г. Чита |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А19-19101/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2019 года по делу А19-19101/2019 по заявлению Иркутской таможни (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) о признании незаконным и отмене решения,
при участии в судебном заседании:
от Иркутской таможни - Порошиной О.В. - представителя по доверенности от 11.01.2019, Шелковниковой Е.В. - представителя по доверенности от 26.08.2019,
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - не явился, извещён,
установил:
Иркутская таможня (далее также таможня) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае или Росимущество) с заявлением о признании незаконным и отмене решения, выраженного письмом от 24.05.2019 N 4-38/9999.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2019 года по делу N А19-19101/2019 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Росимущества, выраженное в письме от 24.05.2019 N 4-38/9999 о возврате Иркутской таможне ценных бумаг-векселей, обращенных в собственность государства.
На Росимущество возложена обязанность принять от таможни ценные бумаги - векселя, обращенные в собственность государства на основании постановления судьи Октябрьского районного суда Горбатько И.А. от 03.12.2018 по делу N 5-732/2018.
Не согласившись с указанным решением, Росимущество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого с неправильным применением норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Таможня в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители таможни в судебном заседании выразили не согласие с доводами апелляционной жалобы. Просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Росимущество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей таможни, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Октябрьского районного суда города Иркутска от 03.12.2018, вступившим в законную силу 25.12.2018, ООО "СибТрансКом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - ценных бумаг в виде простых векселей в количестве 6 штук по 50 000 000 рублей каждый, на общую сумму 300 000 000 рублей, выданных ООО "Софт-Трейд".
Исполнение постановления в части конфискации предметов административного правонарушения возложено на таможенный орган, осуществивший изъятие указанных вещей - Иркутскую таможню. Постановление суда вступило в законную силу.
Иркутская таможня в целях исполнения судебного акта письмом от 18.02.2019 N 13-08-13/03078 направила векселя, обращенные в федеральную собственность, в Министерство Финансов Российской Федерации. Министерство Финансов Российской Федерации установив, что векселя не являются государственными ценными бумагами, направило их письмом от 20.03.2019 N05-02-03/18304 по принадлежности в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для учёта, оценки и реализации.
В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества от 12.09.2011 N 01-69/37/01-20/417 (далее - Соглашение от 12.09.2011) заявителем направлено уведомление от 26.04.2019 N 9 о наличии конфискованного имущества с целью организации его своевременного принятия для дальнейшего распоряжения.
Росимущество решением, выраженным в письме от 24.05.2019 N 4-38/9999, возвратило таможне оригиналы векселей сославшись на то, что оно не наделено полномочиями по распоряжению ценными бумагами, не являющимися собственностью Российской Федерации.
Таможня, не согласившись с решением Росимущества, выраженным в письме от 24.05.2019 N 4-38/9999 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий:
- несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" являются обязательными для всех без исключения, в том числе органов власти, и подлежат неукоснительному исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Согласно части 1.1 статьи 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена главой 16 настоящего Кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
По требованиям части 1 статьи 324 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность на основании судебного акта, осуществляется путём их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из приведённых правовых норм следует, что имущество конфискованное в рамках административного производства обращается в федеральную собственность на основании судебного акта, и в дальнейшем реализуется уполномоченными органами в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 утверждено Положение об учёте, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства.
Положение не применяется в отношении имущества, обращенного в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
Данные ограничения касаются имущества, перешедшего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. При этом, в отношении обращенного в собственность государства имущества в виде негосударственных ценных бумаг особого порядка их распоряжение законодателем не установлено. Следовательно, указанное имущество подлежит распоряжению в общем порядке.
Ценные бумаги в силу части 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются движимым имуществом.
Порядок реализации движимого имущества, обращенного в собственность государства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1041, в соответствии с которым продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы).
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, с возложением на него функций специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества", в том числе, функций по реализации конфискованного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, которым на указанный орган возложено выполнение вышеназванных функций.
Аналогичные функции по реализации конфискованного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплены в Положении о Росимуществе, утверждённом приказом Росимущества от 16.12.2016 N 454.
Таким образом, именно МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае является на территории Иркутской области уполномоченным органом на распоряжение имуществом, обращенным в федеральную собственность, в отношении которого не установлен особый порядок.
Суд первой инстанции правомерно не принял доводы Росимущества о том, что до передачи векселей, таможня не осуществила их оценку.
Исходя из материалов дела, оценка стоимости векселей не входила в предмет дела об административном правонарушении N 5-732/2018.
Как верно указал суд первой инстанции, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 "Положение об учёте, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" чётко определяет порядок оценки имущества обращенного в пользу государства. Обязанность по оценке имущества возлагается на подразделения Росимущества.
Следовательно, оспариваемое решение Росимущества, выраженное в письме от 24.05.2019 N 4-38/9999 о возврате Иркутской таможне ценных бумаг-векселей, обращенных в собственность государства не соответствует закону и нарушает права и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2019 года по делу N А19-19101/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19101/2019
Истец: Иркутская таможня
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6401/19
13.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-475/20
30.12.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6401/19
25.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6401/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19101/19