г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А26-4131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Субботиной М.А.
при участии:
от истца: представитель Дмитриева К.Г. по доверенности от 31.10.2018
от ответчика: представитель не явился, уведомлен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27733/2019) Администрации Олонецкого национального муниципального района
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.07.2019 по делу N А26-4131/2019 (судья Михайлова А.В.), принятое
по исковому заявлению ООО "Петербургтеплоэнерго"
к Администрации Олонецкого национального муниципального района
об урегулировании разногласий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН: 1047833020058, ИНН: 7838024362, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Олонецкого национального муниципального района (ОГРН: 1021001027629, ИНН: 1014002151, далее - Администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта теплоснабжения в горячей воде N 1182-1-18/1014.
Решением от 25.07.2019 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск: урегулировал разногласия, возникшие при заключении муниципального контракта N 1182-1-18/1014 теплоснабжения в горячей воде от 14.09.2018 между Обществом с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" и Администрацией Олонецкого национального муниципального района:
- пункт 5.22 в условия муниципального контракта не включать;
- приложение N 5 "Расчетный температурный график источника тепла" принять в редакции Общества с ограниченной ответственностью "Петербуртеплоэнерго", указанной в протоколе согласования разногласий к муниципальному контракту;
взыскал с Администрации Олонецкого национального муниципального района (ОГРН: 1021001027629, ИНН: 1014002151) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН: 1047833020058, ИНН: 7838024362) 6000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.
Решение обжаловано Администрацией Олонецкого национального муниципального района в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, учитывая субъектный состав спорных правоотношений, нормативные акты в сфере теплоснабжения при заключении, исполнении и расторжении договоров с государственными заказчиками (государственные контракты) должны применяться с учетом положений Закона N 44-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов. Поскольку ответчик является муниципальным заказчиком, а заключение контракта для таких субъектов является предметом регулирования специального закона, суд первой инстанции неправомерно не применил при разрешении настоящего спора положения Закона N 44-ФЗ. Податель жалобы считает, что с учетом норм статей 432, 422, 426, 539 Гражданского кодекса РФ, регулирование вопроса определения цены по спорному контракту должно производиться в соответствии с положениями обозначенного Закона, поэтому пункт 5.22 договора подлежат включению в контракт в редакции администрации. Относительно Приложения N 5 к договору разногласия между сторонами настоящего спора сводились к установлению договорных величин температуры теплоносителя. Ответчик просил утвердить Приложение в редакции администрации. Заявитель полагает, что именно такой температурный график поможет избежать нежелательного для потребителя повышения температуры на отапливаемых объектах (режим так называемого "перетопа"). Суд первой инстанции не согласился с позицией ответчика и принял Приложение N 5 в редакции истца, тем самым, по мнению администрации, нарушил ее права и баланс интересов сторон договора; заявитель полагает, что ответчик как потребитель энергии вправе требовать от исполнителя поставки энергии соблюдения температурного режима, отвечающего интересам администрации.
От Предприятия поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя от Администрации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, ООО "Петербургтеплоэнерго" является арендатором объектов теплоэнергетики на территории Олонецкого национального муниципального района и обладает статусом теплоснабжающей организации.
Письмом от 07.06.2018 N 1268-РК ООО "Петербургтеплоэнерго" направило в адрес Администрации Олонецкого национального муниципального района подписанный со своей стороны муниципальный контракт теплоснабжения в горячей воде N 1182-1-18/1014 с приложениями.
Администрация подписала контракт с протоколом разногласий, направив в адрес Предприятия письмом N 6216 от 17.09.2018.
Предприятие письмом от 22.10.2018 направило в адрес Администрации протокол согласования разногласий к муниципальному контракту.
Между сторонами возникли разногласия в отношении некоторых условий договора.
В рамках урегулирования разногласий по договору стороны не достигли соглашения по ряду пунктов, в том числе по пункту 5.22 и приложения N 5 "Расчетный температурный график источника тепла".
Ссылаясь на наличие при заключении договора неурегулированных разногласий по отдельным условиям сделки, ООО "Петербургтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда согласно статье 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, спорные отношения сторон регламентируются статьями 539 - 547 ГК РФ.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 ГК РФ является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Правоотношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Материалами дела установлено, что Администрация предлагает включить в контракт пункт 5.22 следующего содержания:
"Цена муниципального контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предприятие возражает против включения в договор указанного пункта.
Администрация полагает, что поскольку она является бюджетным учреждением, то заключение спорного договора для таких субъектов является предметом регулирования специального закона - Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Вместе с тем отношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, предметом которых является поставка товара, выполнение работ или оказание услуг, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному Федеральному закону N 44-ФЗ.
Нормы, изложенные в указанном Законе о теплоснабжении, являются обязательными для применения всеми субъектами, вступившими в отношения, возникшие из заключенного договора теплоснабжения.
Перечень существенных условий договора теплоснабжения содержится в части 8 статьи 15 Закона N 190-ФЗ и в пункте 21 перечислены Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
Согласно Правилам N 808 цена не является существенным условиям договора (контракта) теплоснабжения.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение в муниципальный контракт N 1182- 1-18/1014 теплоснабжения в горячей воде пункта 5.22 в редакции ответчика при отсутствии на то обоюдного волеизъявления сторон противоречит принципу свободы договора, закрепленному в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы Закона N 190-ФЗ, положения Правил N 808 являются специальными по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и с учетом статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и имеют приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений сторон.
В данном случае положения Закона о теплоснабжении носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере теплоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
В соответствии со статьей 2 Закона N 190-ФЗ реализация тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при котором уполномоченным государственным органом устанавливаются тарифы (цены), подлежащие обязательному применению при расчетах за тепловую энергию, теплоноситель.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии. При этом расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях). Расходы на компенсацию указанных потерь и затрат определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями), или по расходам на их производство в тех случаях, когда энергоснабжающая организация, наряду с оказанием услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, осуществляет производство данных ресурсов с последующим их потреблением в процессе передачи тепловой энергии (пункты 58, 61.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 6 статьи 13, пунктом 1 статьи 17 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам).
Условие Администрации о твердой цене контракта ограничивает право истца на получение стоимости фактически потребленного ответчиком ресурса, определенной с применением тарифов, подлежащих государственному регулированию.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что суд первой инстанции правомерно отказал во включении спорного пункта в условия договора.
Разногласия сторон в части редакции приложения N 5 "Расчетный температурный график источника тепла" сводятся к установлению величин температуры теплоносителя.
ООО "Петербургтеплоэнерго" просит утвердить приложение N 5 в редакции, указанной в протоколе согласования разногласий к муниципальному контракту с учетом температурных графиков работы тепловых сетей котельных в Олонецком районе (д. Куйтежа, д. Коткозеро, г. Олонец), утвержденных Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Администрация редакция приложения N 5 подготовлена с учетом производственной необходимости во избежание "перетопа".
Величина фактической температуры определяется согласно п. 113, 114 раздела IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"
В соответствии с пунктом 110 Правил N 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).
Пунктом 111 указанных Правил установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В соответствии с пунктом 112 Правил N 1034 в случае, если для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета требуется измерение температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, допускается введение указанной температуры в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды. Допускается введение нулевого значения температуры холодной воды в течение всего года.
Из пункта 113 названных Правил следует, что величина фактической температуры определяется: а) для теплоносителя - единой теплоснабжающей организацией на основе данных о фактических среднемесячных значениях величины температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, предоставляемых владельцами источников тепловой энергии, которые являются одинаковыми для всех потребителей тепловой энергии в границах системы теплоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре; б) для горячей воды - организацией, эксплуатирующей центральный тепловой пункт, на основе замеров фактической температуры холодной воды перед нагревателями горячего водоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре.
Согласно пункту 24 Правил N 808 температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 6.32 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 года N 285, пунктом 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года N 115, пунктом 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года N 229, температура воды в подающей линии водяной тепловой сети должна соответствовать утвержденному для системы теплоснабжения температурному графику.
Температурный график утверждается соответствующими органами власти.
Предприятие представило в материалы дела Температурные графики работы тепловых сетей от БМК д. Куйтежа, ул. Ленина, 13б, д. Коткозеро, ул. Олонецкая, д. 13а, г. Олонец, ул. Свирских Дивизий, д. 3а, утвержденные Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Поскольку Температурный график устанавливается не для конкретного объекта, а для системы теплоснабжения и источника тепловой энергии, суд первой инстанции правомерно принял приложение N 5 "Расчетный температурный график источника тепла" к муниципальному контракту теплоснабжения в редакции истца, указанной в протоколе согласования разногласий к муниципальному контракту.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.07.2019 по делу N А26-4131/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4131/2019
Истец: ООО "Петербургтеплоэнерго"
Ответчик: Администрация Олонецкого национального муниципального района