г. Челябинск |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А07-1449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Баканова В.В., Бабиной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2019 по делу N А07-1449/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан: Хафизов Руслан Флюрович (доверенность от 09.01.2019 N 45-юр), Гилязов Руслан Альбертович (доверенность от 09.01.2019 N 44-юр);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Зиганшин Ильшат Шамилевич (доверенность от 01.10.2019 N 119/1-362).
Акционерное общество Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ", истец, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС", ответчик) об обязании произвести корректировку (уменьшение) суммы оказанных за период с декабря 2015 года по март 2019 года услуг по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 450999/ГВС до 509 480 064 руб. 53 коп. с НДС (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - ГКТ РБ, Минстрой России, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2019 в удовлетворении исковых требований общества "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ" отказано.
В апелляционной жалобе общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - обязать общество "БашРТС" произвести корректировку (уменьшение) суммы оказанных за период с декабря 2015 года по март 2019 года услуг по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 450999/ГВС до 509 480 064 руб. 53 коп. с НДС.
Истец считает, что в спорной ситуации должны применяться нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению без наружной сети горячего водоснабжения в размере 0,0547 - 0,0651 Гкал на 1 куб. метр, так как наружные сети горячего водоснабжения не находятся на балансе общества "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ". Одновременно данные нормативы должны быть дифференцированы в зависимости от наличия (отсутствия) изолированных стояков внутренней системы горячего водоснабжения.
Отмечает, что истцом по ряду многоквартирных домов (далее также - МКД) проведены капитальные ремонты внутренней системы горячего водоснабжения с заменой металлических труб на полипропиленовые согласно проектам, предусматривающим замену внутренних сетей холодного, горячего и циркуляционного водопроводов, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации жилых домов на основании задания на проектирование в соответствии СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", СП40-102-2000 "Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов". Коэффициент теплопроводности полипропилена в 200 раз меньше аналогичного показателя стояковых труб из стали. Трубопроводы из полипропилена в жилых домах истца появились не при строительстве жилых домов, а при капитальном ремонте систем водоснабжения и водоотведения в рамках энергосберегающих мероприятий. Проектами предусмотрена только изоляция трубопроводов холодного и горячего водоснабжения, прокладываемых в подвале (розлив и стояки), без дополнительной изоляции стояков горячего и холодного водоснабжения, прокладываемых в квартирах. Следовательно, эти дома относятся к категории с изолированными стояками.
Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что в период с декабря 2015 года по июнь 2017 года подлежат применению удельные величины тепловой энергии для домов с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками - 0,0627 Гкал/куб. м. (без полотенцесушителей) и 0,0677Гкал/куб. м. (с полотенцесушителями). Указывает, что согласно пояснениям ГКТ РБ, изложенным в отзыве от 22.08.2017 N 288-06-ОЮ по делу N А07-16546/2016, ими были рассчитаны нормативы по формуле 23.1 Приложения N1 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N306) исходя из продолжительности отопительных периодов. Исходя из расчетов истца и того, что порядок определения объемных показателей, как при расчете платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, так и порядок установления и определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению был установлен только 14.02.2015 постановлением Правительства РФ N129, которое вступило в силу 28.02.2015, следует, что применяться с декабря 2015 года по июнь 2017 года могли только нормативы 0,0547 - 0,0671 Гкал/ куб.м. Нормативы, рассчитанные исходя из продолжительности отопительного периода 2016-2017 гг. могли применяться только с 01.07.2017, так как данные по продолжительности известны стали только в мае 2017 года.
Таким образом, истец полагает, что необходимо применить нормативы, рассчитанные исходя из отопительного периода 2015-2016 годов, и без наружной сети горячего водоснабжения.
Также указывает, что после получения обществом "БашРТС" письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.01.2018 N 2269-ЕС/06 ответчиком в период с мая 2018 года по март 2019 года в расчетах применены нормативы в объеме 0,0651 для МКД с полотенцесушителями без наружной сети горячего водоснабжения и неизолированными стояками и 0,0601 Гкал/куб. м для МКД без полотенцесушителей без наружной сети горячего водоснабжения и неизолированными стояками.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что система горячего водоснабжения с наружной сетью является централизованной, а без наружной сети - нецентрализованной, а также о том, что нормативы расхода тепловой энергии для системы горячего водоснабжения не поставлены в зависимость от балансовой принадлежности тех или иных сетей или сооружений, а определены в зависимости от места приготовления горячей воды - внутри самого здания или за его пределами. Отмечает, что системы горячего водоснабжения внутри многоквартирных домов разделяются только на открытые или закрытые (без разделения на централизованные и нецентрализованные системы). Открытые или закрытые системы относятся только к централизованным системам горячего водоснабжения, понятия которых и отдельно нецентрализованных систем горячего водоснабжения определены в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ. Формула 23.1 Правил N 306 при применении расчетного метода предполагает централизованные системы. В 2015 году практически все жилые дома с нецентрализованной системой горячего водоснабжения были оснащены узлами учета тепловой энергии и узлами учета горячего водоснабжения, поэтому для данных систем можно было применить метод аналогов (формула 7.1 Правил N 306) для определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии приборов учета на системе горячего водоснабжения установленных внутри многоквартирных домов на границе балансовой ответственности, позволяющих определять объем тепловой энергии потребленной для производства горячей воды (метод аналогов для определения норматива расхода тепловой энергии в соответствии с положениями пунктов 32-32(2) ПравилN 306) не учитывали бы потери наружных сетей горячего водоснабжения, если бы только наружные сети не находились на балансе многоквартирного жилого дома (тогда прибор учета установлен был бы на границе балансового разграничения и учитывал бы все потери).
Согласно позиции истца, судом при рассмотрении дела в расчетах должны быть применены нормативы, указанные в представленной в апелляционной жалобе таблице.
От общества "БашРТС" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил оставить судебный акт в силе, указывая, что с декабря 2015 года по июнь 2017 года обществом "БашРТС" применена расчетная величина тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды в объеме: 0.0627 Гкал/куб.м. (без полотенцесушителей) и 0,0677 Гкал/куб.м. (с полотенцесушителями) - с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками. Удельные величины тепловой энергии 0,0627 Гкал/куб.м. и 0.0677 Гкал/куб.м рассчитаны ГКТ РБ на основании данных об основных показателях финансово хозяйственной деятельности общества "БашРТС" применительно к периоду времени, в котором отсутствовал законодательно установленный норматив. Согласно пояснениям ГКТ РБ при применении в формуле 23.1 приложения N 1 к Правилам N 306 данных, предоставленных ресурсоснабжающей организацией, и сведений о продолжительности отопительного периода, соответствующая величина расхода тепловой энергии для домов с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками составила 0,0627 Гкал/куб. м (без полотенцесушителей) и 0,0677 Гкал/куб. м (с полотенцесушителями). Таким образом, именно эти величины подлежали применению на горячее водоснабжение с декабря 2015 года по июнь 2017 года.
В спорный период с июля 2017 года по март 2019 года обществом "Баш РТС" применены нормативы в объеме 0,0626 Гкал/куб.м для МКД без полотенцесушителей с наружной сетью горячего водоснаожения и неизолированными стояками и 0,0676 Гкал/куб. м для МКД с полотенцесушителями с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками согласно Постановлению ГКТ РБ от 29.09.2016 N 121.
В период с мая 2018 года по март 2019 года применены нормативы в объеме 0,0651 для МКД с полотенцесушителями без наружной сети горячего водоснабжения и неизолированными стояками и 0,0601 Гкал/куб. м для МКД без полотенцесушителей без наружной сети горячего водоснабжения и неизолированными стояками.
Ответчик указывает, что разграничение органом исполнительной власти нормативов расхода тепловой энергии для системы горячего водоснабжения с наружными (по отношению к зданию) сетями горячего водоснабжения и системы горячего водоснабжения без наружной сети не поставлено в зависимость от балансовой принадлежности тех или иных сетей или сооружений, а определено в зависимости от места приготовления горячей воды - внутри самого здания (система индивидуальных тепловых пунктов (нецентрализованная система), или за его пределами (централизованная система горячего водоснабжения).
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ГКТ РБ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец направил в суд апелляционной инстанции письменные возражения на отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в которых просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Письменные возражения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 17.12.2019 объявлялся перерыв до 24.12.2019 на 12 час. 30 мин.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица своих представителей не направили, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что между обществом "БашРТС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и обществом "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 450999/ГВС (далее также - договор) по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется поставить абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (п. 8 договора).
За оказанные коммунальные услуги по горячему водоснабжению за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года общество "БашРТС" выставило абоненту счета на оплату в общей сумме 350 506 293 руб. 73 коп., за период с июля 2017 года по сентябрь 2018 года - в общей сумме 219 077 231 руб. 42 коп., и с октября 2018 года по март 2019 года - в общей сумме 104 080 683 руб.
37 коп.
Истец, предъявляя требования об обязании произвести корректировку (уменьшение) суммы оказанных услуг по договору горячего водоснабжения, ссылался на необоснованное завышение ресурсоснабжающей организацией без правовых оснований стоимости горячей воды, поставленной за период с декабря 2015 года по март 2019 года, до 509 480 064 руб. 53 коп.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что обществом "БашРТС" необоснованно в расчетах за поставленную горячую воду за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года применена величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды, в объеме 0,0627 Гкал/куб.м, и 0,0677 Гкал. Кроме того, обществом "БашРТС" необоснованно в расчетах за поставленную горячую воду за период с июля 2017 года по март 2019 года применены нормативы тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м горячей воды, в объеме 0,0626 Гкал/куб.м, и 0,0676 Гкал.
При определении количества тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы горячего водоснабжения обществом "БашРТС" применены нормативы тепловой энергии с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками горячего водоснабжения в размере 0,0676 и 0,0626 Гкал на 1 кубический метр.
Исковые требования мотивированы тем, что в данном случае должны применяться нормативы тепловой энергии без наружной сети горячего водоснабжения в размере 0,0547 - 0,0651 Гкал на 1 куб. метр, так как наружные сети горячего водоснабжения не находятся на балансе истца. Одновременно данные нормативы должны быть дифференцированы в зависимости от наличия (отсутствия) изолированных стояков внутренней системы горячего водоснабжения. Обществом "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ" по ряду многоквартирных домов были проведены капитальные ремонты внутренней системы горячего водоснабжения с заменой металлических труб на полипропиленовые.
Согласно последнему уточнению истец просил обязать ответчика произвести корректировку (уменьшение) суммы оказанных за период с декабря 2015 года по март 2019 года услуг по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 450999/ГВС до 509 480 064 руб. 53 коп., с НДС, применив нормативы на подогрев, указанные в таблице.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для обязания ответчика произвести корректировку (уменьшение) суммы оказанных за период с декабря 2015 года по март 2019 года услуг по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 450999/ГВС, при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Постановлением ГКТ РБ от 18.12.2014 N 912 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям Республики Башкортостан с использованием закрытой системы горячего водоснабжения установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду:
c 01.01.2015 по 30.06.2015 за компонент на холодную воду - 18,50 руб./куб.м, за компонент на тепловую энергию - 1552,32 руб./Гкал,
c 01.07.2015 по 31.12.2015 за компонент на холодную воду - 21,16 руб./куб.м, за компонент на тепловую энергию - 1774,31 руб./Гкал (тарифы указаны без учета НДС).
Постановлением ГКТ РБ от 18.12.2015 N 875 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям Республики Башкортостан с использованием закрытой системы горячего водоснабжения установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду:
с 01.01.2016 по 30.06.2016 за компонент на холодную воду - 17,93 руб./куб.м, за компонент на тепловую энергию - 1503,65 руб./Гкал;
с 01.07.2016 по 31.12.2016 за компонент на холодную воду - 18,82 руб./куб.м, за компонент на тепловую энергию - 1612,06 руб./Гкал (тарифы указаны без учета НДС);
с 01.01.2017 по 30.06.2017 на компонент на холодную воду в размере 18,82 руб./куб. м., на компонент на тепловую энергию в размере 1612,06 руб./Гкал, без НДС;
с 01.07.2017 по 31.12.2017 компонент на холодную воду - 19,97 руб./куб. м. без НДС, на компонент на тепловую энергию - 1708,79 руб./Гкал без НДС;
с 01.01.2018 по 30.06.2018 компонент на холодную воду - 23,77 руб./куб. м. без НДС, на компонент на тепловую энергию - 1 978,32 руб./Гкал без НДС;
с 01.07 2018 по 31.12.2018 компонент на холодную воду - 25,02 руб./куб. м. без НДС, на компонент на тепловую энергию - 128,99 руб./Гкал без НДС.
Постановлением ГКТ РБ от 20.12.2018 N 782 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям Республики Башкортостан с использованием закрытой системы горячего водоснабжения" установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду:
с 01.01.2019 по 30.06.2019 действуют тарифы на компонент на холодную воду в размере 25,43 руб./куб. м., на компонент на тепловую энергию в размере 2 092,32 руб./Гкал, без НДС;
В спорный период с декабря 2015 года по июнь 2017 года обществом "БашРТС" применена удельная величина тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м. горячей воды, в объеме 0,0626 Гкал - для МКД без полотенцесушителей с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками; 0,0676 Гкал - для МКД с полотенцесушителями, с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками.
Действующим в указанный период законодательством предусмотрено установление только двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящего из компонента на холодную воду (руб/куб. м) и компонента на тепловую энергию (руб./Гкал) без установления какой-либо результирующей величины стоимости горячей воды, измеряемой в руб./куб. м.
Горячее водоснабжение, осуществляемое с использованием закрытых систем водоснабжения, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) является регулируемым видом деятельности. Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - это уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо (в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 17 ст. 2 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названного закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), в силу пункта 1 которых они определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом N 416, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
С учетом отсутствия на объектах общества "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ" приборов учета, позволяющих определять объем тепловой энергии, потребленной для производства горячей воды, между сторонами возникли разногласия относительно величины подлежащего применению при расчете платы за горячую воду в закрытых системах теплоснабжения показателя (норматива) тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб.м горячей воды.
В 2013 году существовала некая обобщающая величина двухкомпонентного тарифа в размере 74,08 руб. за 1 куб. м горячей воды, фактически соответствующая применению действовавшего на тот период двухкомпонентного тарифа, если количество потребленной тепловой энергии определяется с применением величины 0,0568 Гкал/куб. м. Наличие такой величины было обусловлено тем, что изначально постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - Постановление от 27.11.2012 N 590) потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 были установлены одноставочные тарифы, определяющие цену 1 куб. м горячей воды: для населения - 63,43 руб./куб. м (с учетом НДС); для иных потребителей - 53,76 руб./куб. м (без учета НДС).
В дальнейшем постановлением ГКТ РБ от 01.07.2013 N 156 в постановление от 27.11.2012 N 590 внесены изменения, а именно тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены в виде двухкомпонентных тарифов, но с применением обобщающей величины: для населения - 74,08 руб./куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб. м и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб./куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
Далее постановлением ГКТ РБ от 27.09.2013 N 195 в постановление от 27.11.2012 N 590 вновь были внесены изменения, на период с момента вступления данного постановления в силу и по 31.12.2013 оставлен только двухкомпонентный тариф без указания обобщающей величины.
Таким образом, определение ГКТ РБ расчетным путем обобщающей составляющей двухкомпонентного тарифа, действовавшего во второй половине 2013 г., обусловлено включением указанной величины в тариф при его установлении.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" внесены изменения в пункт 24 Правил N 306, согласно которым при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду предусмотрено установление норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (далее - норматив потребления горячей воды), определяемого исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В приложение N 1 к Правилам N 306 введен пункт 24 (1), которым для определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб.м), установлена формула 23.1.
Внося изменения в пункт 24 Правил N 306 и приложения N 1 к этим правилам, уполномоченный государственный орган предусмотрел не только формулу расчета, но и особый порядок установления норматива. Так, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Исполняя возложенную на него обязанность, ГКТ РБ постановлением от 29.09.2016 N 121 утвердил нормативы расхода тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые подлежат применению с 01.07.2017.
Вместе с тем в спорный период с декабря 2015 по июнь 2017 норматив еще не был утвержден.
При установлении двухкомпонентных тарифов на 2015 и 2016 годы также рассчитывалась величина расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Податель жалобы указывает, что не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что в период с декабря 2015 года по июнь 2017 года подлежат применению удельные величины тепловой энергии для домов с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками - 0,0627 Гкал/куб. м. (без полотенцесушителей) и 0,0677 Гкал/куб. м. (с полотенцесушителями). Указывает, что согласно пояснениям ГКТ РБ, изложенным в отзыве от 22.08.2017 N 288-06-ОЮ по делу N А07-16546/2016, ими были рассчитаны нормативы по формуле 23.1 Приложения N1 к Правилам N306 исходя из продолжительности отопительных периодов. Исходя из расчетов истца и того, что порядок определения объемных показателей, как при расчете платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, так и порядок установления и определения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению был установлен только 14.02.2015 постановлением Правительства РФ N129, которое вступило в силу 28.02.2015, следует, что применяться с декабря 2015 года по июнь 2017 года могли только нормативы 0,0547 - 0,0671 Гкал/куб.м. Нормативы, рассчитанные исходя из продолжительности отопительного периода 2016-2017 гг. могли применяться только с 01.07.2017, так как данные по продолжительности известны стали только в мае 2017 года.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными доводами.
Согласно пояснениям ГКТ РБ по тарифам (отзыв от 15.05.2019) при применении в формуле 23.1 приложения N 1 к Правилам N 306 данных, предоставленных ресурсоснабжаюшей организацией, и сведений о продолжительности отопительного периода, соответствующая величина расхода тепловой энергии для домов с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками составила 0,0627 Гкал/куб. м (без полотенцесушителей) и 0,0677 Гкал/куб. м (с полотенцесушителями).
Таким образом, именно эти величины применялись (учитывались) ГКТ РБ при расчете тарифов на горячее водоснабжение с декабря 2015 года по июнь 2017 года, а не нормативы 0,0547 - 0,0671 Гкал/куб.м.
Определение экономически обоснованной цены услуг (тарифа), в том числе отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по установленным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в действующем периоде регулирования.
Спорный показатель рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации и учтен при формировании тарифов.
Подателем жалобы не доказано наличие достаточных оснований для определения показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, предложенным им расчетным путем с применением показателей, отличных от используемых регулирующим органом в рамках деятельности по тарификации.
Апелляционный суд также отмечает, что правомерность применения в указанный период обществом "БашРТС" удельной величины тепловой энергии в объеме: 0,0627 Гкал/куб. м (без полотенцесушителей) и 0,0677 Гкал/куб. м (с полотенцесушителями) для домов с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками подтверждена судебными актами арбитражных судов по делам N А07-25043/2016, N А07-16546/2016, N A07-10315/2015, N А07-1562/2018.
С 01.07.2017 ГКТ РБ утвердил нормативы тепловой энергии на подогрев в соответствии с Постановлением ГКТ РБ от 29.09.2016 N 121 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан".
Согласно приложению к постановлению ГКТ РБ от 29.09.2016 N 121 с 01.07.2017 нормативы утверждены в следующем объеме:
Система горячего водоснабжения |
Единица измерения |
с наружной сетью горячего водоснабжения |
без наружной сети горячего водоснабжения |
|
С изолированными стояками |
||
с полотенцесушителями |
Гкал на 1 куб. метр |
0,0626 |
0,0601 |
без полотенцесушителей |
Гкал на 1 куб. метр |
0,0576 |
0,0551 |
|
С неизолированными стояками |
||
с полотенцесушителями |
Гкал на 1 куб. метр |
0,0676 |
0,0651 |
без полотенцесушителей |
Гкал на 1 куб. метр |
0,0626 |
0,0601 |
Данные нормативы не были отменены или признаны недействующими.
В спорный период с июля 2017 года по март 2019 года обществом "Баш РТС" применены нормативы в объеме 0,0626 Гкал/куб.м для МКД без полотенцесушителей с наружной сетью горячего водоснаожения и неизолированными стояками и 0,0676 Гкал/куб. м для МКД с полотенцесушителями с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками согласно Постановлению ГКТ РБ от 29.09.2016 N 121.
В период с мая 2018 года по март 2019 года применены нормативы в объеме 0,0651 для МКД с полотенцесушителями без наружной сети горячего водоснабжения и неизолированными стояками и 0,0601 Гкал/куб. м для МКД без полотенцесушителей без наружной сети горячего водоснабжения и неизолированными стояками.
Истец в апелляционной жалобе также указывает, что в спорной ситуации должны применяться нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению без наружной сети горячего водоснабжения в размере 0,0547 - 0,0651 Гкал на 1 куб. метр, так как наружные сети горячего водоснабжения не находятся на балансе общества "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ". Одновременно данные нормативы должны быть дифференцированы в зависимости от наличия (отсутствия) изолированных стояков внутренней системы горячего водоснабжения.
Вышеуказанные доводы рассмотрены апелляционным судом и признаны подлежащими отклонению.
Согласно письму ГКТ РБ по тарифам от 05.07.2019 N 04-1144-2019 система горячего водоснабжения с наружной сетью это централизованная система горячего водоснабжения (открытая/закрытая), а система горячего водоснабжения без наружной сети это нецентрализованная система горячего водоснабжения.
Согласно пункту 4 письма Минстроя России от 17.05.2019 N 17954-00/06, по вопросу отнесения многоквартирных домов к категории "с наружной сетью горячего водоснабжения" и "без наружной сети горячего водоснабжения" указано: понятие наружной и без наружной системы горячего водоснабжения законодательством Российской Федерации не установлено. Система горячего водоснабжения с наружной сетью это централизованная система горячего водоснабжения, а система горячего водоснабжения без наружной сети это нецентрализованная система горячего водоснабжения.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", а также Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 121 (ред. от 14.06.2017) "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" не содержат условий о разграничении органом исполнительной власти нормативов расхода тепловой энергии для системы горячего водоснабжения в зависимости от балансовой принадлежности тех или иных сетей или сооружений.
Таким образом, судом первой инстанции верно отмечено, что разграничение нормативов расхода тепловой энергии для системы горячего водоснабжения с наружными (по отношению к зданию) сетями горячего водоснабжения и системы горячего водоснабжения без наружной сети не поставлено в зависимость от балансовой принадлежности тех или иных сетей или сооружений, а определено в зависимости от места приготовления горячей воды - внутри самого здания (система индивидуальных тепловых пунктов (нецентрализованная система), или за его пределами (централизованная система горячего водоснабжения).
Понятия централизованная и нецентрализованная система горячего водоснабжения определены в Законе N 416-ФЗ: централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения); нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В рамках заключенного между сторонами договора горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 450999/ГВС ресурсоснабжающая организация поставила на объекты управляющей компании горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения.
Учитывая, что ресурсоснабжающая организация поставляла горячую воду из централизованных систем горячего водоснабжения, а также учитывая положения Постановления ГКТ РБ от 29.09.2016 N 121, в рамках спорного периода подлежат применению нормативы потребления с наружной сетью горячего водоснабжения.
Доводы истца о необходимости дифференцированного применения нормативов потребления в зависимости от наличия (отсутствия) изолированных стояков внутренней системы горячего водоснабжения, по причине проведения управляющей компанией капитального ремонта внутренней системы горячего водоснабжения с заменой металлических труб на полипропиленовые, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Согласно пункту 3 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.05.2019 N 17954-00/06 - по вопросу отнесения полипропиленовых труб в системе горячего водоснабжения к категории трубопроводов с изолированными стояками указано следующее: к категории трубопроводов с изолированными стояками относятся только те трубопроводы, в отношении которых выполнены мероприятия по теплоизоляции и минимизации тепловых потерь. При оценке категорий трубопроводов на предмет изолированности необходимо руководствоваться положениями СП 61.13330.2012 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003.
Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" указано, что для снижения теплопотерь стояки систем горячего водоснабжения подлежат изоляции эффективным теплоизоляционным материалом.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", а также Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 121 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан" не содержат условий о дифференциации нормативов потребления в зависимости от того, из какого материала изготовлены стояки систем горячего водоснабжения.
Материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств проведения управляющей компанией каких-либо мероприятий по изоляции полипропиленовых стояков систем горячего водоснабжения. Ссылка истца на представленные в деле проектные решения отклоняется апелляционным судом, поскольку доказательств фактического проведения работ по изоляции стояков обществом "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ" не представлено.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно заключил, что в спорный период с июля 2017 года по март 2019 года подлежали применению нормативы потребления в соответствии с Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 121 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан" в объеме: 0,0626 Гкал/куб.м для МКД без полотенцесушителей с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками и 0,0676 Гкал/куб. м для МКД с полотенцесушителями с наружной сетью горячего водоснабжения и неизолированными стояками, а не 0,0551 - 0,0651 Гкал на 1 куб. метр, как указано истцом. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Данные выводы соответствуют представленным в материалы дела письменным пояснениям ГКТ РБ.
C учетом изложенного основания для перерасчета поставленной истцу горячей воды в сторону корректировки (уменьшения) объемов, и, соответственно, для удовлетворения заявленных требований общества "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа РБ", у суда первой инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.09.2019 по делу N А07-1449/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1449/2019
Истец: АО "УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ"
Ответчик: ООО "БАШ РТС"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТАРИФАМ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ