г. Красноярск |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А74-3207/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" апреля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Радзиховской В.В.,
судей: Хабибулиной Ю.В.. Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Таракановой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Потеряевой Екатерины Федоровны на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" января 2024 года по делу N А74-3207/2022,
УСТАНОВИЛ:
Захаров Николай Владимирович (ИНН 1905601178734, далее - должник, Захаров Н.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением арбитражного суда от 02.03.2023 должник признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Потеряева Екатерина Федоровна (далее - Потеряева Е.Ф.).
20.07.2023 финансовый управляющий Потеряева Е.Ф. обратилась в арбитражный суд с ходатайством об утверждении Положения о порядке, об условиях, о сроках реализации имущества должника (с учетом поступившего 25.12.2023 в электронном виде уточненного положения о реализации имущества должника (т.3, л.д. 37), принятого судом согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25.12.2023), в отношении следующего имущества должника: Сайга-12-С, калибр 12, N 02430855, 2002 г.; Лось-145, калибр 9,6/53 Lankaster, N 2114540021, 2001 г.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.01.2024 в удовлетворении ходатайства финансового управляющего Потеряевой Е.Ф. отказано.
Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд первой инстанции исходил из того, что предложенное для утверждения финансовым управляющим Положение подготовлено без учета требований специального законодательства, поскольку выявленное имущество относится к имуществу, ограниченному в обороте, реализация которого возможна только лицом, имеющим лицензию на торговлю оружием и основными частями огнестрельного оружия. Кроме того, согласно Положению имущество подлежит продаже без проведения торгов путем заключения прямого договора, тогда как собранием кредиторов решение о продаже оружия путем заключения прямого договора не принято.
Не согласившись с данным судебным актом, финансовый управляющий Потеряева Е.Ф. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.01.2024 отменить и принять новый судебный акт об утверждении Положения финансового управляющего о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина.
По мнению финансового управляющего, предложенный им порядок продажи имущества соответствует закону о банкротстве, является обоснованным и не нарушает права и интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве должника. То обстоятельство, что продажа спорного имущества возможно только лицам, обладающим специальной лицензией учтены финансовым управляющим, реализация оружия финансовым управляющим от имени должника не противоречит законодательству о банкротстве и нормам Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", статья 20 которого разрешает гражданам продавать находящееся у них на законном основании оружие. Продажа оружия может осуществляться финансовым управляющим от имени должника без привлечения специализированной организацией, так как такая продажа не является торговлей оружием, осуществляемой в рамках соответствующей лицензируемой предпринимательской деятельности, и привлечение специализированной организации, имеющей лицензию на торговлю оружием, в данном случае не требуется. Финансовый управляющий вправе осуществить организационные действия по проведению торгов, лицензия ему не требуется.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 апелляционная жалоба финансового управляющего Потеряевой Е.Ф. принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 26.03.2024.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не прибыли. Отзывы на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, суду апелляционной инстанции не поступали.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также текста определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью (Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"), в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 213.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Из разъяснений, изложенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве, Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника - гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имевшего этого статуса ранее, утверждается судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании соответствующего ходатайства финансового управляющего. Данное Положение должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 и 140 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.26 Закона о банкротстве оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.
В ходе процедуры реализации имущества должника финансовым управляющим выявлено, описано и оценено принадлежащее на праве собственности должнику имущество:
- Сайга-12-С, калибр 12, N 02430855, 2002 г., количество 1 шт., начальная цена 22 852 рубля 83 копейки;
- Лось-145, калибр 9,6/53 Lankaster, N 2114540021, 2001 г., количество 1 шт., начальная цена 70 496 рублей 70 копеек.
В связи с указанными обстоятельствами финансовый управляющий Потеряева Е.Ф. представила для утверждения суду Положение о порядке и условиях продажи имущества должника, предусматривающее реализацию гражданского оружия по указанной выше стоимости.
Согласно пункту 3 Положения организатором торгов является финансовый управляющий Захарова Н.В. - Потеряева Е.Ф.
Согласно пункту 4 Положения продаж имущества должника осуществляется путем проведений открытых торгов в форме закрытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене имущества.
Согласно пункту 10 Положения к заявке на участие в торгах должны быть приложено документы, подтверждающее разрешение на ношение, хранение и применение гладкоствольного огнестрельного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814).
Согласно пункту 16 Положения передача имущества финансовым управляющим и принятие его покупателем осуществляются по передаточному акту, подписываемому сторонами и оформляемому в соответствии с законодательством Российской Федерации. Передача имущества финансовым управляющим и принятие его покупателем осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии"; "Правилами оборота гражданского и 9 служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, при посредничестве уполномоченных сотрудников Отдела МВД России.
Вместе с тем, в Положении о продаже в редакции, представленной финансовым управляющим 25.12.2023, не содержится указание на то, что продажа огнестрельного оружия осуществляется при содействии юридического лица, имеющего право осуществлять торговлю оружием на основании лицензии.
Однако, выявленное имущество относится к имуществу с ограниченным в обороте, реализация которого возможна с учетом положений, установленных Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и Правилами оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814
Согласно статье 9.1 Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и пункту 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия.
В силу абзаца 1 статьи 18 Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и пункта 6 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила оборота оружия) торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации вправе осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему, на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием, выданной органами внутренних дел по месту их государственной регистрации (поставщики, продавцы).
Согласно пункту 54 Правил оборота оружия хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Таким образом, в силу приведенных выше норм права, продажа огнестрельного оружия может быть осуществлена лишь с привлечением организации, имеющей специализированную лицензию.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие, у финансового управляющего, лицензии на право реализации гражданского оружия.
Ссылка финансового управляющего на положения статьи 20 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", согласно которой граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а также гражданам, имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо иное предусмотренное настоящим Федеральным законом основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учета указанного оружия, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как указано выше, относящиеся к гражданскому оружию охотничьи ружья, гражданское оружие ограниченного поражения и патроны к ним представляют собой имущество, ограниченное в гражданском обороте, в связи с чем изъятие охотничьих ружей, травматического пистолета и патронов к ним из владения должника, их передача на реализацию и собственно их реализация должны осуществляться только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814.
Реализация имущества - гражданского оружия в рамках банкротства по существу предусматривает принудительное изъятие у должника принадлежащего ему имущества, ограниченного в обороте, что предполагает соблюдение специальных правил, относящихся к его обороту, в части хранения этого имущества и последующей продажи.
Соответственно, доводы финансового управляющего о наличии у граждан права продавать принадлежащее им оружие, не исключают необходимости учитывать императивные требования законодательства при реализации гражданского оружия.
Таим образом, руководствуясь вышеназванными положениями законодательства, с учетом особенностей реализации имущества, ограниченного в обороте, к которому относится огнестрельное оружие, подлежащее реализации на комиссионных началах с привлечением специализированной организации, имеющей лицензию на торговлю оружием, установив, что Положение о реализации имущества, представленное финансовым управляющим, разработано без учета названных требований специального законодательства, суды правомерно отказали в его утверждении.
Изложенные в мотивировочной части определения суда первой инстанции выводы в части несоблюдении финансовым управляющим условия о принятии собранием кредиторов решения о продаже имущества путем заключения прямого договора, не оценивались судом апелляционной инстанции, поскольку не влияют на вывод суда о невозможности утверждения представленного финансовым управляющим Положения о порядке продажи имущества должника в силу его составления без учета особенностей реализации оружия. Соответствующих доводов в апелляционной жалобе не содержится.
При изложенных обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на обжалуемое определение не облагается государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" января 2024 года по делу N А74-3207/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Ю.В. Хабибулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3207/2022
Должник: Захаров Николай Владимирович
Кредитор: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙОТВЕТСТВЕННОСТЬЮПРОФЕССИОНАЛЬНАЯКОЛЛЕКТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АЙДИ КОЛЛЕКТ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ПАО Банк ВТБ, Абазинский районный суд Республики Хакасия, АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "АРСЕНАЛ", Потеряева Екатерина Федоровна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ