г. Москва |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А40-222093/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Гармаева Б.П., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ананиевым Х.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2024 года
по делу N А40-222093/23, принятое судьей Н.В. Нечипоренко,
по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым
"Крымтеплокоммунэнерго" (ИНН: 9102028499, ОГРН: 1149102047962)
к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН: 5047041033, ОГРН: 1035009568736)
о взыскании долга и пени
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика представитель не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 27 950, 95 руб. задолженности за период с 22.01.2021 по 23.07.2023 и 4 725,97 руб. пени за просрочку платежа за тепловую энергию, поставленную через присоединенную сеть в незаселенные жилые помещения, расположенные в гор. Феодосия, ссылаясь на статьи 309,310,544 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.153,155 Жилищного кодекса РФ, с учетом письменного уточнения периода начисления задолженности в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 31 января 2024 года исковые требования удовлетворены полностью; с ответчика в пользу истца взыскано 27 950, 95 руб. долга и 4 725,97 руб. пени.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции сделал вывод, что право оперативного управления спорными нежилыми помещения ответчика наступило с момента утверждения акта приема-передачи с 01.02.2021, положениями статей 296,298 ГК РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества; собственник, передав имущество во владение на ограниченном вещном праве, возлагает на получателя и обязанности по его содержанию.
Ответчик не согласился с решением суда и обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на то, что судом не принят во внимание факт, что право оперативного управления возникает только с момента его государственной регистрации в соответствующем реестре, а сведения о регистрации права в ЕГРН недвижимости были внесены 16.02.2021 года.
Представленные ответчиком контррасчет с суммой долга 25372 руб. 82 коп. (с момента подписания акта приема-передачи) и 24970, 28 руб. (с момента государственной регистрации) приобщены к материалам дела.
Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил, его представитель в судебное заседание не явился.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие не явившегося представителя истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, по правилам, предусмотренным ч.3 ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" (истец) является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии, осуществляет поставку тепловой энергии в г. Феодосия на объекты федеральной собственности, закрепленные на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" (ответчик), а именно: незаселенные жилые помещения, находящееся по адресу:
- г. Феодосия, ул. Калинина, д. 31, квартира N 506 площадью 36,4 кв. м;
- г. Феодосия, ул. Калинина, д. 31, квартира N 503 площадью 38,2 кв.м.
Истец через присоединенную сеть поставляет тепловую энергию в виде горячей воды для отопления жилых помещений за плату согласно действующим тарифам, а ответчик ежемесячно должен оплачивать принятую тепловую энергию.
14.04.2015 Советом Министров Республики Крым принято распоряжение N 336- р/6дсп о передаче из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность недвижимого имущества, в том числе спорных квартир.
Согласно пункту 3 распоряжения право собственности возникает с даты акта приема-передачи имущества. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, согласно которому передача в федеральную собственность имущества Республики Крым, необходимого для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, имеет исключения.
Согласно приказу Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации N 295 от 18.03.2020, а также приказу ДИО МО РФ от 26.11.2020 N 2741 и акту приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от 01.02.2021 спорные помещения в г. Феодосия закреплены в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, право оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации наступило с момента даты приема-передачи объектов - с 01.02.2021года.
Письма Истца в адрес Ответчика о заключении договора теплоснабжения на спорные жилые помещения ответчиком не исполнены.
Согласно расчету задолженность ответчика за тепловую энергию составляет по кв.503 и кв. 506 соответственно:
-счет б/н от 25.07.2023 на сумму 2786,51 руб. долг и 67,30 руб. пени за период с 01.02.2023 по 31.03.2023;
- счет б/н от 26.07.2023 на сумму 25164,44 долг и 4658,67 руб. за период с 22.01.2021 по 23.07.2023.
26 июля 2023 года в адрес ответчика истцом была направлена претензия, счета на оплату с расчетом задолженности и пеней, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку в установленный законом срок ответчик задолженность за поставленную тепловую энергию не уплатил, истец и обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и неустойки.
Проверив материалы дела, выслушав мнения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда в части задолженности по кв.506 подлежит изменению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ), а исковые требования - частичному удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу ч.ч. 1,2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Согласно п.2 ст.13, п.1 ст.15 ФЗ от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении" потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам).
От заключения договора на теплоснабжение ответчик отказался.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 по делу N 303-ЭС16-14807 и от 01.03.2017 N 303-ЭС 16-15619, ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением. Поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующем законодательством, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике помещения.
На основании п.9 ст.2 Закона о теплоснабжении, лицо, приобретающее тепловую энергию для теплоснабжения, принадлежащего ему на праве оперативного управления недвижимого имущества, обязано оплачивать потребленную тепловую энергию. Наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальными проектами данных многоквартирных домов, поэтому предоставление услуги по отоплению является обязательным условием содержания такого дома.
В соответствии с пунктами 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
Согласно п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст.ст. 153, 155 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188- ФЗ собственник нежилого помещения обязан ежемесячно до 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем, вносить плату за коммунальные услуги (централизованное отопление). Начисление платы за отопительные периоды произведены на основании п.42.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с ч.14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
При таких условиях суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обязанности ответчика производить оплату потребленной через присоединенную сеть тепловой энергии с момента приема-передачи ответчику объектов недвижимости во владение и пользование на праве оперативного управления.
Сделав вывод о переходе обязанности ответчика по оплате оказанных услуг по кв.506 с 01.02.2021 года, суд первой инстанции, между тем, удовлетворил требования истца, которые включают в себя плату за январь 2021 года в размере 2108,70 руб. и пени, начисленные на указанную сумму долга.
Исходя из расчета задолженности по кв.506, приведенного истцом (л.д.8), принимая во внимание обязанность ответчика оплачивать потребленную тепловую энергию с 01.02.2021, с даты приема-передачи объекта во владение и пользование, с ответчика в пользу истца за период с 01.02.2021 по 23.07.2023 подлежит взысканию 23055 руб. 74 коп. долга и 4377 руб. 01 коп. пени.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части признаются апелляционным судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В остальной части решение суда законно и обоснованно, долг за тепловую энергию за период с 01.02.2023 по 31.03.2023 по кв. 503 составляет 2786 руб. 51 коп., пени 67 руб. 30 коп. и правомерно взыскан судом в принудительном порядке с ответчика.
По правилам ч.1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на ответчика, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-268, п.2 ст.269, п.3 ч.1 ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2024 года по делу N А40-222093/23 изменить.
Взыскать с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 5047041033, ОГРН: 1035009568736) в пользу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (ИНН: 9102028499, ОГРН: 1149102047962) 25842 руб. 25 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию, 4 444 руб. 31 коп. пени, а также 1860 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В остальной части в иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-222093/2023
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ