город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А32-16142/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в отсутствие участвующих в деле лиц в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Двина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2019 по делу N А32-16142/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Двина" к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, при участии третьего лица Васина Андрея Васильевича, о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Двина" (далее - ООО "Двина") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 14.02.2019 N 285 о приостановлении права пользования недрами по лицензии КРД 03259 ТР от 27.11.2006.
Решением от 24.10.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Двина" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Закон о недрах не регулирует вопросы предоставления и использования (целевого использования) земельных участков для целей недропользования. Причиной возникновения нарушения является то обстоятельство, что органы местного самоуправления неверно осуществили функциональное планирование территории, чем сделали невозможным перевод земельных участков в категорию земель промышленности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
В канцелярию суда от Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Двина" предоставлено право пользования недрами на основании лицензии КРД 03259 ТР от 27 ноября 2006 года с целевым назначением "разведка и добыча строительных песков Чекупского участка (месторождения)".
Дополнительным соглашением (зарегистрировано 10.12.2009 N 90), на основании заявки общества с ограниченной ответственностью "Двина" от 15.06.2009 N 17 и в соответствии с пунктом 11 лицензионного соглашения в "Соглашение об условиях разведки с последующей добычей строительных песков Чекупского участка (месторождения)" (приложение 1 к лицензии КРД 03259 ТР от 27.11.2006) внесены следующие изменения: целевое назначение лицензии и виды работ изменить, изложив в следующей редакции: "добыча строительных песков Чекупского и Нижнечекупского участков (месторождения)".
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Управления Росреестра по Краснодарскому краю в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.to23.rosreestr.ru/), разрешенное использование земельных участков, расположенных в границах горного отвода в соответствии с лицензией - для сельскохозяйственного назначения.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края было установлено, что общество осуществляет добычу полезного ископаемого без оформленного в установленном законом порядке земельного участка.
В целях устранения нарушения, министерство неоднократно уведомляло ООО "Двина" о необходимости добровольного устранения отмеченных нарушений условий пользования недрами от 29.03.2016 N 202-5192/16-10.1, от 10.08.2016 N 20215588/16-10.1, от 14.12.2016 N 202-27415/16-03.5, от 31.07.2017 N 202-23999/17-03.5, от 19.01.2018 N 202-03.5-1178/18, от 04.04.2018 N 202-03.5-9770/18. В уведомлениях указывалось, что в случае не устранения допущенных нарушений в установленный срок предоставленное право пользования недрами будет досрочно прекращено.
Информация об устранении нарушений в Министерство природных ресурсов Краснодарского края в установленный срок не представлена.
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 14.02.2019 N 285 приостановлено право пользования недрами, предоставленное обществу с ограниченной ответственностью "Двина" (ИНН 2310116351) в соответствии с лицензией КРД 03259 ТР от 27 ноября 2006 года с целевым назначением "добыча строительных песков Чекупского и Нижнечекупского участков (месторождения)" до устранения нарушений, указанных в уведомлении от 04 апреля 2018 года N 202-03.5-9770/18.
Считая незаконным приказ о приостановлении действия лицензии, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон N 2395-1, Закон о недрах). Кроме того, названный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно статье 1 Закон N 2395-1, законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона N 2395-1. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами должна содержать сроки действия лицензии, условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В статье 20 Закона о недрах предусмотрен исчерпывающий перечень случаев приостановления права пользования недрами органами, предоставившими лицензию. К числу таких случаев отнесено нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.
Государственная функция по осуществлению принятия решений о приостановлении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N 305-КГ14-6820).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что основанием для приостановления права пользования недрами по лицензии КРД 03259 ТР от 27.11.2006 послужило неисполнение обществом законодательно установленного требования о переводе земельных участков в соответствующую категорию на основании требований лицензии.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Перечень оснований для прекращения, приостановления права пользования недрами и порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен статьями 20 и 21 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" соответственно.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
С учетом приведенных положений законодательства суд первой инстанции сделал правильный вывод, что неосуществление обществом обязанности по переводу спорных земельных участков, на которых общество осуществляет недропользование (23:15:0104000:871, 23:15:0104000:872, 23:15:0104000:873, 23:15:0104000:874, 23:15:0104000:553), из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности" является нарушением условий лицензии - вне зависимости от причин такого нарушения, и как следствие является основанием для приостановления действия лицензии в силу статьи 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о том, что Закон о недрах не регулирует вопросы предоставления и использования (целевого использования) земельных участков для целей недропользования.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы жалобы о том, что причиной возникновения нарушения является то обстоятельство, что органы местного самоуправления неверно осуществили функциональное планирование территории, чем сделали невозможным перевод земельных участков в категорию земель промышленности.
Общество в материалы дела не представило доказательств принятия всех возможных и необходимых мер в целях устранения нарушения.
В частности, общество не представило доказательств оспаривания в судебном порядке отказа администрации в переводе земельных участков от 07.12.2018 за N 52-54736/18-33-12.
Общество указало в жалобе, что с учетом полученного отказа, 18.12.2018 (до вынесения оспариваемого приказа N 285 от 14.02.2019) подало главе муниципального образования Крымский район заявление о внесении изменений в генеральный план Варениковского сельского поселения Крымского района, в котором общество просило изменить на зону промышленности функциональную зону, в которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:15:0104000:871, 23:15:0104000:872, 23:15:0104000:873. 23:15:0104000:874. 23:15:0104000:553, которые входят в горный отвод.
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Крымский район N 10-06/220/02 от 27.02.2019, при корректировке генерального плана Варениковского сельского поселения будут рассмотрены и учтены предложения ООО "Двина" о внесении изменений в документы территориального планирования на испрашиваемые земельные участки.
Вместе с тем, общество не приняло мер к обжалованию положений генерального плана в судебном порядке в целях устранения нарушения при добыче недр.
При таких обстоятельствах, суд полагает доказанным допущенные обществом нарушения лицензионных требований и законодательства и соответственно наличие оснований для приостановления действия лицензии.
Суд также считает, что общество располагало достаточным количеством времени для устранения нарушений, с учетом того, что министерство неоднократно уведомляло ООО "Двина" о необходимости добровольного устранения нарушений условий пользования недрами от 29.03.2016 N 202-5192/16-10.1, от 10.08.2016 N 202-15588/16-10.1, от 14.12.2016 N 202-27415/16-03.5, от 31.07.2017 N 202-23999/17-03.5, от 19.01.2018 N 202-03.5-1178/18, от 04.04.2018 N202-03.5-9770/18. При этом в уведомлениях указывалось, что в случае не устранения допущенных нарушений в установленный срок предоставленное право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Таким образом, оспариваемый приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 14.02.2019 N 285 соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу.
Предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления общества "Двина" судом не установлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 24.10.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2019 по делу N А32-16142/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16142/2019
Истец: ООО Двина
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Васин А. В.