город Воронеж |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А64-7450/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 октября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лётка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Тамбова в лице Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лётка" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2019 по делу N А64-7450/2018 (судья Игнатенко В.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лётка" (ОГРН 1076829004383, ИНН 6829032887) к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352 ИНН 6829015056), Администрации города Тамбова в лице Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056), Комитету земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (ОГРН 1076829007970 ИНН 6829036401), Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области (ОГРН 1176820004063, ИНН 6829131408) о признании недействительным решения от 13.04.2017 N 21.30-484, отсутствие ответа на повторное обращение от 02.08.2018 и обязании вынести решение об объедении земельных участков; о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на использование земель в соответствии со схемой расположения границ земельного участка; о признании недействительным ответа от 05.06.2018 N 01-09/6,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лётка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова, Администрации города Тамбова в лице Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова, Комитету земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области
о признании недействительным решения Комитета архитектуры, развития и реконструкции от 29.08.2018 N 24-30-1446 об отказе в объединении земельных участков КН 68:29:0312001:1026 и КН 68:29:0312001:1025;
обязании Администрации города Тамбова вынести решение об объединении земельных участков КН 68:29:0312001:1026 и КН 68:29:0312001:1025;
обязании Администрации города Тамбова установить вид разрешенного использования объединенного земельного участка: "Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка";
обязании Администрации города Тамбова предоставить в аренду ООО "Летка" земельный участок, образованный в результате объединения земельных участков КН 68:29:0312001:1026 и КН 68:29:0312001:1025, в целях завершения строительства розничного специализированного (продовольственного) рынка с автомобильной стоянкой сроком на три года;
признании недействительным отказа Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации города Тамбова от 13.06.2018 N 24.63-320/18 в выдаче разрешения на использование земель в соответствии со схемой расположения границ земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, представленной ООО "Лётка";
обязании Администрации города Тамбова и Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации города Тамбова выдать разрешение на использование земельных участков в соответствии с вышеуказанной схемой;
признании недействительным ответ от 05.06.2018 N 01-09/6 Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области об отказе в продлении разрешения на строительство;
обязании Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области выдать ООО "Лётка" разрешение на строительство здания розничного специализированного (продовольственного) рынка с автомобильной стоянкой на земельных участках КН 68:29:0312001:1026 и КН 68:29:0312001:1025 но адресу: г.Тамбов-4, Д.26-Б сроком на три года (с учетом принятых арбитражным судом уточнений требований от 13.03.2019 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2019 в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Лётка" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что ООО "Лётка" осуществляло деятельность по управлению розничным продовольственным рынком на земельном участке, который впоследствии был разделён на два земельных участка. При этом на земельном участке КН 68:29:0312001:1026 (площадью 1553 кв.м.) должно осуществляться строительство здания розничного продовольственного рынка, а на земельном участке КН 68:29:0312001:1025 (площадью 1052 кв.м.) должна находится автомобильная стоянка. Так как Закон не допускает эксплуатацию розничного продовольственного рынка без автомобильной стоянки после того, как право аренды земельного участка КН 68:29:0312001:1025 было выставлено на торги, строительство стало невозможным.
Также Общество полагает незаконным отказ суда первой инстанции в требованиях об объединении земельных участков КН 68:29:0312001:1026 и КН 68:29:0312001:1025, так как доказано, что согласно проекту на обеих участках осуществляется строительство рынка с автостоянкой, при этом проект был одобрен и было выдано разрешение на строительство. Однако, при выдаче разрешения на строительство противозаконно под строительство был указан только участок с КН 68:29:0312001:1026, а участок КН 68:29:0312001:1025 не был учтён, хотя согласно утверждённому проекту на нём запроектирована автостоянка.
Вывод суда первой инстанции о том, что строительство было разрешено только на участке КН 68:29:0312001:1026 площадью 1553 кв.м. также является необоснованным. Так, 15.09.2010 составлен Протокол N 58 заседания градостроительного совета, рассмотрен эскизный проект здания розничного специализированного (продовольственного) рынка по адресу: Тамбов-4, Д.26Б, заказанный ООО "Лётка". Указано, что генпланом на участке предусмотрено строительство здания рынка, благоустройство прилегающей территории, мощение тротуарной плиткой, устройство цветочниц, автостоянка на 30 автомобилей (при этом на генплане, приложенном впоследствии к проекту, видно, что стоянка автомобилей запроектирована на участке площадью 1052 кв.м. и других возможностей для размещения автостоянки нет). Проект также предусматривает автостоянку на участке КН 68:29:0312001:1025 площадью 1052 кв.м.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не учёл также, что ранее права ООО "Лётка" не нарушались, поскольку участок КН 68:29:0312001:1025 площадью 1052 кв.м. находился в аренде у ООО "Лётка" и только после изменения в Земельном кодексе РФ этот участок был выставлен на торги. ООО "Лётка" обжаловала эти торги и они в судебном порядке были признаны недействительным, затем ООО "Лётка" обратилось с заявлением об объединении участков в целях последующего предоставления под строительство.
Кроме того, 04.05.2009 земельный участок площадью 2606 кв.м. был разделён на два впервые Постановлением администрации города Тамбова N 3287, а вид разрешённого использования земельного участка "Рынки" (требующий единого использования и здания, и автостоянки) введён по классификатору Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 N 540.
Так как участок 68:29:0312001:1025 площадью 1052 кв.м. находился в аренде ООО "Лётка" нарушения прав заявителя допущено не было. После введения новых видов разрешённого использования земельных участков Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 администрация города обязана была объединить земельные участки КН 68:29:0312001:1026 и КН 68:29:0312001:1025.
Ответом от 05.06.2018 N 01-09/6 Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области Обществу отказано в продлении разрешения на строительство в связи с тем, что строительство не осуществлялось.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2017 по делу N А64-916/2016, был установлен факт производства работ ООО "РосстройИнвест" на земельном участке КН 68:20:0312001:1026, а именно земляных работ и частично работ по организации строительства. Кроме того, данное решение суда фиксирует тот факт, что строительство было прервано из-за того, что подрядчик ООО "РосстройИнвест" прекратил производство работ, вырыл котлован, а потом бросил работы.
В силу изложенного ООО "Лётка" было начато строительство.
Кроме того, на земельном участке КН 68:20:0312001:1026 находится здание канализационно-насосной станции (КНС), которое является собственностью единственного участника и гендиректора ООО "Лётка" Семёновой Л.А. Согласно проекта данное здание должно стать составной частью здания строящегося розничного рынка, образовать блок в котором будут сосредоточены подключения к воде, канализации, свету и т.п. (силовой блок).
В силу изложенного Общество полагает, что административным органом должен быть предоставлен земельный участок под строительство здания розничного продовольственного рынка с автомобильной стоянкой и должно быть выдано разрешение на строительство на земельном участке площадью 2606 кв.м.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. От Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду отсутствия правовых и фактических оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Тамбова от 11.07.2007 N 4539 ООО "Лётка" предоставлено разрешение на право организации специализированного продовольственного розничного рынка по адресу: г. Тамбов, Тамбов-4, дом 26Б сроком на один год; комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова предписано расторгнуть договор аренды земельного участка от 27.05.2014 N 72 с кадастровым номером 68:29:03/12/001:0192 площадью 2606 кв.м по адресу: г. Тамбов, Тамбов-4, дом 26б с Семеновой Ларисой Александровной, заключенный с комитетом по управлению земельными ресурсами города Тамбова; заключить договор аренды земельного участка по адресу: г. Тамбов, Тамбов-4, дом 26б площадью 2606 кв.м с Обществом с ограниченной ответственностью "Лётка" сроком на один год для организации специализированного продовольственного розничного рынка в соответствии с действующим законодательством.
20.07.2007 заключен договор N 207 аренды земельного участка в г. Тамбове, согласно пункту 1 которого арендодатель (комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова) предоставляет, а арендатор (ООО "Лётка") принимает и использует на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:29:03/12/001:0192 по адресу: г. Тамбов, Тамбов-4, д. 26Б для использования в целях для организации специализированного продовольственного розничного рынка и границах согласно чертежу (схеме) или кадастровой карте (плану) участка, прилагаемых к настоящему договору и являющимися его неотъемлемой частью, общей площадью 2606 кв.м. Постановлениями администрации города Тамбова от 08.07.2008 N 4987, от 23.06.2009 N 4654 Обществу продлялось разрешение на право организации специализированного продовольственного розничного рынка от 11.07.2007 N 4, также комитету земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова предписывалось продлить договор аренды указанного земельного участка.
Постановлением администрации города Тамбова от 04.05.2009 N 3287 в редакции постановления от 09.11.2009 N 8786 (в части площади образуемых земельных участков): земельный участок площадью 2606 кв.м с кадастровым номером 68:29:0312001:0192 по адресу: г. Тамбов, Тамбов-4, д. 26Б разделен на 2 земельных участка: площадью 1554 кв.м под строительство здания розничного специализированного (продовольственного) рынка и 1052 кв.м. под организацию розничного специализированного (продовольственного) рынка; прекращено ООО "Лётка" право аренды земельным участком площадью 1554 кв.м по адресу: г. Тамбов, д. 26Б, сохранив земельный участок площадью 1052 кв.м в аренде сроком по 13.07.2009 под организацию розничного специализированного (продовольственного) рынка; Обществу предоставлен из земель населенных пунктов в аренду сроком на 3 года земельный участок 1554 кв.м под строительство здания розничного специализированного (продовольственного) рынка по адресу: г. Тамбов-4, д. 26Б; Обществу также предписано совершить ряд действий.
Постановлением администрации города Тамбова от 09.07.2010 N 6176 кроме продления разрешения на право организации специализированного продовольственного розничного рынка от 11.07.2007 N 4 (было продлено в дальнейшем постановлениями от 24.06.2011 N 4331, от 27.06.2012 N 4824, от 28.12.2012, 09.07.2013, 31.12.2014 сроком до 30.12.2015) также предписано управляющей рынком компании ООО "Лётка" обратиться в комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова за представлением земельного участка по указанному адресу площадью 1052 кв.м с кадастровым номером 68:29:0312001:1025, на праве аренды сроком на один год для организации специализированного продовольственного розничного рынка в соответствии с действующим законодательством.
При этом постановлением администрации города Тамбова от 28.12.2012 N 10585 разрешение на право организации специализированного продовольственного розничного рынка от 11.07.2007 N 4 было переоформлено со специализированного продовольственного розничного рынка на сельскохозяйственный розничный рынок.
Постановлением администрации города Тамбова от 14.09.2010 N 7954 расторгнут договор аренды земельного участка от 20.07.2007 N 207, Обществу из земель предоставлен населенных пунктов предоставлен в аренду сроком по 10.07.2011 земельный участок площадью 1052 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0312001:1025 для организации специализированного продовольственного розничного рынка (вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) по адресу г. Тамбов-4, дом 26Б.
Судом установлено, что на одном участке функционировал сельскохозяйственный рынок с временными сооружениями (1052 кв.м.), другой предназначался под строительство розничного рынка с капитальными сооружениями (1554 кв.м).
16.10.2015 между ООО "Лётка" (арендатор) и Комитетом земельных ресурсов администрации города Тамбова (арендодатель) заключен договор аренды N 205, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:29:0312001:1026, находящийся по адресу: г. Тамбов-4, дом 26Б, вид разрешенного использования - для завершения строительства здания розничного специализированного (продовольственного) рынка (под строительство здания розничного специализированного (продовольственного) рынка, общей площадью 1554 кв.м. Пунктом 2.1. указанного договора срок аренды установлен с 05.10.2015 по 05.10.2018.
При этом администрацией города Тамбова Обществу 04.09.2013 было выдано разрешение N RU 68 306000 - 707 на строительство объекта капитального строительства- здания розничного специализированного рынка. Срок действия разрешения - до 04.09.2014 05.08.2016 на основании постановления администрации города Тамбова от 05.08.2016 N 4872 Обществу выдано разрешение N 68306000-1954-2016 на строительство розничного специализированного (продовольственного) рынка на участке площадью 1554 кв.м, срок действия - до 31.12.2017.
23.03.2017 Общество обратилось в администрацию города Тамбова об объединении земельных участков площадью 1554 кв.м КН 68:2960312001:1026 и 1052 кв.м КН 68:2960312001:1025, расположенных по адресу: Тамбов-4, д. 26Б в земельный участок площадью 2606 кв.м и определении вида разрешенного использования для объединенного земельного участка "Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка. Также Общество просило выдать новое разрешение на строительство с указанием площади 2606 кв.м., указав в наименовании объекта капитального строительства "Здание розничного специализированного (продовольственного) рынка с прилегающей автомобильной автостоянкой" сроком действия на 3 года.
13.04.2017 Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова письмом N 24-40-484 отказал обществу в объединении земельных участков, сославшись на отсутствие оснований, поскольку земельный участок площадью 1052 кв.м. Обществу не принадлежит.
02.08.2018 Общество обратилось в администрацию города Тамбова об объединении земельных участков площадью 1554 кв.м КН 68:2960312001:1026 и 1052 кв.м КН 68:2960312001:1025, расположенных по адресу: Тамбов-4, д. 26Б в земельный участок площадью 2606 кв.м и определении вида разрешенного использования для объединенного земельного участка "Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка; предоставлении единого земельного участка для завершения строительства на срок 3 года, указав на обстоятельства, препятствовавшие осуществлению строительства рынка.
29..08.2018 Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова письмом N 24-30-1446 отказал Обществу в объединении земельных участков, в обоснование указав, что срок действия договора аренды земельного участка площадью 1554 кв.м с кадастровым номером 68:2960312001:1026 - по 05.10.2018, согласно пункту 2.3 заключенного договора аренды земельного участка по истечении срока действия он продлению не подлежит.
Учитывая, что ООО "Летка" воспользовалось правом приобрести вышеуказанный земельный участок в аренду сроком на 3 года однократно для завершения строительства без проведения торгов, оснований для повторного заключения договора аренды земельного участка для завершения строительства без проведения торгов на новый срок не имеется. Права на земельный участок площадью и 1052 кв.м с кадастровым номером 68:2960312001:1025 у ООО "Летка" отсутствуют.
29.05.2018 Общество обратилось в Администрацию города Тамбова Тамбовской области от продлении действия разрешения на строительство сроком на 12 месяцев (т. 1 л.д. 114).
Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области письмом от 05.06.2018 N 01-09/6 отказано в продлении срока действия разрешения на строительство, поскольку специалистами управления установлено, что строительство объекта капитального строительства не начато.
Общество также 31.05.2018 обратилось с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков площадью 396 кв.м и площадью 1047 кв.м для размещения объектов - строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства здания розничного специализированного (продовольственного) рынка по адресу: г.Тамбов-4, 26Б рассмотрено комитетом архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова.
Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова письмом от 13.06.2018 N 24-63-320/18 отказал в выдаче разрешения на использование земельных участков по адресу: г.Тамбов-4, 26Б, поскольку указанная в заявлении цель использования земель не предусмотрена пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, земельный участок площадью 396 кв.м, на использование которого испрашивается разрешение, входит в границы земельного участка с кадастровым номером 68:29:0312001:1025 по адресу: г.Тамбов-4, 26Б, на который по информации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области установлено ограничение (обременение) права. Земельный участок площадью 1047 кв.м на использование которого испрашивается разрешение, входит в границы земельного участка с кадастровым номером 68:29:0312001:1026 по адресу: г.Тамбов-4, 26Б находящегося в аренде сроком по 05.10.2018 ООО "Летка" для завершения строительства здания розничного специализированного продовольственного рынка (под строительство здания розничного специализированного продовольственного рынка).
Не согласившись с отказом Комитета архитектуры, развития и реконструкции Администрации города Тамбова от 13.06.2018 N 24.63-320/18, полагая свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Частью 3 статьи 39.6 предусмотрено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
При этом согласно части 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. Также пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 2.10.2 Административного регламента предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 25.11.2015 N 8657 (далее - Регламент) основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются следующие обстоятельства:
- в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные в пункте 1.4 настоящего Административного регламента;
- заявление подано с нарушением установленных требований;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Согласно пункту 1.4 Регламента разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута выдается:
- в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
- в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.
Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута предусмотрены статьей 39.33 ЗК РФ Согласно части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
Из материалов дела следует, что Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова в оспариваемом отказе от 13.06.2018 N 24-63-320/10 ссылается на указание заявителем цели использования земель, не предусмотренной пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ.
При этом в качестве основного основания заявленных требований Общество указывает неправомерность действий, которые привели к фактическому изъятию земельного участка площадью 1052 кв.м, запроектированного заявителем под автомобильную стоянку, что повлекло невозможность осуществления строительства здания рынка.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 1052 кв.м изначально предоставлялся Обществу для организации специализированного продовольственного розничного рынка, а не для строительства автомобильной автостоянки. При этом, на момент обращения с заявлением в Администрацию с заявлением об объединение земельных участков, изменения вида его разрешенного использования, срок договора аренды истек (последний договор аренды земельного участка площадью 1052 кв.м. был заключен 16.10.2014 ( N 219) со сроком действия по 30.12.2015).
Согласно пункту 1.1. договора аренды земельного участка в г. Тамбове N 219 от 16.10.2014 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:29:03 12 001:1025, находящийся по адресу г. Тамбов-4, дом 26Б, вид разрешенного использования - под сельскохозяйственным розничным рынком (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
Доказательств оспаривания постановлений, а также обращения в администрацию города Тамбова с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1052 кв.м для строительства автостоянки либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:29:03 12 001:1025 Обществом не представлено. Общество указывает, что актом выбора земельного участка, составленного в июне 2008 (т. 3 л.д. 68-71), который был согласован, в том числе с администрацией г. Тамбова, выбран земельный участок под строительство площадью 2606 кв.м, где часть участка отведена под автомобильную стоянку; в протоколе N 58 заседания градостроительного совета от 15.09.2010 (т.3 л.д. 42). Генпланом на участке предусмотрено строительство здания рынка, благоустройство прилегающей территории, мощение тротуарной плиткой, устройство цветочниц, автостоянки на 30 автомобилей, при этом на генплане видно, что стоянка автомобилей запроектирована на участке площадью 1052 кв.м и других возможностей для размещения автостоянки нет; вид разрешенного использования земельного участка с 23.12.2014 стал единым, обязательное наличие и здания розничного рынка и автомобильной стоянки; администрацией города Тамбова вид разрешенного использования не был изменен и не было обеспечено соблюдение требования законодательства о том, что здание розничного продовольственного рынка может функционировать только при условии наличия автомобильной автостоянки; право аренды участка площадью 1052 кв.м было выставлено на торги с нарушением требований законодательства, общество было вынуждено обратиться в суд с требованием признания торгов недействительными. Требование ООО "Лётка" было удовлетворено, но нарушение прав не было устранено, участок площадью 1052 кв.м не вернули в ведение ООО "Лётка", сооружение автомобильной стоянки невозможно. Вместе с тем, как следует из акта выбора земельного участка, комиссия, сравнив и оценив преимущества выбранной площадки считает целесообразным использовать для размещения рынка и просить администрацию города Тамбова резервировать указанный участок площадью 575 кв.м для строительства данного объекта.
Согласно протоколу заседания Градостроительного Совета при администрации города Тамбова от 15.09.2010 N 58 в процессе обсуждения представленного эскизного проекта продовольственного рынка по адресу: г. Тамбов-4, д. 26Б члены Совета пришли к мнению, что размещение объекта выполнено частично за пределами земельного участка, находящегося у заказчика в аренде.
При этом Совет рекомендовал одобрить эскизный проект для разработки проектной документации при условии решения заказчиком вопроса по дополнительному земельному участку.
В протоколе указана площадь застройки: 1 корпус (корпус торговых залов) - 575 кв.м, 2 корпус (образуется путем реконструкции существующего здания бывшей канализационной насосной станции) - 120 кв.м. Кроме того, согласно разрешению на строительство от 05.08.2016 N 68306000-1954- 2016 площадь участка составляет 1554 кв.м, общая площадь - 1390 кв.м, площадь застройки - 695 кв.м.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом не представлено доказательств в обоснование доводов, что именно на участке 1052 кв.м должны находиться временные сооружения, строительная техника, необходимые для строительства здания рынка. Равно как и не представлено доказательств наличия какого-либо права на земельный участок площадью 1052 кв.м., обуславливающего требовать от Администрации его объединения со смежным земельным участком.
Само по себе то обстоятельство, что Обществу выдавались разрешения на организацию специализированного продовольственного рынка на данном участке, а также то, что Общество в течение 2016 года вносило плату за пользование указанным участком таким доказательством не является, а также не свидетельствует о наличии у Общества права на получение в аренду указанного земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, решением Советского районного суда города Тамбова от 19.12.2017 по делу N 2-2052/2017: исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Лётка" удовлетворены частично; признаны недействительными торги в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1052 кв.м, разрешенное использование под сельскохозяйственным розничным рынком (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), расположенного по адресу: г. Тамбов, проводившегося управлением муниципального заказа и продаж администрации г. Тамбова 15 апреля 2016 г. в 10 час. 30 мин. в соответствии с извещением; стороны восстановлены в первоначальном состоянии, Филатова С.В. обязан вернуть земельный участок площадью 1052 кв.м, расположенный по адресу: г. Тамбов арендодателю в лице Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова, а администрация г. Тамбова обязана вернуть Филатову С.В. арендную плату, оплаченную им за аренду указанного земельного участка; администрация г. Тамбова и Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова обязаны заключить с ООО "Лётка" договор аренды земельного участка площадью 1052 кв.м.
Однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 09.04.2018 указанное решение суда Советского районного суда города Тамбова в части возложения обязанности на администрацию и Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации заключить с ООО "Лётка" договор аренды земельного участка площадью 1052 кв.м отменено и принято в данной части новое решение, отказано в удовлетворении этой части иска.
Постановлением Президиума Тамбовского областного суда от 23.08.2018 решение Советского районного суда города Тамбова от 19.12.2017 и Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 09.04.2018 отменено в части возложения на администрацию г. Тамбова обязанности вернуть Филатову С.В. арендную плату, уплаченную им за аренду спорного земельного участка, в остальной части указанные судебные акты оставлены без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в апелляционном определении от 09.04.2018 указала, что для заключения с ООО "Лётка" договора аренды без проведения торгов необходима совокупность условий, установленных пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ. У истца отсутствуют условия, перечисленные в названной выше норме права, что не дает ООО "Лётка" право на заключение либо продление договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Президиум Тамбовского областного суда от 23.08.2018 в постановлении от 23.08.2018 также указал, что суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на администрацию города Тамбова и Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова заключения с ООО "Лётка" договора аренды земельного участка, правомерно исходил из того, что при отсутствии совокупности условий, указанных пунктах 3, 4 статьи 39.6 ЗК РФ ООО "Лётка" право на заключение либо продление договора аренды земельного участка без проведения торгов не имеет. Постановлением Президиума Тамбовского областного суда от 23.08.2018 вступило в законную силу, не обжаловалось.
Доказательств обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1052 кв.м. с учетом установленного указанными апелляционным определением и постановлением отсутствия права на предоставление ему земельного участка в аренду без проведения торгов заявителем не представлено.
Из материалов дела следует, что ООО "Лётка" обращалась в Комитет архитектуры, развития и реконструкции об объединении земельных участков площадью 1554 кв.м и 1052 кв.м при отсутствии права на земельный участок площадью 1052 кв.м.
При этом ссылка Общества на продолжение арендных отношений по спорному земельному участка на основании статьи 621 ГК РФ судом первой инстанции правомерно отклонена, как основанная на ошибочном толковании применимых положений земельного законодательства..
Отказывая в удовлетворении требований Общества, связанных с отказом в продлении разрешения на строительство, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Из части 20 статьи 51 ГрК РФ следует, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Как указано выше 05.08.2016 на основании постановления администрации города Тамбова от 05.08.2016 N 4872 Обществу выдано разрешение N 68306000-1954-2016 на строительство розничного специализированного (продовольственного) рынка на участке площадь. 1554 кв.м, со сроком действия - до 31.12.2017.
При этом, из материалов дела следует, что на момент рассмотрения заявления Общества о продлении разрешения на строительство специалистами Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области установлено, что строительство объекта капитального строительства не начато, что и явилось на основании части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) основанием отказа в продлении срока действия разрешения на строительство (письмо Управления от 05.06.2018 N 01-09/6).
Общество ссылается та то, что земельном участке площадью 1554 кв.м находится объект незавершенного строительства, при этом убедительных доказательств создания указанного объекта как на момент обращения с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, так и в ходе судебного разбирательства заявителем не представлено.
Ссылки Общества на судебные акты по спору между Обществом и ООО "РосстройИнвест" ( дело N А64-916/2016) в обоснование доводов о том, что фактически Общество приступило к строительству, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку обстоятельства указанного спора не имеют преюдициального значения по настоящему делу ( ст.69 АПК РФ) и с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, не могут быть признаны достаточными для выводов о наличии у Общества права на продление срока разрешения на строительство.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые действия соответствует закону.
При таких обстоятельствах требования Общества не подлежали удовлетворению.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, оценка указанных доводов нашла свое отражение в решении суда первой инстанции, были исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы в размере 1 500 руб. в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Лётка"из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2019 по делу N А64-7450/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лётка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7450/2018
Истец: ООО "Летка"
Ответчик: Администрация города Тамбова в лице Комитета архитектура,развития и реконстркуции администрации города Тамбова
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова, МО городской округ- город Тамбов в лице администрации города Тамбова, Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области