г. Чита |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А58-7754/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Каминского В.Л., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Якутского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года по делу N А58-7754/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Товары Саха Якутместпрома" (ОГРН 1021401058700, ИНН 1435065894) к Якутскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402192842, ИНН 1435155033) о признании незаконными и отмене постановлений от 05.07.2019 АД N 4445/19/14037-АП, АД N 4446/19/14037-АП, АД N 4447/19/14037-АП, АД N 4448/19/14037-АП, АД N 4449/19/14037-АП, АД N 4452/19/14037-АП, АД N 4453/19/14037-АП, АД N 4456/19/14037-АП, АД N 4458/19/14037-АП, АД N 4459/19/14037-АП, АД N 4460/19/14037-АП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Товары Саха Якутместпрома" (далее - заявитель, общество или ООО "Товары Саха Якутместпрома") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Якутскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (далее - отдел судебных приставов) с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений от 05.07.2019 АД N 4445/19/14037-АП, АД N 4446/19/14037-АП, АД N 4447/19/14037-АП, АД N 4448/19/14037-АП, АД N 4449/19/14037-АП, АД N 4452/19/14037-АП, АД N 4453/19/14037-АП, АД N 4456/19/14037-АП, АД N 4458/19/14037-АП, АД N 4459/19/14037-АП, АД N 4460/19/14037-АП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года признаны незаконными и отменены полностью постановления отдела судебных приставов от 05.07.2019 АД N 4445/19/14037-АП, АД N 4446/19/14037- АП, АД N 4447/19/14037-АП, АД N 4448/19/14037-АП, АД N 4449/19/14037-АП, АД N 4452/19/14037-АП, АД N 4453/19/14037-АП, АД N 4456/19/14037-АП, АД N 4458/19/14037-АП, АД N 4459/19/14037-АП, АД N 4460/19/14037-АП по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, в отношении ООО "Товары Саха Якутместпрома".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отдел судебных приставов обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако отдел судебных приставов и общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании исполнительных листов серии ФС N N 023904916 от 06.04.2018, 0007586292 от 19.09.2017, 023902395 от 25.05.2018, 023901964 от 11.05.2018, 007587958 от 31.08.2017, 023902281 от 23.05.2018, 023902282 от 23.05.2018, 026446692 от 12.03.2019, 0023901700 от 27.04.2018, 007580406 от 14.11.2017, 007582516 от 14.11.2017, выданных на взыскание с ООО "Товары Саха Якутместпрома" в пользу взыскателей Тумусовой Л.В., Ивановой Л.П., Ноговицыной Л.В., Хлхатян С.Ш., Ивановой Л.П., Колосовой В.П., Колосова Д.Ф., Хлхатян С.Ш., Обутовой А.М., Михайленко И.Н., Михайленко И.Н., судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов возбуждены исполнительные производства, в рамках которых 20.06.2019 ООО "Товары Саха Якутместпрома" вручены требования об исполнении решений судов в трехдневный срок.
04.07.2019 ООО "Товары Саха Якутместпрома" вручены извещения о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю для составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.4 КоАП РФ, за неисполнение требований от 20.06.2019.
05.07.2019 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов в отношении ООО "Товары Саха Якутместпрома" составлены протоколы об административных правонарушениях N 4460/19/14037-АП, N 4459/19/14037-АП, N 4458/19/14037-АП, N 4456/19/14037-АП, N 4453/19/14037-АП, N 4452/19/14037-АП, N 4449/19/14037-АП, N 4448/19/14037-АП, N 4447/19/14037-АП, N 4446/19/14037-АП, N 4445/19/14037-АП в которых зафиксированы вменяемые обществу нарушения - неисполнение требований судебного пристава-исполнителя от 20.06.2019, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
Протоколы составлены без участия законного представителя (представителя) ООО "Товары Саха Якутместпрома".
05.07.2019 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов вынесены постановления АД N 4460/19/14037-АП), АД N 4459/19/14037-АП, АД N 4458/19/14037-АП, АД N 4456/19/14037-АП, АД N 4453/19/14037-АП, АД N 4452/19/14037-АП, АД N 4449/19/14037-АП, АД N 4448/19/14037-АП, АД N 4471/19/14037-АП, АД N 4446/19/14037-АП, АД N 4445/19/14037-АП которыми на ООО "Товары Саха Якутместпрома" наложены административные штрафы за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ в размере 30 000 рублей по каждому постановлению.
Общество, не согласившись с указанными постановлениями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых постановлений правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Часть 1 статьи 17.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении на основании части 4 статьи 28.2 КоАП РФ должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении (его представителя), либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Как указано в пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 N 1624-О-О, из данных взаимосвязанных положений следует, что защитник, действуя в рамках дела об административном правонарушении по поручению лица, в отношении которого ведется производство по делу, обладает широким кругом полномочий.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 N 1577-О-О также отмечается, что статья 25.5 КоАП РФ устанавливающая процессуальный статус защитника и представителя - участников производства по делам об административных правонарушениях, обеспечивает реализацию права на защиту, которым лицо может воспользоваться с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, действующее законодательство содержит императивное требование о том, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только при условии соблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении, включающего обеспечение такого лица правом воспользоваться юридической помощью защитника.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также указано, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Пунктами 24, 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Материалами дела подтверждается, что протоколы об административных правонарушениях от 05.07.2019 об административных правонарушениях N 4460/19/14037-АП, N 4459/19/14037-АП, N 4458/19/14037-АП, N 4456/19/14037-АП, N 4453/19/14037-АП, N 4452/19/14037-АП, N 4449/19/14037-АП, N 4448/19/14037-АП, N 4447/19/14037-АП, N 4446/19/14037-АП, N 4445/19/14037-АП составлены в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Извещениями о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю общество уведомлено о дате составления протоколов на 05.07.2019 в 10-00 час. (вручены 04.07.2019 за вх. номерами) по части 1 статьи 17.4 КоАП РФ за неисполнение требований от 20.06.2019.
Вместе с тем, 05.07.2019 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов вынесены постановления АДN 4460/19/14037-АП, АДN 4459/19/14037-АП, АДN 4458/19/14037-АП, АДN 4456/19/14037-АП, АДN4453/19/14037-АП, АДN4452/19/14037-АП, АДN 4449/19/14037-АП, АДN4448/19/14037-АП, АДN4471/19/14037-АП, АДN4446/19/14037-АП, АДN4445/19/14037-АП, которыми ООО "Товары Саха Якутместпрома" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ с назначением административного штрафа.
В качестве доказательства извещения ООО "Товары Саха Якутместпрома" о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях в материалы дела судебным приставом представлена копия списка N 1 простых почтовых отправлений от 02.07.2019 с приложением листа 1 - списка получателей корреспонденции, в котором поименовано ООО "Товары Саха Якутместпрома".
Между тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что данный документ не может служить надлежащим доказательством о дате, времени и месте рассмотрения административных дел на основании следующего.
Судебным приставом не представлены тексты извещений о дате, времени и месте рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях.
Согласно списку N 1 количество почтовых отправлений указано 50, в то время как в листе 1 количество получателей только 22, на указанном листе 1 отсутствует, как оттиск печати почтового отделения, так и присвоенные почтовые идентификаторы отправлений.
Список N 1 датирован 02.07.2019, вместе с тем соответствующими извещениями юридическое лицо уведомлялось о дате составления протоколов на 05.07.2019, то есть, исходя из позиции судебного пристава, направляя заказное письмо 02.07.2019, он назначил рассмотрение административных дел ещё до вынесения протоколов об административных правонарушениях.
При этом в силу части 3 и 4 статьи 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также возможность представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Отдел судебных приставов, составив 05.07.2019 десять протоколов об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя или защитника общества, не направил указанные протоколы в адрес общества до рассмотрения материалов административных дел, а вынес постановления о привлечении общества к административной ответственности в тот же день без участия представителя общества.
Из содержания текстов извещений о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю также не усматривается разъяснение предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции равно как суд апелляционной инстанции считает, что отделом судебных приставов допущены нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившиеся в не предоставлении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права.
Суд первой инстанции, установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства, соответствующие критериям относимости и допустимости, установленным статьями 67, 68 АПК РФ, надлежащего извещения лица, в отношении общества, о месте и времени рассмотрения дел об административных правонарушениях, правомерно отнёс такие нарушения к существенным, не позволившим объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело о правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 17.14 КоАП РФ.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 N 12133/03 указано, что установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Следовательно, вне зависимости от того, имеется ли в действиях общества событие и состав инкриминируемого правонарушения, оспариваемые постановления в любом случае являются незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года по делу N А58-7754/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7754/2019
Истец: ООО "Товары Саха Якутместпрома"
Ответчик: Якутский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия)