город Воронеж |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А48-11002/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Орловской области: Долецкая Е.В. - представитель по доверенности N 54-14-27/20-27 от 14.01.2024, сроком действия до 31.12.2024, предъявлен паспорт;
от НО "РФКР": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" и Управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2023 по делу N А48-11002/2022, рассмотренному по заявлению по заявлению Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (ИНН 5751041000, ОГРН 1135700000556) о признании недействительными представления Управления Федерального казначейства по Орловской области (ОГРН 1025700764320, ИНН 5751015786) от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4154 и предписания от 09.11.2022 N 54-14- 34/24-4152,
третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливноэнергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (ОГРН 1215700002451, ИНН 5753075692),
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее - НО "РФКР", Фонд) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области, Управление) от 09.11.2022 N 54-14- 34/24-4154.
Дело рассматривается при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее -Департамент).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2023 заявленные требования удовлетворены в части.
Представление Управления Федерального казначейства по Орловской области от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4154 в части пунктов 1, 3, 5, 10, 11 и предписание Управления Федерального казначейства по Орловской области от 09.11.2022 N54- 14-34/24-4152 в части требования возместить на общий счет регионального оператора денежные средства в сумме 180 682 руб. признано недействительным. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" и Управления Федерального казначейства по Орловской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
НО "РФКР" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными п. 4, 7 оспариваемого предписания, а также в части требований возместить на общий счет регионального оператора денежные средства в сумме 22 564 руб.
Указывает, что на момент проведения проверки Постановление Правительства Орловской области от 22.10.2014 N 321 утратило силу, следовательно, проведение работ по установку приборов учета потребления электроэнергии, региональный оператор не нарушил законодательство, приняв и оплатив работы по установке приборов учета потребления электрической энергии.
УФК по Орловской области в апелляционной жалобе просит отменить в части признания недействительными предписания в части пунктов 1, 3, 5, 10,11, а также в части требований возмещения на общий счет регионального оператора денежные средства в размере 180 682 руб.
Указывает, что запланированный в 2021 году объем средств на капитальный ремонт МКД превышал объем средств, который региональный оператор вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта в 2021 году. Кроме того, ссылаются на не проведение мероприятий по предотвращению увеличения размера невозвратной задолженности.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу НО "РФКР", поступивший от УФК по Орловской области.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
В судебном заседании представитель УФК по Орловской области поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Против доводов апелляционной жалобы НО "РФКР" возражал.
НО "РФКР", Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
УФК по Орловской области в соответствии с приказом от 01.09.2022 N 318 в период с 05.09.2022 по 14.10.2022 в отношении НО "РФКР" (региональный оператор) проведена плановая проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2021 году.
14.10.2022 по результатам проверки был составлен акт выездной проверки в отношении НО "РФКР".
09.11.2022 УФК по Орловской области вынесено НО "РФКР" представление N 54-14-34/24-4154, из которого следует, что в ходе проверки выявлены, наряду с прочими, нарушения, которые заявитель оспаривает:
1. В нарушение статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 18 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области", по состоянию на 01.01.2021 НО "РФКР" не соблюдено требование к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора на сумму 394 016 289,39 руб.;
3. В нарушение пункта 13 раздела 9 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" региональным оператором в 2021 году сведения об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в рамках исполнения региональной программы капитального ремонта, краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещались;
4. В нарушение части 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации региональным оператором нарушены условия, установленные Порядком проведения и условий отбора российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.10.2014 N 321, и извещением о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в части изменения размера процентной ставки, начисляемой на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора, которая являлась критерием отбора в соответствии с Порядком N 321 и извещением о проведении конкурса от 30.10.2014, а также существенным условием договора банковского счета N 40703810647000000012 от 31.12.2014, заключенного по результатам проведенного конкурса, что привело к недополучению дохода фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора в сумме 36 122 291,56 руб.;
5. В нарушение частей 1 - 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации региональным оператором в 2021 году без решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в 2021 году проведен капитальный ремонт в трех многоквартирных домах на общую сумму 4 569 975,45 руб., в том числе:
1) капитальный ремонт двух многоквартирных домов в части оценки их технического состояния на общую сумму 62 191,45 руб. в 2021 году, расположенных по адресам:
- г. Ливны, ул. Орджоникидзе, д. 41 по договору от 27.04.2021 N ОЗЗ-ПСД/КР/2021 в части оценки технического состояния многоквартирного дома на сумму 35 302,89 руб.;
- г. Ливны, ул. Поликарпова, д. 5 по договору от 27.04.2021 N ОЗЗ-ПСД/КР/2021 в части оценки технического состояния многоквартирного дома на сумму 26 888,56 руб.;
2) капитальный ремонт крыш и осуществление строительного контроля в одном многоквартирном доме в 2021 году, расположенном по адресу: - г. Орел, ул. Привокзальная, д. 28 по договору от 02.08.2021 N 250-К/2021 на сумму 4 507 279 руб., по договору от 13.08.2021 N 251-СК-К/2021 на сумму 505 руб.;
6. В нарушение пункта 234 Положения о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, региональным оператором не размещена в Единой информационной системе в сфере закупок исчерпывающая информация по 7 заключенным договорам на проведение капитального ремонта, сведения об их изменении, исполнении, включая сведения о ведении претензионной и судебной работы;
7. В нарушение части 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации региональным оператором при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов приняты и оплачены работы по установке приборов учета потребления электрической энергии на общую сумму 22 564 руб. по адресам: г. Орел, ул. Федотовой, д. 13 на сумму 7 782 руб.; г. Орел, ул. Плещеевская, д. 22 на сумму 14 782 руб.;
10. В нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках исполнения краткосрочного плана 2021 года за собственниками помещений 47-ми многоквартирных домов сложилась задолженность перед собственниками помещений в иных многоквартирных домах, которая не может быть возвращена за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате указанными собственниками, до конца реализации Областной программы капитального ремонта в сумме 70 055 912,03 руб.;
11. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Таблицы 2.3 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пунктом 6 раздела "Б" Приложения N 4 и Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, региональным оператором определена стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по адресам: г. Орел, ул. Герцена, д. 9 и г. Орел, Карачевское шоссе, д. 3 с включением в стоимость работ по капитальному ремонту фасада стоимости работ по устройству отмостки, которые относятся к текущему ремонту. Стоимость работ по ремонту отмостки, включенная в состав работ по капитальному ремонту фасадов указанных объектов исследования, составила 62 569 руб. и 202 312 руб. соответственно (из них принято к оплате согласно акту КС-2 от 04.10.2021 N 02 в сумме 31 144 руб. по объекту исследования 1 (г. Орел, ул. Герцена, д. 9) и акту КС-2 от 16.07.2021 N 02-01-02 в сумме 149 538 руб. по объекту исследования 3 (г. Орел, Карачевское шоссе, д. 3).
В соответствии с представлением от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4154 Управление требует от Фонда:
1. По нарушению N 4 провести конкурс по отбору российских кредитных организаций для открытия счета регионального оператора, на котором формируется фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, и заключить договор об открытии счета регионального оператора в течение 90 дней со дня получения представления;
2. По нарушению N 6 разместить в Единой информационной системе в сфере закупок исчерпывающую информацию по договорам от 20.04.2021 N 022-КФ/2020, от 07.05.2021 N066- К/2021, от 27.05.2021 N 117-К/2021, от 01.06.2021 N 139-К/2021, от 01.06.2021 N 147-КФ/2021, от 01.06.2021 N 143-ПСД/КР/2021, от 09.08.2021 N 258-К/2021 на проведение капитального ремонта, сведения об их изменении, исполнении, включая сведения о ведении претензионной и судебной работы, в течение 30 дней со дня получения представления;
3. По нарушениям N N 1 - 14 принять меры по устранению причин и условий нарушений в течение 30 дней со дня получения представления
Не согласившись с пунктами 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11 представления, а также с предписанием, НО "РФКР" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в функции Фонда входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) Фонда.
В силу статьи 182 ЖК региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде (пункт 2 статьи 185 ЖК).
В соответствии со ст. 168 ЖК РФ краткосрочные планы утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта формируются исходя из принципов: использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году; необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" (далее - Закон N1498-ОЗ) объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется как сумма остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде, и доли в размере 95 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.
Постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 N 480 "Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в 2021 - 2023 годах", Постановлением Правительства Орловской области от 25.05.2021 N 289 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года N 480", Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2021 N 813 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 23 августа 2019 года N 480" объем финансирования краткосрочного плана на период 2021 год установлен в размере 387 441 150,73 руб.
Исходя из акта проверки УФК по Орловской области от 14.10.2022, следует, что в соответствии с данными бухгалтерского учета и абонентской службы регионального оператора остаток средств собственников на расчетных счетах по состоянию на 01.01.2021 составлял 952 147 314,50 руб., в 2021 году поступили взносы на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах в сумме 679 105 469,59 руб.
Таким образом, объем средств, который региональный оператор был вправе израсходовать на финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2021 году составил 1 597 279 510,61 руб.
Указанный объем средств превышает объем финансирования краткосрочного плана на период 2021 год, установленный Постановлением N 813 в размере 387 441 150,73 руб.
Таким образом, п. 1 представления УФК по Орловской области от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4154 следует признать недействительным, поскольку, при проведении проверки финансовая устойчивость регионального оператора соответствовала нормам установленным ст. 185 ЖК РФ, ч. 1 ст. 18 Закона N 1498-О3.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции по пункту 3 представления УФК по Орловской области о нарушении пункта 13 раздела 9 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Из материалов дела следует, что письмами от 22.10.2018 N 2423, от 17.03.2021 N 699, от 08.06.2022 N 1846 региональный оператор обращался Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области с целью предоставления информации по актуализации краткосрочных планов с указанием предельной стоимости в отношении каждого вида работы (услуги) и произвести загрузку необходимых сведений в "ГИС ЖКХ".
Письмом Департамента от 22.10.2021 N 15097 региональным оператором получен отказ в предоставлении указанной информации.
Таким образом, информацию о краткосрочных планах капитального ремонта в рамках существующих полномочий, алгоритмов и ограничений в системе НО "РФКР" не могла быть размещена по независящим от него причинам.
Пунктом 4 представления Управления вменено, что в нарушение части 8 статьи 448 ГК РФ региональным оператором нарушены условия, установленные Порядком проведения и условий отбора российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.10.2014 N 321, и извещением о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в части изменения размера процентной ставки, начисляемой на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора, которая являлась критерием отбора в соответствии с Порядком N 321 и извещением о проведении конкурса от 30.10.2014, а также существенным условием договора банковского счета N40703810647000000012 от 31.12.2014, заключенного по результатам проведенного конкурса, что привело к недополучению дохода фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора, в сумме 36 122 291,56 руб.
Исходя из положений ст.ст. 447, 448 ГК РФ следует, что условия договора заключенного по результатам торгов, могут быть изменены сторонами, в случае если изменения не влияют на существенные условия договора.
Частью 3 ст. 180 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора банковского счета от 31.12.2014) региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 ЖК РФ, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На момент проведения конкурса действовал утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 22.10.2014 N 321 Порядок проведения и условий отбора российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области (далее - Порядок N321).
В соответствии с Порядок N 321 одним из критериев оценки участников конкурсного отбора являлась процентная ставка, начисляемая на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора.
На территории Орловской области победителем конкурса было признано Орловское отделение N 8595 ОАО "Сбербанк России" с процентной ставкой на среднедневные остатки денежных средств по счету/счетам, специальным счетам регионального оператора, в размере 7% (протокол от 17.12.2014).
31.12.2014 между НО "РФКР" и Орловским отделением N 8595 ОАО "Сбербанк России" был заключен договор банковского счета N 40703810647000000012. В соответствии с приложением N 16 к договору банковского счета размер процентной ставки на остатки денежных средств на счете был установлен в размере 7% годовых.
Однако, соглашением N 1 о начислении процентов на остатки денежных средств на счете по договорам специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта от 30.12.2020 процентная ставка на остаток средств на счете была изменена и составляла в проверяемом периоде 3,25% годовых.
В связи со снижением процентной ставки на остаток средств на счете доход фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора, также, снизился.
Исходя из разъяснений, изложенных в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" суда апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что внесенные в договор изменения имеют существенное значение. Уменьшение процентной ставки на остаток средств на счете привело к недополучению доходов фонда капитального ремонта, формируемого на общем счете регионального оператора.
Кроме того, постановлением временно исполняющего обязанности руководителя УФК по Орловской области Гридяева С.П. от 14.06.2022 N 24-09/05-2022, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 27.12.2022, исполняющий обязанности директора НО "РФКР" Слизовский В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за невыполнение представления Управления от 14.12.2021 N 54-14-35/24- 5445 с аналогичным нарушением, допущенным Фондом в 2020 году.
В представлении Управления от 14.12.2021 N 54-14-35/24-5445 указано, что УФК по Орловской области в отношении НО "РФКР" проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019 - 2020 годах.
В ходе данной проверки было выявлено в частности, что в нарушение ч. 8 ст. 448 ГК РФ, п. 5.2 договора банковского счета от 31.12.2014 N 40703810647000000012 не соблюдены условия, установленные Порядком N 321, и извещением о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счета, счетов регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области в части изменения размера процентной ставки, начисляемой на среднедневные остатки денежных средств.
Указанное решение Железнодорожного районного суда города Орла было оставлено без изменения судом кассационной инстанции.
Из материалов дела, также следует, что заявитель оспаривает п. 5 представления УФК по Орловской области от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4154, в котором указано, что в нарушение частей 1 - 5 статьи 189 РК РФ региональным оператором в 2021 году без решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в 2021 году проведен капитальный ремонт в трех многоквартирных домах на общую сумму 4 569 975,45 руб.
Как следует из положений Постановления Правительства Орловской области от 23.08.2019 N 480 "Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2013 N482 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Порядка N 96, решения собственников являются основанием для актуализации региональной программы, а также утвержденных с целью ее исполнения краткосрочных планов, разрабатываемых Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области и утверждаемых Правительством Орловской области.
Следовательно, требование заявителя о признании недействительным п. 5 представления от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4154 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки НО "РФКР" представила Управлению претензии от 15.10.2021 N 842/01-14 об уплате неустойки (пени) по договору N143-ПСД/КР/2021 от 01.06.2021 в сумме 8 061,12 руб.; от 14.12.2021 N 895/01-14 об уплате неустойки по договору N 147-КФ/2021 от 01.06.2021 в сумме 13 756 руб.; от 11.11.2021 N855/01-14 об уплате штрафа по договору N 066-К/2021 от 07.05.2021 в сумме 100 000 руб.; от 22.11.2021 N 858/01-14 об уплате неустойки (пени) по договору N 139-К/2021 от 01.06.2021 в сумме 28 271 руб.; от 29.12.2021 N 908/01-14П об уплате неустойки (пени) по договору N 117- К/2021 от 27.05.2021 в сумме 74 302,27 руб., направленные в адреса подрядчиков, однако данная информация не размещена в ЕИС.
Дополнительное соглашение N 1 от 17.12.2021 к договору от 09.08.2021 N 285-К/2020 и дополнительное соглашение N 1 от 24.12.2021 к договору от 20.04.2021 N 022- КФ/2020 размещены 10.11.2022.
Таким образом, нарушение, отраженное в пункте 6 оспариваемого представления - региональным оператором не размещена в ЕИС в сфере закупок исчерпывающая информация по 7-ми заключенным договорам на проведение капитального ремонта, сведения об их изменении, исполнении, включая сведения о ведении претензионной и судебной работы, заявитель настаивает на отсутствие нарушения по указанному пункту в связи с тем, что договоры, указанные в нарушении, исполнены и претензионная работа не ведется, вся информация в Единой информационной системе размещена в полном объеме, не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции, с учетом положений ст. 166 ЖК РФ, Закона N 1498-ОЗ, правомерно отказано в признании недействительным пункта 7 представления, поскольку Управлением при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов производилась установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления электрической энергии и узлов управления и регулирования потребления электрической энергии на общую сумму 22 564 руб., а именно: - договор от 23.10.2020 N 341-КР/2020 (КС-2 от 28.06.2021), установка по адресу: г. Орел, ул. Федотовой, д. 13 на сумму 7 782 руб.; - договор от 18.12.2020 N 364-КР/2021 (КС-2 от 30.06.2021), установка по адресу: г. Орел, ул. Плещеевская, д. 22 на сумму 14 782 руб.
В п.10 представления указано, что нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках исполнения краткосрочного плана 2021 года за собственниками помещений 47-ми многоквартирных домов образовалась задолженность перед собственниками помещений в иных многоквартирных домах, которая не может быть возвращена за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате указанными собственниками, до конца реализации Областной программы капитального ремонта в сумме 70 055 912,03 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда облачит, что исходя из положений ст. ст. 166, 168, 170, 174, 179, 180 ЖК РФ, разъяснений данных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" следует, что региональный оператор не наделен полномочиями по отказу в финансировании капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, включенного в региональную программу, в связи невозможностью собственниками таких домов обеспечить возвратность средств в период действия региональной программы (до 2044 года). Таким образом, действие регионального оператора не противоречат в данной части действующему законодательству.
Кроме того, в оспариваемом представлении УФК по Орловской области (п. 11) указано на нарушения, касающиеся заключения договоров на проведение капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов, в состав работ которых включены виды работ по ремонту отмостки, которые, по мнению УФК, не подлежат оплате за счет средств фона капитального ремонта, а являются работами, осуществляющимися в рамках текущего ремонта.
Таким образом, требование заявителя в данной части являются обоснованным.
Выводы УФК не основаны на мнении специалистов в области строительства.
Кроме того, в материалами дела были представлены акты о приемке выполненных работ по капитальному ремонту МКД, расположенных по адресам: Орловская область, г. Орел, ул. Герцена, д. 9 и Орловская область, г. Орел, Карачевское шоссе, д. 3.
Указанные работы были запланированы, фактически произведены работы по разборке покрытий оснований цементно-бетонных, асфальтобетонных с помощью молотков отбойных, устройству подстилающих слоев щебеночных, песчаных, бетонных, устройству асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см.
Также из актов о приемке выполненных работ, следует, что при ремонте фасада зданий были выполнены следующие работы в отношении отмосток: разборка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м. без креплений с откосами; устройство подстилающих и выравнивающих слоев щебеночных, песчаных, бетонных; установка бортовых камней бетонных; устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см.; армирование подстилающих слоев и набетонок; устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см.
Таким образом, в рассматриваемом случае были проведены работы по полной замене всей конструкции (разборка с помощью отбойных молотков и устройство новых покрытий), а не по устранению её отдельных недостатков, что в любом случае квалифицируется как работы по капитальном ремонту (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, п.п. 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р), ГОСТ Р 51929-2014).
Следовательно, в рассматриваемом случае работы правомерно были профинансированы за счет средств региональной программы капитального ремонта субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования НО "РФКР" в части признания недействительными пунктов 1, 3, 5, 10, 11 представления УФК по Орловской области от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4154, а также предписания от 09.11.2022 N 54-14-34/24-4152 в части требования возместить на общий счет регионального оператора денежные средства в сумме 180 682 руб.
Нарушения, изложенные в представлении, не привели к негативным последствия для государства и общества, в связи с чем указанные нарушения имеющим формальный характер, и не влекут финансовых нарушений.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 22.12.2023 по делу N А48-11002/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (ИНН 5751041000, ОГРН 1135700000556) справку на возврат из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, уплаченной по платежному поручению N 6673 от 21.12.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-11002/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ