г. Пермь |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А50-13606/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июля 2019 года по делу N А50-13606/2019,
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282)
к обществу с ограниченной ответственностью "Надежда" (ОГРН 1025901932594, ИНН 5918010964)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - ООО "Надежда") к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2019 в удовлетворении заявления административного органа отказано; изъятая и арестованная согласно протоколу взятия проб и образцов N 06-12/308/2018-2 от 25.10.2018, протоколу ареста товаров и иных вещей N 06-12/308-4 от 25.10.2018 алкогольная продукция - напиток винный полусладкий "Три топора", крепость 14,5%, емк. 0,7 л, производства ООО "Марс Алко", в общем количестве 1565 бутылок, передана для уничтожения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части отказа в привлечении ООО "Надежда" к административной ответственности и вынести по делу судебный акт, которым привлечь общество к административной ответственности. В апелляционной жалобе ссылается на наличие в действиях ООО "Надежда" состава административного правонарушения.
ООО "Надежда" в суд апелляционной инстанции представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному поступила информация от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 15.10.2018 N у8-14078/07 о том, что в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ООО "Марс Алко" со склада готовой продукции по адресу: Кабардино-Балкарская республика, Зольский район, п. Залукокоаже, ул. Заречная, д. 150, произведен отбор образцов алкогольной продукции: напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Три топора", крепостью 14,5 %, емкостью 0,7л, дата розлива 01.08.2018, производства ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480). Согласно заключению экспертно-аналитического отдела МРУ по ЦФО от 09.10.2018 N 107/2018, образец напитка винного полусладкого "Три топора", крепостью 14,5%, емкостью 0,7 л, дата розлива 01.08.2018, производства ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480): не соответствует заявленному наименованию "напиток винный без добавления этилового спирта" и представляет собой винный напиток с добавлением спиртов невиноградного (экзогенного) происхождения, что не соответствует п.5.4.1-ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", подп. 1 п. 4.3 TP ТС 022/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки".
Согласно служебной записке Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 17.10.2018 N сз4-1801/09-08 "О представлении информации об остатках продукции производства ООО "Марс Алко", на остатках у ООО "Надежда" (ИНН 5918010964) имеются напиток винный полусладкий без добавления этилового спирта "Три топора", крепостью 14,5 %, емкостью 0,7 л. в количестве 1627 бутылок (по состоянию на 17.10.2018).
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для вынесения Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу определения от 25.10.2018 N 06-12/308/2018 о возбуждении в отношении ООО "Надежда" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В ходе административного расследования проведен осмотр складских помещений, расположенных по адресу: 618900, Пермский край, г. Лысьва, ул.Коммунаров, д. 40, 1 этаж, лит. А1, часть помещения 9, в которых осуществляет свою деятельность ООО "Надежда".
При проведении осмотра обнаружена алкогольная продукция производства ООО "Марс Алко" (ИНН 0702008480): напиток винный полусладкий "Три топора", крепостью 14,5 %, емкостью 0,7 л, дата розлива 20.07.2018 в количестве 1565 бутылок; по окончании осмотра составлен протокол ареста вышеуказанной алкогольной продукции от 25.10.2018 N 06-12/308/2018-4.
На основании определения о назначении экспертизы от 25.10.2018 N 06-12/308/2018-3 образцы алкогольной продукции направлены в Экспертно-аналитический отдел Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (125412, г. Москва, Коровинское шоссе, д. 43) для определения соответствия алкогольной продукции требованиям ГОСТ 31729-2015 (Национальный стандарт Российской Федерации) "Напитки винные. Общие технические условия" (письмо Управления от 09.11.2018 N у4-13181/06-17).
24.01.2019 из Экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу поступили результаты экспертных исследований (вх. от 24.01.2019 N y1-861/15). Согласно экспертному заключению от 24.01.2019 N 152/2018 представленные на экспертизу образцы содержат спирты невиноградного (экзогенного) происхождения и не являются "винным напитком без добавления этилового спирта", не соответствуют требованиям п. 3.1, п. 5.4.1 ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия", подп. 1 п. 4.3 TP ТС 022/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки".
В связи с чем Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу в отношении ООО "Надежда" составлен протокол от 11.03.2019 N 06-12/308/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Надежда" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 10 Таможенного регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее TP ТС 021/2011) при обеспечении безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации, изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В п. 2 ст. 1 TP ТС 021/2011 указано, что при применении настоящего технического регламента должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.
Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (п. 1 ст. 5 ТР ТС 021/2011).
Идентификация пищевой продукции проводится в том числе по наименованию - путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в настоящем техническом регламенте и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (подп. 1 п. 4 ст. 6 ТР ТС 021/2011).
Согласно подп. 1 п. 4.3 ТР ТС 021/2011 наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В п. 2 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ содержится требование о том, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Согласно п. 1 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2015 N 1992-ст введен в действие "ГОСТ 31729-2015. Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31729-2015).
В п. 3.1 ГОСТ 31729-2015 указано, что винный напиток: Винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не более 22,0% <*> с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащий не менее 50% виноматериалов (вина наливом), с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, и/или винного, и/или виноградного спирта, и/или винного, и/или виноградного дистиллята, спиртованного виноградного сусла, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, натуральных пищевых ароматизаторов, экстрактов отдельных частей растений или их дистиллятов, пищевых красителей растительного происхождения, воды.
Винные напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям для винных напитков конкретных наименований, с соблюдением требований, или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт (п.5.1.1 ГОСТа 31729-2015).
В соответствии с п. 5.4.1 ГОСТа 31729-2015 маркировка каждой единицы потребительской упаковки с винным напитком и маркировка транспортной упаковки осуществляется в соответствии с требованиями или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и ГОСТ 32061.
Из материалов дела следует, что основанием для составления в отношении ООО "Надежда" протокола об административном правонарушении послужили выводы административного органа о нарушении требований п. 3.1, п. 5.4.1 ГОСТа 31729-2015, подп. 1 п. 4.3 ТР ТС 022/2011, выразившемся в осуществлении оборота (хранении) алкогольной продукции, состав которой не соответствовал заявленной на маркировке информации (наличие спиртов невиноградного (экзогенного) происхождения).
Между тем наличие только этого обстоятельства недостаточно для выводов о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что производителем винного напитка "Три топора" является ООО "Марс Алко", грузоотправителем является ООО "МИРАГРУПП", грузополучателем - ООО "Надежда".
В рассматриваемом случае маркировка спорной алкогольной продукции осуществлялась самим производителем - ООО "Марс Алко".
В связи с чем суд первой инстанции указал, что установленные в ходе экспертизы несоответствия спорной продукции ГОСТу 31729-2015 и TP ТС 022/2011 фактически допущены на стадии технологического процесса при изготовлении алкогольной продукции и нанесении маркировки.
При этом из материалов дела не усматривается, что из сопроводительной документации к спорной продукции ООО "Надежда" могло сделать вывод о ее несоответствии требованиям технических регламентов, поскольку производителем были представлены документы о соответствии (декларация о соответствии, сертификат соответствия).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано указал, что административным органом не доказано, что выявленное несоответствие спорной продукции требованиям технических регламентов является следствием действий именно ООО "Надежда".
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае административным органом надлежащим образом не установлена и не доказана вина ООО "Надежда" во вменяемом правонарушении.
Аналогичная позиция содержится, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 304-АД17-7163.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как данным доводам судом первой инстанции дана правовая оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие (недоказанность) состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу вынесено определение от 25.10.2018 N 06-12/308/2018 о возбуждении в отношении ООО "Надежда" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Следовательно, установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истекает 25.10.2019.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, исходя из разъяснений, изложенных в п.15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", учитывая подтвержденный материалами дела факт несоответствия алкогольной продукции - напиток винный полусладкий "Три топора", крепость 14,5%, емк. 0,7 л., производства ООО "Марс Алко", в общем количестве 1565 бутылок, изъятой и арестованной согласно протоколу взятия проб и образцов N 06-12/308/2018-2 от 25.10.2018 и протоколу ареста товаров и иных вещей N 06-12/308-4 от 25.10.2018, требованиям технических регламентов, на оборот которой установлен запрет в п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ, указанная продукция правомерно направлена судом первой инстанции на уничтожение.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2019 года по делу N А50-13606/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13606/2019
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, МРУ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО " НАДЕЖДА "