г. Пермь |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А60-53617/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
от заявителя - Устинова Е.В., паспорт, доверенность от 20.11.2023; Зыбин Д.М., паспорт, доверенность от 31.07.2023, диплом;
от иных лиц - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, и заинтересованного лица, Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 декабря 2023 года
по делу N А60-53617/2023
по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании недействительным предписания от 06.07.2023 N 216,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - заявитель, МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 06.07.2023 N 216.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, пункты 5, 6, 7 оспариваемого предписания признаны недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Управления в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 предписания.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции нормам материального права и обстоятельствам дела.
Считает, что судом вывод о законности пунктов 1, 2 Предписания сделан на основании неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. При проведении инвентаризации выбросов МУП "Водоканал" учтены все организованные источники выбросов, а также неорганизованные источники в виде дефлекторов, которые выделяют загрязняющие вещества в атмосферный воздух в результате производственной деятельности объекта. Настаивает на том, что МУП "Водоканал" предоставляет полные сведения о количестве источников выбросов и соблюдает условия специального Разрешения на выброс N 12/22 (С) от 25.03.2022. В части пункта 3, вопреки выводам Управления указывает, что МУП "Водоканал" осуществляет сброс сточных вод выпуска N 1 на основании действующего Разрешения на сброс N 539 от 27.11.2018 с установленными в его составе нормативами допустимых сбросов. В отношении пункта 8 предписания отмечает, что требований по отбору проб в месте сброса сточных вод и поверхностных вод в фоновом и контрольных створах в одну и ту же дату, а также в определенной последовательности отбора действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, требования природоохранного законодательства в области осуществления производственного экологического контроля не нарушены. В части пункта 9 предписания настаивает на том, что МУП "Водоканал" правомерно произвело зачет затрат, произведенных в 2018 году на выполнение мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия в рамках согласованного с уполномоченным исполнительным органом планом снижения сбросов по выпуску N 1. В отношении пункта 10 предписания федеральный государственный экологический надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории в соответствии с законодательством РФ предусмотрен с 01.07.2021 года. В связи с тем, что подача заявки о выдаче разрешения на ввод объекта эксплуатацию для III-го пускового комплекса (3 этап) Северной аэрационной станции осуществлена до вступления вышеуказанной правовой нормы, при прохождении процедуры согласования на ввод в эксплуатацию объекта МУП "Водоканал" заключения органа федерального государственного экологического надзора не требовалось.
Управление, не согласившись с вынесенным решением в части пунктов 5, 6, 7 Предписания обратилось с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом сделаны выводы, основанные на неправильном применении норм права и противоречащие имеющимся в деле доказательствам. В части пункта 5 оспариваемого предписания настаивает на том, что МУП "Водоканал" на момент проведения проверки осуществляло деятельность по транспортированию отхода "Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод", код ФККО 7 22 201 11 39 4 в отсутствие соответствующей лицензии, чем нарушает установленные действующим законодательством требования. В отношении пунктов 6, 7 предписания доводы Управления сводятся к тому, что МУП "Водоканал" образуется несколько видов отходов в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Управление настаивает на том, что МУП "Водоканал" осуществляет лицензируемый вид деятельности в отсутствие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обезвреживания отхода IV опасности (смеси отходов сырой осадок механической очистки и ила избыточного). А так же МУП "Водоканал" в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации осуществляет производственную деятельность в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов двух видов отхода.
Управлением и Обществом представлены отзывы на апелляционные жалобы.
В судебном заедании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали, просил решение отменить, жалобу удовлетворить, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 24.05.2023 N 594-РШ Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы в сфере природопользования проведена плановая выездная проверка МУП "Водоканал".
По результатам проверки составлен акт N 216 от 06.07.2023, предприятию выдано предписание от 06.07.2023 N 216 об устранении следующих выявленных нарушений:
1. В нарушение п. 4 ст. 12, п. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" МУП "Водоканал" предоставляет в инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2021 г., разработанной для объекта негативного воздействия на окружающую среду "Северная аэрационная станция" МУП "Водоканал" (код N 65-0166-001568-П) искаженные сведения об источниках выбросов, а именно: допускает наличие превышений максимально-разовых выбросов на ист.N 0002 "Приемная камера, решетки, решетки ROTOMAT", на выходе по аммиаку в 1,7 раз, сероводороду в 1,5 раз; предоставляет неполные сведения о количестве источников выбросов.
2. В нарушение пп. 1, 3 ст. 22, абз. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" пп. 3, 4, 6, 45, 46, 49 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" МУП "Водоканал", являющийся водопользователем на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.12.2023 N66-14.01.05.020-Р-РСВХ-С-2022-20608/00 допускает сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска N 1 в р. Камышенка с превышением допустимых концентрациями ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах нормативов допустимого сброса (мг/дм3) указанных в Разрешения на сбросы N 539 (С) веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты последующим веществам: Отбор проб: 31.05.2023
- БПК5, БПК20, ХПК, взвешенные вещества, нефтепродукты (нефть), сульфат-ион (сульфат-анион (сульфаты)), хлорид-ион (хлориды), нитрат-ион (нитрат-анион), фосфат-ион (фосфаты (по фосфору)), Фенолы летучие, алюминий (водорастворимая форма);
Отбор проб: 07.06.2023
- нефтепродукты (нефть), нитрат-ион (нитрат-анион), алюминий (водорастворимая форма), Фенолы летучие;
Отбор проб: 08.06.2023
- аммоний-ион (азот аммонийный), нефтепродукты (нефть), нитрат-ион (нитрат-анион), фосфат-ион (фосфаты (по фосфору), медь (водорастворимая форма), цинк (водорастворимая форма), фенолы летучие.
3. В нарушение ст. 19, 21, 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст.35 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N74-ФЗ предприятие при производственной деятельности, связанной с эксплуатацией очистных сооружений (САС), с 08.09.2022 и по настоящее время осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска N1 в р. Камышенка в отсутствие утвержденных в установленном нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты.
4. В нарушение ст. 35, 60 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, ст. 19, 20, 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" МУП "Водоканал", являющийся водопользователем на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.12.2023, допускает сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска N 1 в р. Камышенка с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах нормативов допустимого сброса (мг/дм3), указанных в разрешении на сбросы N 539 (С) веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по следующим веществам:
Отбор проб от 31.05.2023 - БПК5, БПК20, ХПК, взвешенные вещества, нефтепродукты (нефть), сульфат-ион (сульфат-анион (сульфаты)), хлорид-ион (хлориды), нитрат-ион (нитрат-анион), фосфат-ион (фосфаты (по фосфору)), Фенолы летучие, алюминий (водорастворимая форма);
Отбор проб от 07.06.2023 - нефтепродукты (нефть), нитрат-ион (нитрат-анион), алюминий (водорастворимая форма), фенолы летучие;
Отбор проб от 08.06.2023 - аммоний-ион (азот аммонийный), нефтепродукты (нефть), нитрат-ион (нитрат-анион), фосфат-ион (фосфаты (по фосфору), медь (водорастворимая форма), цинк (водорастворимая форма), фенолы летучие.
5. В нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 8, пп. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пп. б п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 МУП "Водоканал" осуществляет лицензируемый вид деятельности в отсутствие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части транспортирования: "ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод", код ФККО7 22 201 11 39 4".
6. В нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 8, пп. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; пп. д п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 МУП "Водоканал" осуществляет лицензируемый вид деятельности в отсутствие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обезвреживания отходов IV опасности (смеси отходов сырой осадок механической очистки и ила избыточного).
7. В нарушение ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" В нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации МУП "Водоканал" осуществляет производственную деятельность в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов (сырой осадок первичных отстойников, кек после фильтр пресса) входящих предположительно в группу ФККО 72200000000 (отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод).
8. В нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 К74-ФЗ; Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" МУП "Водоканал" при осуществлении производственного контроля периодичность отбора, анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах р. Камышенка не совмещается со сроками наблюдений за сточными водами выпуска N1, а также наблюдения за состоянием водного объекта осуществляются с нарушением требований к отбору проб и сведения, полученные по результатам производственного экологического контроля в уполномоченный орган направляются несвоевременно.
9. В нарушение ст.16.3, ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N1043, предприятием неверно произведена корректировка размера платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объекту "Северная аэрационная станция" за 2020 год, а раздел 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" в составе деклараций за 2020-2022 гг. не соответствует установленным требованиям.
10. В нарушение ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации МУП "Водоканал" осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия I категории, без заключения федерального государственного экологического надзора (ЭКОЗОС).
Предписанием установлен срок устранения выявленных нарушений - 06.02.2024.
Полагая, что вынесенное предписание является незаконным, предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции усмотрел основания для признания предписания от 06.07.2023 N 216 в части пунктов 5, 6, 7 недействительным, при этом пришел к выводу о законности оспариваемого предписания в остальной части.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 предписания, МУП "Водоканал" предоставляет в инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2021 г., разработанной для объекта негативного воздействия на окружающую среду "Северная аэрационная станция" МУП "Водоканал" (код N 65-0166-001568-П) искаженные сведения об источниках выбросов, а именно:
1) допускает наличие превышений максимально-разовых выбросов на ист. N 0002 "Приемная камера, решетки, Решетки ROTOMAT" на выходе по аммиаку в 1,7 раз и сероводороду в 1,5 раз;
2) предоставляет неполные сведения о количестве источников выбросов.
Как следует из материалов проверки, "Северная аэрационная станция" (код N 65-0166-001568-П) МУП "Водоканал" является объектом негативного воздействия на окружающую среду (HBOC) I категории (местонахождение объекта: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Совхозная, 30).
Производственная деятельность МУП "Водоканал" (код N 65-0166-001568-П) связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Для объекта НВОС "Северная аэрационная станция" МУП "Водоканал" (код N 65-0166-001568-П) имеется разработанный отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу 2021 года (далее -Инвентаризация 2021 г.), утвержденный начальником департамента технологического и экологического контроля МУП "Водоканал" A.M. Бакалейщиком, на основании которого разработан проект предельно допустимых выбросов и установлены нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух в период с 25.03.2022 по 31.12.2024 (Приказ Управления от 25.03.2022 N 256). Выброс осуществляется на основании Разрешения на выброс N 12/22 (С) с 25.03.2022 по 31.12.2024.
Соответственно, выбросы от производственной деятельности предприятия должны осуществляться согласно условиям действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 12/22 (С) с 25.03.2022 по 31.12.2024, которые являются неотъемлемой частью разрешения, выдаваемого Управлением, а именно: соблюдение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам.
В рамках плановой выездной проверки специалистами испытательной лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" на объекте "Северная аэрационная станция" (код N 65-0166-001568-П) МУП "Водоканал" выполнен отбор и анализ проб промышленных выбросов в атмосферный воздух (протокол отбора проб промышленных выбросов от 07.06.2023 N 232ПВ: по результатам которого установлено наличие превышений нормативов предельно допустимых выбросов на ист. N 0002 (протоколы испытаний от 14.06.2023 NN> 136/23-ПВ(Е), 137/23-ПВ(Е)).
В соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 131 б-р, аммиак, сероводород подлежат государственному учету и нормированию.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 (далее - Приказ N 871) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".
Согласно пункту 6 Приказа N 871 определяются показатели выбросов от стационарных и передвижных ИЗАВ, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (список ЗВ и их концентрации), а также для стационарных ИЗАВ определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса), для стационарных источников залповых выбросов определяются периодичность, продолжительность и условия, при которых возможны залповые выбросы.
Согласно пункту 17 Приказа N 871 Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
Согласно пункту 18 Приказа N 871 для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ используются преимущественно инструментальные методы.
Порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее - категория) определен Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утв. ПП РФ от 09.12.2020 N 2055 (далее - Положение).
Согласно пункту 16 Положения для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов.
Согласно пункту 17 Положения к заявлению прилагаются в том числе:
а) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации - в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;
б) проект нормативов допустимых выбросов.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как пояснил представитель заинтересованного лица, предприятию необходимо провести разработку инвентаризации 2021 г. и проекта нормативов допустимых выбросов с использованием, в том числе отборов проб промышленных выбросов с учетом наблюдающихся на предприятии застойных явлений, приводящих к анаэробному брожению и повышению содержания газов в сточных водах и как следствие, к превышению нормативов выбросов.
Согласно пункту 45 Приказа N 871 корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях в том числе состава, объема или массы выбросов.
Согласно пункту 46 Приказа N 871 в случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
Согласно пункту 48 Приказа N 871 при возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 45 и 46 настоящего Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.
Согласно пункту 49 Приказа N 871 корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 45 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 46 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку при отборе проб МУП "Водоканал" установлено, что фактические показатели выбросов на ист. N 0002 МУП "Водоканал" (приемная камера, решетки, решетки ROTOMAT, на выходе) превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса: по аммиаку на 70%, по сероводороду на 50% корректировка Инвентаризации 2021 г. и разработка проекта нормативов допустимых выбросов являются обязательными.
Заявитель повторно настаивает на том, что поскольку отбор проб выбросов на ист. N 0002 в здании решет Северной аэрационной станции в рамках плановой проверки проводился в будний день не в ранние утренние часы (дата отбора 07.06.2023 с 11.15-12.55), из-за низкого водопотребления в канализационных коммуникациях могут возникать застойные явления, которые приводят к анаэробному брожению и как следствие, повышению содержания газов в сточных водах. Кроме того, для наладки технологических процессов предприятием дополнительно проведены профилактические мероприятия по промывке аппаратом высокого давления сита барабанов механических решет ROTOMAN в целях очистки технологического оборудования от задержанного мусора из поступающих городских сточных вод. После чего повторно проведены инструментальные замеры промышленных выбросов на источнике выбросов N 0002 в здании решет аккредитованной лабораторией ООО "Аспект".
Вместе с тем заинтересованным лицом отмечено, что результаты профилактических мероприятий по наладке технологических процессов, проведенных МУП "Водоканал": промывка аппаратом высокого давления сита барабанов механических решет ROTOMAN в целях очистки технологического оборудования от задержанного мусора из поступающих городских сточных вод, в том числе достоверность указанного протокола, на сегодняшний день, оценить не предоставляется возможным по причине отсутствия в Управлении результатов отбора проб выполненного аккредитованной лабораторий ООО "Аспект" на ист. N 0002.
Более того, результаты отбора проб выполненных аккредитованной лабораторией ООО "Аспект" на ист. N 0002 не опровергают зафиксированного ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" факта наличия превышений разовых выбросов на ист. N 0002, на выходе, по аммиаку в 1,7 раз и сероводороду в 1,5 раз.
Иного из материалов дела не следует заявителем не доказано.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в признании пунктов 1, 2 оспариваемого предписания незаконными.
Согласно пункту 3 оспариваемого предписания, МУП "Водоканал" при производственной деятельности, связанной с эксплуатацией очистных сооружений (САС) с 08.09.2022 и по настоящее время осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска N 1 в р. Камышенка в отсутствие утвержденных в установленном нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты.
МУП "Водоканал" при производственной деятельности, связанной с эксплуатацией очистных сооружений (САС) с 08.09.2022 и по настоящее время осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска N 1 в реку Камышенка в отсутствие утвержденных в установленном нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объект.
Как установлено судом, МУП "Водоканал" в результате очистки хозяйственно-бытовых сточных вод Северная аэрационная станция сбрасывает очищенные сточные воды в водные объекты на основании:
- решения о предоставлении водного объекта в пользование N 66-14.01.05.020-Р-РСВХ-С-2022-20608/00 от 28.12.2022 г. - по 30.11.2027 г.
- разрешения на сброс загрязняющих веществ N 539 от 27.11.2018 г., на основании которого МУП "Водоканал" установлен разрешенный сброс загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса в р. Камышенка.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах" и Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" продлеваются сроки действия разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду для объектов I категории негативного воздействия. Вследствие чего, Разрешение N 539 от 27.11.2018 (выпуск N 1) продлевается по 05.09.2024 г. также в части перечня, допустимых концентраций и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.
Статьями 11, 22 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что пользование водными объектами для сброса сточных вод осуществляется на основании решений органов государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование. Данные решения должны содержать сведения о месте сброса сточных вод, объёме допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах такого сброса, а также условия использования водного объекта, позволяющие обеспечить его охрану.
При этом согласно статьям 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п.1,2,3 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон РФ N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых сбросов;
технологические нормативы;
технические нормативы.
Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
В силу статьи 23 Закона РФ N 7-ФЗ для источников воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. При этом сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов таких сбросов допускаются лишь на основании разрешений, выданных уполномоченными органами государственной власти.
Исходя из вышеизложенного, осуществление сбросов сточных вод в водные объекты является законным лишь в случае получения водопользователем в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждённых нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект, а также осуществления сбросов загрязняющих веществ в допустимых концентрациях.
МУП "Водоканал" имеет разрешение на сбросы N 539 (С) веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты выданное на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 27.11.2018 N 2139, в соответствии с которым разрешается осуществлять сброс ЗВ в составе хозяйственно-бытовых сточных вод после сооружений биологической очистки по выпуску N1 в реку Камышенка в период с 27.11.2018 по 08.09.2022. Данное разрешение продлено Постановлением Правительства РФ от 10.03.2021 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" о продлении на 12 месяцев действия срочных разрешений. Срок действия нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей не продлевалось.
Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно пункту 3 Приказа N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
Согласно пункту 4 Приказа N 871 в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (организованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ).
Согласно пункту 39 Приказа N 871 высота источника выбросов указывается с точностью до одной десятой метра.
Для объекта НВОС "Северная аэрационная станция" МУП "Водоканал" (код N 65-0166-001568-П) имеется разработанный отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу 2021 года (далее -Инвентаризация 2021 г.), утвержденный начальником Департамента технологического и экологического контроля МУП "Водоканал" A.M. Бакалейщиком, на основании которого разработан проект предельно допустимых выбросов и установлены нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух в период с 25.03.2022 по 31.12.2024 (Приказ Управления от 25.03.2022 N256). Выброс осуществляется на основании Разрешения на выброс N 12/22 (С) с 25.03.2022 по 31.12.2024.
Соответственно, выбросы от производственной деятельности Предприятия должны осуществляться согласно Условиям действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 12/22 (С) с 25.03.2022 по 31.12.2024.
В рамках проверки 31.05.2023 произведен натурный осмотр производственной площадки, в ходе которого составлен Протокол осмотра территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 31.05.2023 N 1 с фототаблицей N1.
При натурном обследовании производственной площадки МУП "Водоканал" (код N 65-0166-001568-П) были выявлены неучтенные в Инвентаризации и в проекте допустимых выбросов неорганизованные источники выбросов:
- на участке механической очистки, в здании решеток: открытые ворота и торцевые вентиляторы;
- в цехе механического обезвоживания осадка: открытые ворота. Следует отметить, высота торцевых вентиляторов и ворот, как источников выбросов, значительно меньше высоты зданий, а соответственно меньше высоты дефлекторов, расположенных на их крыше.
Представитель Управления сообщил, что открытые ворота на участке механической очистки, в здании решеток, расположены друг напротив друга, в связи с чем, наблюдается движение воздуха относительно как входа, так и выхода из помещения.
Таким образом, выбросы загрязняющих веществ атмосферный воздух от вышеуказанных источников выбросов на объекте НВОС (код N 65-0166-001568-П) предприятию необходимо учесть при корректировке Инвентаризации и разработке проекта нормативов допустимых выбросов.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания пункт 3 оспариваемого предписания незаконным.
Согласно пункту 4 предписания, МУП "Водоканал", являющийся водопользователем на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.12.2023 N 66-14.01.05.020-Р-РСВХ-С-2022-20608/00 допускает сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска N 1 в р. Камышенка с превышением допустимых концентрациями ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах нормативов допустимого сброса (мг/дм3) указанных в Разрешения на сбросы N 539 (С) веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты последующим веществам: Отбор проб: 31.05.2023
- БПК5, БПК20, ХПК, взвешенные вещества, нефтепродукты (нефть), сульфат-ион (сульфат-анион (сульфаты)), хлорид-ион (хлориды), нитрат-ион (нитрат-анион), фосфат-ион (фосфаты (по фосфору)), Фенолы летучие, алюминий (водорастворимая форма);
Отбор проб: 07.06.2023
- нефтепродукты (нефть), нитрат-ион (нитрат-анион), алюминий (водорастворимая форма), Фенолы летучие;
Отбор проб: 08.06.2023
- аммоний-ион (азот аммонийный), нефтепродукты (нефть), нитрат-ион (нитрат-анион), фосфат-ион (фосфаты (по фосфору), медь (водорастворимая форма), цинк (водорастворимая форма), фенолы летучие
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды", нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Приказ N 1118).
В соответствии с п. 2 Приказа N 1118, величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149 "О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий", с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты и является нарушением водного законодательства (часть 4 статьи 35 ВК РФ).
В рамках проверки предприятию вменяется нарушение требований природоохранного законодательства, в части сброса загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод через выпуск N 1 в р. Камышенка. В данном нарушении не затрагивается вопрос влияния сбрасываемых вод на водный объект.
Однако в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022) определено, что поскольку превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в водном объекте, зафиксированное при отборе фоновой пробы выше контрольного створа, само по себе свидетельствует о загрязнении окружающей среды, деградации естественных экологических систем, то сброс пользователем сточных вод, влекущий увеличение концентрации загрязняющих веществ, приводит к дальнейшему ухудшению качественных показателей воды в водном объекте и причиняет вред окружающей среде. Такой вред причиняется и в случае, если разность концентраций загрязняющих веществ, зафиксированных в контрольном створе и в точке отбора фоновой пробы, не превышает ПДК.
При указанных обстоятельствах оспариваемое предписание в части пункта 4 правомерно признано судом первой инстанции законным.
Согласно пункту 5 оспариваемого предписания, МУП "Водоканал" осуществляет лицензируемый вид деятельности в отсутствие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части транспортирования: "ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод", код ФККО 7 22 201 1139 4".
Пунктом 6 предписания установлено, что МУП "Водоканал" осуществляет лицензируемый вид деятельности в отсутствие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обезвреживания отходов IV класса опасности (смеси отходов сырой осадок механической очистки и ила избыточного).
В соответствии с пунктом 7 предписания МУП "Водоканал" осуществляет производственную деятельность в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов (сырой осадок первичных отстойников, кек после фильтр пресса), входящих в группу ФККО 72200000000 (отходы при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод).
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Соответственно, отходы - это вещества, которые образованы в процессе производства, которые удаляются.
Согласно пп. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения);
Согласно ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности установлены требования.
В ходе проверки МУП "Водоканал" установлено, что оно имеет нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утвержденные приказом от 18.03.2022 N 234, на срок с 18.03.2022 по 31.12.2024, документ N6/2022-С. Также МУП "Водоканал" имеет действующую лицензию Л020-00113-66/0003659 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в рамках которой осуществляет деятельность по транспортированию, в том числе на ОНВОС 65-0166-001568-П по адресу: Екатеринбург, ул. Совхозная, 30.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, в части нарушения, касающегося транспортирования отхода, материалы проверки свидетельствуют лишь об установленном факте загрузки транспортного средства на территории земельного участка МУП "Водоканал" (выезд за территорию предприятия не осуществлялся), что, в свою очередь, в силу закона не является деятельностью по транспортированию и не подлежит лицензированию.
Относительно технологического процесса, квалифицированного административным органом в качестве лицензируемого вида деятельности по обезвреживанию отходов, на который у предприятия отсутствует лицензия, суд обоснованно отметил, что технологический процесс по очистке сточных вод, который осуществляет МУП "Водоканал" не подпадает под определение обезвреживания отходов, а сами очистные сооружения не являются объектом обезвреживания отходов, а являются в силу п. 14 ч. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Вопреки позиции Управления, на промежуточных этапах участка обработки осадка сточных вод не образуются отходы, а происходят технологические процессы сгущения, стабилизации, обезвоживания осадков, МУП "Водоканал" не осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов на территории Северной аэрационной станции и, как следствие, лицензия на осуществление деятельности в части обезвреживания отхода IV класса опасности предприятию не требуется.
Кроме того, судом закономерно принято во внимание, что рассмотрение указанных вопросов по существу производилось Арбитражным судом Свердловской области в рамках дела N А60-39082/2023, где Управлению отказано в удовлетворении требований о привлечении МУП "Водоканал" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Соответственно судебным решением установлена незаконность предъявленных Управлением требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, решение по делу N А60-39082/2023 имеет для настоящего дела преюдициальное значение.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно признал пункты 5, 6, 7 оспариваемого предписания недействительными.
Вопреки доводам Управления, суд апелляционной инстанции убедительных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не установил.
Согласно пункту 8 предписания МУП "Водоканал" при осуществлении производственного контроля периодичность отбора, анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах р. Камышенка не совмещается со сроками наблюдений за сточными водами выпуска N 1, а также наблюдения за состоянием водного объекта осуществляются с нарушением требований к отбору проб и сведения, полученные по результатам производственного экологического контроля в уполномоченный орган направляются несвоевременно.
Производственный экологический контроль (ПЭК) - непосредственная деятельность предприятий, организаций, учреждений по управлению воздействием на окружающую среду на основе описания, наблюдения, оценки и прогноза источников воздействия и отходов.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (далее - Приказ N 109).
Согласно п.п. 9.2.2. п. 9.2.3 Приказа N 109 периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал.
Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категорий, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.
В рамках проверки, установлено, что в феврале 2023 г. в рамках производственного контроля наблюдения за сточными водами в точке: выход с очистных сооружений САС (выход САС) производились 07.02.2023,09.02.2023, 13.02.2023,16.02.2023, 21.02.2023, 28.02.2023.
Вместе с тем, отбор проб природной воды р. Камышенка в фоновом створе 01 (выше выпуска 200 м) и в контрольном створе 02 (ниже выпуска 500 м) произведены 20.02.2023.
В марте 2023 г. в рамках производственного контроля наблюдения за сточными водами в точке: выход с очистных сооружений САС (выход САС) производились 06.03.2023, 07.03.2023, 13.03.2023, 15.03.2023, 21.03.2023, 27.03.2023.
Отбор проб природной воды р. Камышенка в фоновом створе 01 (выше выпуска 200 м) и в контрольном створе 02 (ниже выпуска 500 м) произведены 16.03.2023.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, МУП "Водоканал" отбор проб сточных вод выпуска N 1 и природной воды р. Камышенка в фоновом створе (выше выпуска 200 м) и в контрольном створе (ниже выпуска 500 м) производится в разные даты, в связи с чем предписание в указанной части является обоснованным.
В соответствии с пунктом 9 предписания МУП "Водоканал" неверно произведена корректировка размера платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объекту Северная аэрационная станция за 2020 год, а также раздел 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" в составе Деклараций за 2020-2022 гг. не соответствует установленным требованиям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2022 годы были выявлены следующие ошибки.
1. Неверно произведена самостоятельная корректировка размера платы.
МУП "Водоканал" в Декларации за 2020 год произвело корректировку размера платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объекту Северная аэрационная станция, не имеющему плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, тем самым занизило размер платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 28 154 534,90 руб.
2. Раздел 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" Деклараций за 2020-2022 гг. не соответствует требованиям Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 (далее - Порядок).
По мнению заявителя, МУП "Водоканал" правомерно произвело зачет затрат, произведенных в 2018 году на выполнение мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия в рамках согласованного с уполномоченным исполнительным органом планом снижения сбросов по выпуску N 1.
Согласно ст. 67.1 Закона N 7-ФЗ планы мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности разрабатываются и утверждаются в случаях невозможности соблюдения установленных для объектов I, II, III категорий нормативов выбросов или сбросов загрязняющих веществ, на период их поэтапного достижения.
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 666.
Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 667.
При этом согласно п. 8.2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в п. 11 ст. 16.3 Закона N7-ФЗ.
Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях настоящей статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Следовательно, план снижения сбросов загрязняющих веществ признается планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности только в целях корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона N 7-ФЗ.
Таким образом, план снижения сбросов загрязняющих веществ с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов, разработанный МУП "Водоканал", не может быть признан программой повышения экологической эффективности, в отсутствие которой оснований для применения коэффициента, равного 1, (вместо коэффициентов 25 и 100) у предприятия не имеется.
Согласно п. 10 предписания МУП "Водоканал" осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия I категории, без заключения федерального государственного экологического надзора (ЭКОЗОС).
Согласно п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляется государственный экологический контроль (надзор), при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
С 1 января 2018 года к таким случаям отнесено строительство, реконструкция объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (п. 2 ст. 8, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В связи с изменениями, внесенными в "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получить заключение органа уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в отношении объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
МУП "Водоканал" эксплуатирует объект НВОС "Северная аэрационная станция" код объекта: 65-0166-001568-П, категория I.
В соответствии с инвестиционной программой МУП "Водоканал" город Екатеринбург на 2019-2025 гг., утвержденной приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 30.11.2017 N 491 предусмотрена Модернизация Северной аэрационной станции.
Проект Модернизации Северной аэрационной станции выполнен в виде 5 Пусковых комплексов. Реализация 1 и 2 Пусковых комплексов в части объектов механической и биологической очистки сточных вод завершена в 2004 и 2008 гг. соответственно. Объекты введены в эксплуатацию.
На сегодняшний день осуществляется реализация 3 Пускового комплекса - объекта капитального строительства: "Пусковой комплекс N 3, III этап: метантенки, здание теплообменника, газгольдер, газовая свеча, ПУ газовой свечей (камера распределения биогаза), цех механического обезвоживания осадка (цех сгущения ила)" (далее - Объект капитального строительства), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Совхозная.
Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 3 Пускового комплекса 29.11.2021 N RU66302000-1405-2018.
Согласно представленной информации, в рамках третьего пускового комплекса построена и введена в эксплуатацию котельная, предназначенная для обеспечения теплом зданий очистных сооружений и технологических процессов, протекающих на них. Построен цех механического обезвоживания осадков, метантенки и здание теплообменников, газгольдер, газовая свеча, камера распределения биогаза, цех сгущения ила, а также вспомогательные сооружения для обработки осадков.
Таким образом, разрешение на ввод в эксплуатацию N RU66302000-1405-2018 выдано после 1 января 2018 года в отношении объекта, относящегося в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Следовательно, поскольку эксплуатируемый объект относится к 1 категории (код объекта НВОС 65-0166-001568-П), указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости получения заключения уполномоченного на осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора).
На основании изложенного на объект капитального строительства "Пусковой комплекс N 3, III этап: метантенки, здание теплообменника, газгольдер, газовая свеча, ПУ газовой свечей (камера распределения биогаза), цех механического обезвоживания осадка (цех сгущения ила)" распространяются требования законодательства о необходимости получения заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
По состоянию на 06.07.2023 МУП "Водоканал" за получением такого заключения не обращалось.
Таким образом, является обоснованным вывод Управления о том, что в нарушение требований природоохранного законодательства РФ МУП "Водоканал" осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия I категории без заключения федерального государственного экологического надзора (ЭКОЗОС).
Оценив представленные в материалы доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, учитывая, что факт нарушения заявителем обязательных требований, Управлением доказан, подтвержден материалами дела, заявителем по существу не опровергнут, суд правомерно признал требования предписания в части пунктов 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 законными, обоснованными и исполнимыми.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не исследовались до принятия судебного акта и не подвергались оценке.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2023 года по делу N А60-53617/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53617/2023
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ