г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А42-5351/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Глазкова Е.Г., Баженовой Ю.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26667/2019) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.07.2019 по делу N А42-5351/2019 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по иску ООО "Тепловодоканал"
к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом
3-и лица: Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия; Администрация Ковдорского района Мурманской области; Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, Главное Управление МЧС по Мурманской области
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ответчик) о взыскании задолженности по бездоговорному потреблению тепловой энергии объектами (сооружениями) гражданской обороны - противорадиационными укрытиями за период с апреля 2018 года по март 2019 года на общую сумму 7 271 939,51 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия; Администрация Ковдорского района Мурманской области; Комитет по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, Главное Управление МЧС по Мурманской области.
Решением от 19.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить, ссылаясь на недоказанность факта нахождения помещений противорадиационных убежищ (далее - ПРУ), расположенных в жилых многоквартирных домах г. Ковдор Мурманской области в собственности Российской Федерации. В реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, объекты недвижимости: защитные сооружения гражданской обороны, расположенные в подвалах многоквартирных домов на территории г. Ковдора Мурманской области, не учитываются. Со ссылкой на положения статей 7, 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", подпунктом 45 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования Ковдорский район, принятый решением Ковдорского районного Совета депутатов от 30.05.2005 N 48, а также Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 (в редакции постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 737), предусматривающих возложение полномочий по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях, податель жалобы считает, что ввиду доказательств отсутствия организаций, осуществляющих эксплуатацию данных объектов, доказательств возложения на федеральные органы исполнительной власти обязанности по их содержанию, основания взыскания стоимости коммунальных услуг по отоплению ПРУ к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, отсутствуют.
Главное Управление МЧС по Мурманской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на то, что по правилам пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в разделе III приложения N 1 к данному Постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 ГК РФ). Согласно пункту 1 Положения о Федеральном Агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Одновременно Главное Управление МЧС по Мурманской области просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
От истца поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя истца.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, апелляционный суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверена апелляционным судом в пределах доводов жалобы. При этом, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении многоквартирных домов: N N 3/1, 3/2, 5/1, 5/2 по улице Баштыркова, N 6 по улице Горняков, N 24 по улице Кирова, NN 10/3, 13/1, 17/1, 26, 28 по улице Комсомольская, N 9 по улице Сухачёва, N 1 по улице Строителей, NN 4/1, 4/2, 4/3 по улице Слюдяная, NN 18 по улице Ленина, NN 6/1, 19, 21, 24 по улице Кошица, N 13 по улице Коновалова города Ковдора Мурманской области истец в заявленный общий период: апрель - ноябрь 2018, январь - март 2019 года предоставлял коммунальные услуги по теплоснабжению.
По мнению истца, в подвалах перечисленных многоквартирных домов размещены объекты гражданской обороны в виде противорадиационных укрытий, а именно:
- площадью 1 129 кв.м в доме N 3/1 по улице Баштыркова;
- площадью 1 089 кв.м в доме N 3/2 по улице Баштыркова;
- площадью 625 кв.м в доме N 5/1 по улице Баштыркова;
- площадью 348 кв.м в доме N 5/2 по улице Баштыркова;
- площадью 780 кв.м в доме N 6 по улице Горняков;
- площадью 212,5 кв.м в доме N 24 по улице Кирова;
- площадью 368 кв.м в доме N 10/3 по улице Комсомольская;
- площадью 621 кв.м в доме N 13/1 по улице Комсомольская;
- площадью 828 кв.м в доме N 17/1 по улице Комсомольская;
- площадью 334,7 кв.м в доме N 26 по улице Комсомольская;
- площадью 815 кв.м в доме N 28 по улице Комсомольская;
- площадью 254,3 кв.м в доме N 9 по улице Сухачёва;
- площадью 631,3 кв.м в доме N 1 по улице Строителей;
- площадью 871 кв.м в доме N 4/1 по улице Слюдяная;
- площадью 913,5 кв.м в доме N 4/2 по улице Слюдяная;
- площадью 712 кв.м в доме N 4/3 по улице Слюдяная;
- площадью 512 кв.м в доме N 13а по улице Ленина;
- площадью 254,3 кв.м в доме N 18 по улице Ленина;
- площадью 1 201 кв.м в доме N 6/1 по улице Кошица;
- площадью 567,3 кв.м в доме N 19 по улице Кошица;
- площадью 301 кв.м в доме N 21 по улице Кошица;
- площадью 1 110 кв.м в доме N 24 по улице Кошица;
- площадью 1 430 кв.м в доме N 13 по улице Коновалова, которые являются федеральным имуществом.
В связи с тем, что ответчик как собственник рассматриваемых нежилых помещений названных домов не вносил плату за потреблённые этими домами коммунальные услуги по теплоснабжению в общей сумме 7 271 939,51 руб., это послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд после направления оставленной без удовлетворения претензии.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник жилых или нежилых помещений обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества дома.
Пунктом 2 порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309) установлено, что к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В пункте 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) установлено, что объекты государственной собственности, указанные в разделе III приложения N 1 к названному постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. На основании пункта 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность (пункт 3 Постановления N 3020-1).
Таким образом, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Как установлено судом первой инстанции, право собственности на спорные объекты закреплено за Российской Федерацией.
Поскольку в спорный период истец поставлял тепловую энергию в указанные помещения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ответчик, являясь собственником жилых и/или нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязано нести расходы на содержание принадлежащего ему и общего имущества дома.
Довод жалобы о том, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является надлежащим ответчиком по настоящему делу безоснователен
В соответствии с приложением 1 к Постановлению N 3020-1 к исключительной собственности Российской Федерации относятся все объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктами 4, 5.47 Положения N 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе выполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на него функций.
На основании пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы жалобы по существу спора ответчиком не заявлены.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, обжалуемое решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.07.2019 по делу N А42-5351/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5351/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОВДОРСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Главное Управление МЧС по Мурманской области, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ КОВДОРСКОГО РАЙОНА, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ