город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А32-39266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заинтересованного лица: представитель Зудов О.Б. по доверенности от 22.11.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.10.2019 по делу N А32-39266/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Оптика"
(ИНН 2308108032, ОГРН 1052303679625)
к Краснодарской таможне
о признании незаконными действий таможни по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании заявителем товара; обязании возвратить заявителю излишне взысканный налог на добавленную стоимость,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Оптика" (далее -заявитель, ООО "Кубань-Оптика", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действия Краснодарской таможни по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании Заявителем товара, заявленного в ДТ N 10309130/120819/0002158; обязании Краснодарскую таможню возвратить Заявителю излишне взысканный налог на добавленную стоимость, исчисленный по ДТ N 10309130/120819/0002158 в сумме 175 413 (сто семьдесят пять тысяч четыреста тринадцать) рублей 84 копейки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 суд удовлетворил заявленные требования. Решение мотивировано тем, что "очки корригирующие (для коррекции зрения)" выделены в отдельный седьмой абзац пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, в связи с чем, предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия на данный товар не требуется.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что решение по предоставлению льготы по уплате НДС принимается таможней при соблюдении, в том числе условия о представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с отсутствием в графе 44 ДТ сведений о государственной регистрации декларируемого товара в качестве медицинских изделий было принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате налога на добавленную стоимость.
От ООО "Кубань-Оптика" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство ООО "Кубань-Оптика" о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 10.11.2014 N 23, в адрес ООО "Кубань-Оптика" из Китая, прибыл товар - очки корригирующие (для коррекции зрения), с линзами из пластмасс, оптической силой от -4 до +6 в количестве 53 мест (17430 шт.), 547 кг (далее - Товар).
На товар заявителем была подана декларация на товары N 10309130/120819/0002158 с необходимым, в соответствии с законодательством таможенного союза, пакетом документов.
В соответствии с налоговым законодательством РФ при ввозе Товара на территорию РФ лицо освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), о чём заявитель указал в ДТ, а именно:
- в гр. 36 ДТ указал "ХО", что обозначает "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию очков, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)";
- в гр. 44 ДТ указал "07012 - Решение АС КК А32-19122/2018 от 10.10.2018", что обозначает: документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставление льгот по уплате таможенных платежей;
- в гр. 47 ДТ указал "175 413,84 УН", что обозначает - "НДС условно начисленный";
- в гр. "В" ДТ не указано платёжное поручение об уплате НДС.
14.08.2019 Краснодарская таможня вынесла требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до выпуска товара (далее -Требование), в котором указало, что "На основании п. 2 ст. 150, в совокупности с пп 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз медицинских товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией по Перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, в который входят в том числе очки корригирующие (для коррекции зрения). В соответствии с примечанием для целей применения раздела I настоящего Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учётом ссылки на соответствующий код пот классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством РФ. В связи с непредставлением при таможенном декларировании товара документов или сведений о регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством РФ, предоставление льготы по уплате НДС в отношении декларируемого товара не представляется возможным".
Также в Требовании Краснодарская таможня обязала заявителя внести изменения в ДТ, а именно:
- в гр. 36 ДТ указать "00", что обозначает отсутствие преференций;
- в гр. 47 ДТ указать "175 413,84 ИУ", что обозначает - "НДС должен быть уплачен до выпуска товара";
- - в гр. 47 ДТ "О УМ" убрать,
- в гр. "В" ДТ указать платёжное поручение об уплате НДС.
Заявитель по требованию государственного органа внес изменения в ДТ и уплатил НДС в сумме 175 413,84 рублей.
Не согласившись с требованием по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании товара, заявленного в ДТ N 10309130/120819/0002158, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт у и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларации становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Согласно пп 1 п. 2 ст. 149 НК РФ "Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
- 1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
- медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения);"
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
Частью 3 пункта 1 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила), предусмотрено, что государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее -регистрирующий орган). Пунктом 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
В ходе таможенного декларирования товара по ДТ N 10309130/120819/0002158 Краснодарской таможней был выявлен профиль риска N 12/10000/18062018/82514. Данным профилем риска предусмотрено применение 610 меры по минимизации рисков - "Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению - таможенных платежей".
При проведении Государственным органом таможенного контроля до выпуска товаров в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления решение о возможности предоставления льготы по уплате налога на добавленную стоимость принималось отделом таможенных платежей Краснодарской таможни.
Согласно подпункту 42 пункта 15 "Порядок заполнения граф декларантом" раздела II Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 в графе 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы" декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ N10309130/120819/0002158, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 данной ДТ, в том числе наименование документа, номер (при его наличии), дата и срок действия (в случае, если срок действия ограничен), подтверждающего наличие льгот или особенностей по уплате таможенных платежей.
Согласно Классификатору видов документов и сведений, утвержденному Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей указываются в графе 44 ДТ N10309130/120819/0002158 под кодом "07012".
В связи с отсутствием в графе 44 ДТ N 10309130/120819/0002158 сведений о государственной регистрации декларируемого товара в качестве медицинских изделий Краснодарской таможней было принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате налога на добавленную стоимость. Принятие данного решения оформляется путем проставления соответствующих отметок в отчете по результатам применения мер по минимизации рисков по декларации на товары, на бумажном носителе данное решение не оформляется.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В пункте 10 раздела I "Медицинские изделия" Перечня поименованы "очки корригирующие (для коррекции зрения)*** 94 4200", код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 32.50.42.110, 26.60.12.119, 26.60.11.113, 26.60.12.125, код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90.
В соответствии с примечанием "**" для целей применения раздела I настоящего Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку "очки корригирующие (для коррекции зрения" выделены в отдельный шестой абзац п.п. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия на данный товар не требуется.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации N 308-ЭС19-16836 от 07.10.2019 по делу N А32-19122/2018, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.05.2019 N Ф08-3482/2019 по делу N А32-19122/2018.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Предоставление такого регистрационного удостоверения требуется в отношении медицинских изделий согласно четвертому абзацу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такие указания в отношении седьмого абзаца подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ "очки корригирующие (для коррекции зрения)" не установлены.
Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ законодатель не указал, что Правительство Российской Федерации имеет право, кроме установления перечня медицинских товаров, устанавливать какие-либо обязательные условия его применения. Таким образом, Правительство Российской Федерации не имеет право предъявлять условия, не указанные в Налоговом кодексе.
Кроме того, из подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ следует, что спорный товар "очки корригирующие (для коррекции зрения)" законодатель относит к "медицинским товарам", а не к "медицинским изделиям", как указано в Законе N 323-ФЗ. Таким образом, законодатель разграничивает понятия "медицинские товары" и "медицинские изделия".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у общества обязанности предоставлять регистрационное удостоверение медицинского товара на очки корригирующие (для коррекции зрения), действия Краснодарской таможни по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании товара, заявленного в ДТ 10309130/120819/0002158 признаны не соответствующими таможенному и налоговому законодательству и нарушающими права заявителя по делу.
В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
На основании статей 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" уплаченный обществом НДС в сумме 175 413, 84 рублей в связи с незаконными действиями таможни по отказу в предоставлении преференции по уплате НДС при таможенном декларировании товара, заявленного в ДТ N10309130/120819/0002158, подлежит возвращению обществу.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные доводы таможни, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что решение по предоставлению льготы по уплате НДС принимается таможней при соблюдении, в том числе условия о представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 16.10.2019 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 по делу N А32-39266/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39266/2019
Истец: ООО "Кубань-Оптика"
Ответчик: Краснодарская таможня