город Воронеж |
|
25 октября 2019 г. |
Дело N А64-3439/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову: Сосюра Д.Д. -представителя по доверенности N 05-23/042026 от 27.12.2017 (сроком по 31.12.2019);
от Общества с ограниченной ответственностью "Аптека N 1": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аптека N 1" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.07.2019 по делу N А64-3439/2019 (судья Копырюлин А.Н.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аптека N 1" (ОГРН 1026801158867, ИНН 6832028062), г.Тамбов к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173), г.Тамбов о признании недействительными решений от 25.02.2019 N 13-16/3841 и от 25.02.2019 N 13-16/3842
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аптека N 1" (далее - ООО "Аптека N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ИФНС России по г. Тамбову от 25.02.2019 N 13-16/3841 и от 25.02.2019 N13-16/3842 (с учетом уточнений).
Решением от 31.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Аптека N 1", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что поскольку на основании договора купли-продажи части строения от 01.07.1997 и дополнительного соглашения от 06.10.1999 на балансе общества учитываются конкретные помещения общей площадью 362,1 м2, что составляет 10/100 здания, то отсутствуют правовые основания для уплаты ООО "Аптека N 1" налога на имущество организаций.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель ООО "Аптека N 1" не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Аптека N 1" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ, в соответствии со ст. 346.11 НК РФ применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
16.05.2018 Общество в налоговый орган представило первичный налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2018 года, отразив сумму авансового платежа по налогу - 42870 руб. на имущество: доля в праве общей собственности 10/100 в здании с кадастровым номером 68:29:0101027:40, налоговая ставка 0,75%, кадастровая стоимость 228638763 руб.
24.07.2018 Обществом в Инспекцию представлен уточненный расчет по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2018 года, в котором Общество отразило сумму авансового платежа по налогу - 0 руб.
25.07.2018 Общество в Инспекцию представило первичный налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2018 года, также отразив сумму авансового платежа по налогу - 0 руб.
Инспекцией в период с 24.07.2018 по 24.10.2018 проведена камеральная налоговая проверка представленного 24.07.2018 Обществом уточненного налогового расчета по налогу на имущество организаций 1 квартал 2018 года, по результатам которой составлен акт от 06.11.2018 N 13-16/30405 (т. 1 л.д. 132-137).
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом составлено дополнение к акту налоговой проверки от 22.01.2019 N 13-16/30405-1 (т. 1 л.д. 100-103).
На основании акта от 06.11.2018 N 13-16/30405, дополнения к акту от 22.01.2019 N 13-16/30405-1, инспекцией было принято решение от 25.02.2019 N 13-16/3841 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислены пени по налогу по состоянию на 25.02.2019 в сумме 38 руб., а также предложено начислить авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2018 года по сроку уплаты 03.05.2018 в размере 12997 руб., уплатить пени (т. 1 л.д. 92-98).
В период с 25.07.2018 по 25.10.2018 проведена камеральная налоговая проверка представленного 25.07.2018 ООО "Аптека N 1" первичного налогового расчета по налогу на имущество организаций за полугодие 2018 года, по результатам которой составлен акт от 06.11.2018 N 13-16/30444 (т. 2 л.д. 14-19).
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом составлено дополнение к акту налоговой проверки от 22.01.2019 N 13-16/30444-1 (т. 1 л.д. 146-148).
На основании акта от 06.11.2018 N 13-16/30444, дополнения к акту от 22.01.2019 N 13-16/30444-1, инспекцией было принято решение от 25.02.2019 N 13-16/3842 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено начислить авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2018 года по сроку уплаты 30.07.2018 в размере 12997 руб. (т. 1 л.д. 119-143).
Полагая, что указанные решения не соответствуют законодательству о налогах и сборах, нарушают его права, и законные интересы, Общество обратилось в УФНС России по Тамбовской области с апелляционными жалобами.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб УФНС России по Тамбовской области было приняты решения от 12.04.2019 N 05-09/2/20 и от 12.04.2019 N 05-09/2/21, которыми, оспариваемые решения от 25.02.2019 N 13-16/3841 и от 25.02.2019 N 13-16/3842 оставлены без изменения, жалобы Общества без удовлетворения.
Не согласившись с решениями ИФНС России по г. Тамбову от 25.02.2019 N 13-16/3841 и от 25.02.2019 N 13-16/3842 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьей 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
При этом административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (п. 3 ст. 378.2 НК РФ).
Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 378.2 НК РФ организация - собственник объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
На территории Тамбовской области налог на имущество организаций введен с 01.01.2004 Законом Тамбовской области от 28.11.2003 N 170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" (далее - Закон N 170-З).
Согласно статье 1 Закона N 170-З налог на имущество организаций на территории Тамбовской области (далее в настоящем Законе - налог) устанавливается настоящим Законом в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Тамбовской области. Настоящий Закон определяет ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, порядок и сроки уплаты налога, а также особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона N 170-З (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, принадлежащих организациям, применяющим специальные налоговые режимы, налоговая ставка устанавливается в 2018 году в размере 0,75 процента, в 2019 году - 1,0 процента, в 2020 году - 1,5 процента, в 2021 году и последующие годы - 2,0 процента.
Статьей 1.1. Закона N 170-З предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Следовательно, как верно указал суд области, объектом налогообложения может являться как само здание (административно-деловой центр, торговый центр (комплекс) и помещения (нежилые) в нем в общей совокупности, так и отдельные нежилые помещения.
При этом кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества для целей налогообложения определяется в порядке, установленном п. 6 ст. 378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером 68:29:0101027:40, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Коммунальная/Красная, 42/8, площадь объекта - 3740.20 кв. м, является административным, четырехэтажным (в том числе 1 этаж - подземный) зданием.
Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ООО "Аптека N 1" является собственником 10/100 доли здания, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Коммунальная/Красная, 42/8, площадь объекта -3740.20 кв. м, кадастровый номер 68:29:0101027:40, вид права - общая долевая собственность, дата возникновения права собственности - 28.01.1999 и по настоящее время, является собственником 10/100 доли земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Коммунальная/Красная, 42/8, вид разрешенного использования земельного участка - "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов", кадастровый номер 68:29:0101027:36, дата возникновения права собственности 03.07.2015 и по настоящее время (Т.1, л.д. 129-130; т. 2, л.д. 31-34).
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 N 799 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определен перечень объектов, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включающий здание, кадастровый номер 68:29:0101027:40, адрес объекта: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Коммунальная/Красная, N 42/8.
При этом, в отношении 10/100 доли здания, принадлежащей Обществу, кадастровая стоимость и кадастровый номер не определены.
Таким образом, суд области пришел к верному выводу о том, что нежилые помещения, принадлежащие ООО "Аптека N 1", являются частью (долей в праве общей долевой собственности) здания с кадастровым номером 68:29:0101027:40, которое имеет кадастровую оценку и включено приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 N 799 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости объектом права является именно здание административного назначения в целом, а не помещения в нем, вид права - долевая собственность, размер доли Общества - 10/100 (свидетельство о государственной регистрации права серия РП N 111250 от 16.04.2001 (повторное, взамен свидетельства серии ГП N 050818 от 08.10.1999 - т. 2, л.д. 8; сообщение УФРС по Тамбовской области от 04.12.2018 - т.1, л.д. 129-130).
Таким образом, поскольку площадь здания, 10/100 доли в котором принадлежат Обществу, превышает 1000 кв. м, налоговая база по налогу в рассматриваемом случае правомерно определена Инспекцией в соответствии с п. 6 ст. ст. 378.2 НК РФ.
Из оспариваемых решений следует, что налоговым органом при определении налоговой базы использовалась кадастровая стоимость здания, равная рыночной на 01.01.2018, установленная решением Тамбовского областного суда от 02.10.2018 по делу N 3а-615/2018 в размере 69 317 481,88 руб.
Расчет суммы авансовых платежей Общества по налогу на имущество организаций по спорным периодам проверен апелляционным судом, является арифметически верным.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемых решений налогового органа.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции Общества, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований заявителя.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Аптека N 1" - без удовлетворения.
Излишне уплаченная ООО "Аптека N 1" по платежному поручению от 19.08.2019 N 534 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату обществу из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.07.2019 по делу N А64-3439/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3439/2019
Истец: ООО "Аптека N1"
Ответчик: Инспекция ФНС РФ по г.Тамбову