г. Пермь |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А50-27084/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле,
апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества "Агрофирма "Мясо"
на решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-27084/2019
по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Мясо" (ОГРН 1025902030076, ИНН 5954000425)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (ОГРН 1055902826836, ИНН 5905234244)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Мясо" (далее - заявитель, ЗАО "Агрофирма "Мясо") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 16.07.2019 N АА 09-562-19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 10.10.2019, мотивированное решение изготовлено 22.10.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Агрофирма "Мясо" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что спорное сырье на момент взятия пробы еще не было допущено к переработке в производстве из-за отсутствия результатов контроля, данное сырье не предназначалось для реализации, а для изготовления мясной продукции, подлежало соответствующей обработке; кроме того, полагает, что при отборе проб нарушена процедура отбора проб по делу об административном правонарушении, следовательно, результаты исследования проб не могут служить доказательствами по делу; также считает, что административным органом были нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку приказ о проверке от 13.05.2019, однако проверка была начата с момента отбора проб в ноябре 2018 года, то есть административный орган приступил к проверке без надлежащего основания.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю в рамках проведения мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения установлено, что ЗАО "Агрофирма "Мясо" 21.11.2018 по адресу: Пермский край, г. Чайковский. ул. Энергетическая, 30, допустило выпуск в обращение (хранение и переработку) небезопасной продукции животного происхождения. Так, обществом не отслеживалось наличие КМАФАнМ и листерии моноцитогенез в продукции: в мясе говядина дата выработки 20.11.2018 установлено наличие КМАФАнМ, в количестве 5*104КОЕ/г при нормативе не более 1*104КОЕ/г; в мясе свинина в количестве 1.9*104КОЕ/г при нормативе не более 1*104КОЕ/г, что подтверждается протоколом испытаний от 29.11.2018 N 5633, и листерии моноцитогенез в количестве обнаружено в 25г при нормативе не допускается в 25г, что подтверждается протоколом испытаний от 14.12.2018 N 5630.
В связи с чем на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю от 13.05.2019 N СЭД-01-15-470 в отношении ЗАО "Агрофирма "Мясо" проведена внеплановая документарная проверка (акт проверки от 10.06.2019 N 06-04/34) и сделан вывод о том, что установленные факты свидетельствуют о нарушения заявителем требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю в отношении ЗАО "Агрофирма "Мясо" составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2019 АП N 010213; и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 16.07.2019 N АА 09-562-19 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ЗАО "Агрофирма "Мясо", не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения и об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 4 TP ТС 021/2011: безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения;
пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье;
процесс производства (изготовления) пищевой продукции - совокупность или сочетание последовательно выполняемых различных технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции.
В силу ч. 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
В ч. 1 ст. 10 ТР ТС 021/2011 указано, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
На основании ч. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в ч. 3 этой статьи.
В силу ч. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; 2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; 3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; 4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; 5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; 7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; 8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; 9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции. 10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; 11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 12) прослеживаемость пищевой продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ТР ТС 021/2011 для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции.
В ч. 3 ст. 11 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить: 1) перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 2) перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы; 3) предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках; 4) порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления); 5) установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений; 6) периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 7) периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; 8) меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
Изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации; документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, подлежат хранению в течение трех лет со дня их выдачи (ч. 4 ст. 11 ТР ТС 021/2011).
Исходя из ч. 1 ст. 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
В ч. 1, ч. 2 ст. 20 ТР ТС 021/2011 определено, что соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции.
В п. 59 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), закреплено, что продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям настоящего Технического регламента и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Согласно пунктам 9, 12, 13 ТР ТС 034/2013 - продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
На основании ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в рамках проведения мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов административным установлено, что ЗАО "Агрофирма "Мясо" 21.11.2018 по адресу: Пермский край, г. Чайковский. ул. Энергетическая, 30, допустило выпуск в обращение (хранение и переработку) небезопасной продукции животного происхождения: в мясе говядина дата выработки 20.11.2018 установлено наличие КМАФАнМ, в количестве 5*104КОЕ/г при нормативе не более 1*104КОЕ/г; в мясе свинина в количестве 1.9*104КОЕ/г при нормативе не более 1*104КОЕ/г, что подтверждается протоколом испытаний от 29.11.2018 N 5633, и листерии моноцитогенез в количестве обнаружено в 25г при нормативе не допускается в 25г, что подтверждается протоколом испытаний от 14.12.2018 N 5630. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ЗАО "Агрофирма "Мясо" допущено нарушение требований технических регламентов при изготовлении продукции, выразившееся в том, что общество не обеспечило надлежащий контроль за продовольственным (пищевым) сырьем, используемым при изготовлении пищевой продукции.
Ссылки заявителя ЗАО "Агрофирма "Мясо" на то, что спорное сырье на момент изъятия пробы еще не было допущено к переработке в производстве из-за отсутствия результатов контроля, данное сырье не предназначалось для реализации, а предназначалось для изготовления мясной продукции, подлежало соответствующей обработке, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в силу вышеизложенных норм права, в том числе, положений ст. 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами на отдельные виды пищевой продукции, вне зависимости от стадии производства.
Доводы заявителя ЗАО "Агрофирма "Мясо" о том, что при отборе проб нарушена процедура отбора проб по делу об административном правонарушении, а также нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем, по мнению заявителя, результаты исследования проб не могут служить доказательствами по делу, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Как указано судом выше, в рассматриваемом случае взятие проб осуществлялось вне рамок возбужденного производства по делу. В рассматриваемом случае пробы были отобраны и исследования проведены в рамках проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения".
Порядок отбора проб, произведенных на территории Таможенного союза регулируются главой IX "Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94.
После получения результатов исследований проб, отобранных при проведении мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на основании приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю от 13.05.2019 N СЭД-01-15-470 в отношении ЗАО "Агрофирма "Мясо" проведена внеплановая документарная проверка, при этом приказ о проведении проверки вручен директору ЗАО "Агрофирма "Мясо" 10.06.2019.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения был исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ЗАО "Ангрофирма "Мясо" исполнить требования нормативно правовых актов, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения административного дела ЗАО "Агрофирма "Мясо" извещено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении от 10.06.2019 составлен в присутствии директора ЗАО "Агрофирма "Мясо" Ким И.В.; постановление о привлечении к административной ответственности от 16.07.2019 вынесено в присутствии представителя Березнева Г.М., действующего на основании доверенности от 29.12.2015.
Наказание назначено ЗАО "Агрофирма "Мясо" в минимальном размере санкции ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ. При этом правовых оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется, поскольку данная норма может быть применена к юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего юридическим лицам, при наличии совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, то есть за впервые совершенные административные правонарушения и при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Судом также не установлено оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, так как каких-либо доказательств, свидетельствующих о тяжелом материальном положении юридического лица, в материалы дела не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным и для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-27084/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27084/2019
Истец: ЗАО "АГРОФИРМА "МЯСО"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю