменить решение суда по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ и удовлетворить заявленные Обществом требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.09.2019 по делу N А40-146986/19 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России N 19 по г.Москве N 7719201905029022 от 24.05.2019 о привлечении ООО "Каталогизатор" к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146986/2019
Истец: ООО "КАТАЛОГИЗАТОР"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы N19 по г. Москве