г. Москва |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А40-100602/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу Ундиренко (Голубчиковой) Ольги Владимировны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2019 по делу N А40-100602/19, принятое в порядке упрощенного производства судьёй Суставовой О.Ю. (108-1664)
по заявлению Ундиренко (Голубчиковой) Ольги Владимировны
к ИФНС России N 31 по г. Москве
о признании суммы в размере 23 053, 14 излишне взысканной
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ундиренко (Голубчикова) Ольга Владимировна (далее - заявитель, налогоплательщик, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании суммы 23 053,14 руб. излишне взысканными, об обязании возвратить излишне взысканные страховые взносы, пенни и штраф в размере 23 053,14 руб.
Решением суда от 16.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, ответчик обязан самостоятельно запросить органы Пенсионного Фонда о принятии решений о возврате излишне взысканных денежных средств.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2014 и 2015 годах Управлением Пенсионного фонда в городе Белгороде в отношении Заявителя были вынесены постановления N 04100190014606 и N 04100190007841 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
В дальнейшем постановления N N 04100190014606, 04100190007841 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов были направлены в ОСП по г. Белгороду УФССП России по Белгородской области для принудительного исполнения.
Данные постановления были обжалованы предпринимателем, и признаны незаконными.
Однако в рамках исполнительного производства со счета Заявителя было списано 23 053,14 руб. страховых взносов.
В связи с отменой постановлений N N 04100190014606, 04100190007841 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов Управлением Пенсионного фонда в городе Белгороде были направлены в адрес ОСП по г. Белгороду УФССП России по Белгородской области заявления об окончании исполнительного производства в отношении налогоплательщика.
Так как возврат списанных денежных средств не был произведен налоговым органом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании суммы 23 053,14 руб. излишне взысканными, и обязании их возвратить.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) и утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС РФ с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 N ММВ-23- 1/12@/ЗИ и N ММВ 23-1/11 @/02-11-10/06-3098П) государственные внебюджетные фонды (далее - Фонды) передали в налоговые органы сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью должностного лица.
Вся информация о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, о начисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов по расчетам за периоды до 01.01.2017 и по результатам контрольной работы отражается в информационном ресурсе налогового органа в лицевом счете плательщика на основании сведений, представленных Фондами в электронном виде.
В связи с этим в случае обращения плательщика по вопросам несоответствия данных, представленных Фондами, налоговые органы не вправе самостоятельно вносить изменения (Письмо ФНС России от 25.08.2017 N ЗН-19-22/220@).
При этом совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации N НП-30-26/13859 и Федеральной налоговой службы N ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017 территориальным органам ПФР и налоговым органам направлены рекомендации о порядке взаимодействия при корректировке сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017, согласно которым корректировка указанных сведений будет производиться в рамках межведомственного взаимодействия на региональном уровне, в том числе после получения налоговым органом от плательщика страховых взносов соответствующего заявления в случае его несогласия с сальдо расчетов.
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (Письмо Минфина России от 28.09.2017 N 03-02-08/63040).
Статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1, 4 ст. 21 Федерального закона 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 301-КГ18-11753 от 09.08.2018 по делу N А28-657/2017, решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносах, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующим органом пенсионного фонда, при этом на спорную сумму должны быть начислены проценты.
Вопрос исполнения указанных решений органов Пенсионного фонда возлагается на налоговые органы, куда такое решение подлежит направлению для исполнения принявшим его органом Пенсионного фонда.
При этом закон не предусматривает возможности споров между органами Пенсионного фонда и налоговыми органами, то есть налоговые органы фактически являются исполнителями решений, вынесенных в части возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации и принимают ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, в данном случае органом, полномочным принимать решения о возврате излишне взысканных взносов, пеней и начислении процентов до 01.01.2017 является ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (на учете в котором состоит Заявитель), а органом, обязанным исполнять указанное решение после 01.01.2017 является ИФНС России N 531 по г. Москве.
Так как в данном случае заявитель не представил решение ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о возврате денежных средств, а также не представил доказательств обращения в органы пенсионного фонда с заявлением о возврате денежных средств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные по настоящему делу требования ИП Ундиренко (Голубчиковой) Ольги Владимировны к ИФНС удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции верно указал, что требование должно предъявляться к ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (на учете в котором состоит Заявитель), а не к ИФНС России N 31 по г. Москве, так как периодом возникновения излишне взысканной с Заявителя суммы по страховым взносам, которая подлежит возврату, является период до 01.01.2017, когда администратором страховых взносов и органом, полномочным принимать решения о возврате излишне взысканных сумм взносов ГУ-Главное управление ПФР N2 по г. Москве и Московской области (на учете в котором состоит Заявитель), а не ИФНС России N 31 по г. Москве.
Как усматривается из материалов дела, заявитель обращался в Инспекцию с заявлением от 25.04.2018 N 030037 о возврате один раз, вследствие чего им было получено решении от 15.05.2018 N 2155 об отказе в возврате суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), в котором был разъяснен порядок возврата.
Из материалов дела видно, что ИП Ундиренко (Голубчикова) О.В., ИНН 312324926424 состояла на учете в УПФР в г. Белгороде как плательщик страховых взносов, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с 13.09.2004, и снята с регистрационного учета в связи с изменением места жительства, путем перерегистрации 24.06.2015 года.
Так как информация по перерегистрации из регистрирующего органа получена не своевременно, Управлением ПФР в городе Белгороде были начислены и направлены на взыскание требования, а так же решения на взыскание страховых взносов за счет денежных средств на расчетный счет Ундиренко О.В.
В 2016 году, в Управление поступили денежные средства удержанные с расчетного счета в сумме 23053,14 руб.
После получения информации в 2016 году об изменении места жительства Ундиренко О.В. с 24.06.2015, Управлением была проведена работа по аннулированию всех документов по взысканию и запущен процесс по перерегистрации, который завершен с ошибками.
17.09.2019 года, в ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (на учете в котором состоит Заявитель), было направлено письмо по передаче скан копий аннулированных требований и реестра поступивших платежей в 2016 году на бумажном носителе, для принятия решения о возврате денежных средств в сумме 23053,14 рубля.
Каких либо решений о возврате суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) от Пенсионного фонда в адрес Инспекции не поступала.
Кроме того как следует из переставленных в материалы дела документов от ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области у предпринимателя имеется задолженность по начисленным страховым взносам за отчетный период до 01.01.2017 года, в общей сумме 88 726, 82 руб., что подтверждается Справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам N 087Р01190029614 от 07 мая 2019 года.
В указанной связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и оценены в порядке ст. 71 АПК РФ. Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом, так как основаны на неверном толковании норм права, и не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2019 по делу N А40-100602/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке ч. 4 ст. 229 АПК РФ.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100602/2019
Истец: Ундиренко (голубчикова) Ольга Владимировна
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской облости, ОТДЕЛ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО БЕЛГОРОДУ, УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ