г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А42-8533/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34939/2019) ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2019 по делу N А42-8533/2019 (судья Л.Е.Беляева), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
к 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления
установил:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Министерства обороны Российской Федерации в лице 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора (далее - административный орган, Отдел) N 182/2019/47 от 06.08.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.11.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд счел установленными, просит решение отменить, признать постановление Отдела от 06.08.2019 N 182/2019/47 незаконным.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение статьи 3 Положения об осуществлении государственного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, на основании приказа от 24.05.2019 N 127 Отделом в период с 17.06.2019 по 18.06.2019 проведена выездная проверка законченного строительством объекта капитального строительства (шифр объекта 2/6-100-0235), расположенного по адресу: г. Североморск Мурманской области, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов в области строительства, проектной документации, в том числе:
1. Извещение об окончании строительства объекта капитального строительства N 157 от 20 мая 2019 года направлено заказчиком на дизельную электростанцию (N 8 по ГП) без предъявления сетей электроснабжения 0,4 кВ и аварийной сигнализации. По проекту в 2019 году предусмотрен ввод в эксплуатацию 2 пускового комплекса в составе: комплексное техническое здание с хранилищем ЗИП и КНТ/О (N 3 по ГП), блочно-модульный пункт радиационного контроля (N 5 по ГП), блочно - транспортабельная станция (N 6 по ГП), трансформаторная подстанция (N 7 по ГП), дизельная электростанция (N 8 по ГП), контрольно - пропускной пункт с локальным постом СФЗ (N 15 по ГП), транспортный шлюз (N 16 по ГП), компрессорная станция (N 18 по ГП), насосная станция пожаротушения с морским водозабором (N 25 по ГП), станция водоподготовки систем пожаротушения (N 26 по ГП), автоматизированная модульная котельная (N 27 по ГП), берегоукрепление, плита перекрытия канала, молниеприемники, проезды и площадки, сети и системы инженерно-технического обеспечения (нарушение требований проекта СП 22-2/2-2-2-ПОС, альбом ПОС, лист 80; СП 68.13330.2017, п.4.15).
2. По дизельной электростанции (N 8 по ГП) не закончены работы в объеме проектной документации: по обратной засыпке, по устройству щебеночного основания под асфальтобетонную отмостку толщиной 50 мм, по устройству асфальтобетонной отмостки сооружения, по глухому заземлению нейтралей генератора ДЭС, по присоединению заземления модуля в двух местах по диаметрально-противоположным углам оборудования, по устройству заземления передвижного топливозаправщика ДЭС, по объединению наружного контура заземления, вокруг ДЭС с другими конторами заземления сооружений объекта, по прокладке контрольного кабеля аварийной сигнализации, по пусконаладочным работам (нарушение требований СП 70.13330.2012, п.3.23; РД-11-04-2006, п.25; СП 68.13330.2017, п.4.15; нарушения требований проекта: СП 22-2/2-2-2-КР5, альбом КР, лист 7; СП 22-2/202-2- ИОСЗ-ТЧ, альбом ИОС, лист 27; СП 22-2/2-2-2-ИОСЗ, альбом И/ОС, лист 4; СП 22-2/2-2-2-ИОСЗ - ТЧ, альбом ИОС, лист 28; СП 22-2/2-2-2-ИОСЗ, альбом ИОС, лист 3; СП 22-2/2-2-2-ИОС4-ПЗ, альбом ИОС, листы 11-12; СП 22-2/2-2-2-ПОС, альбом ПОС, листы 35, 146).
3. При монтаже оборудования дизельной электростанции (N 8 по ГП) установлена дизельная генераторная установка MOTOR АД 400-Т400 компании г. Краснодар, по проекту предусмотрена установка блочно-контейнерной автоматизированной дизельной электростанции мощностью 400 кВт компании ООО "Компания Энергопроф" г.Москва (нарушение требований проекта СП 22-2/2-2-2-ИОСЗ.С, альбом ИОС, лист 2).
4. Отсутствуют (не представлены) акты освидетельствования скрытых работ на выполнение антикоррозийной обработки контура заземления дизельной электростанции (N 8 по ГП) (нарушение требований проекта СП 22-2/2-2-2-ПОС, альбом ПОС, лист 34, СП 70.13330.2012, п.3.23; СП 48.13330.2011, п.7.1).
5. Акты освидетельствования скрытых работ, акт освидетельствования ответственных конструкций по сооружению (3 8 по ГП) не подписаны представителем заказчика и представителем проектной организации (нарушение требований СП 70.13330.2012, п.3.23; Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ (пункт 6 статьи 52, пункт 7 статьи 53)).
6. В разделе N 4 общего журнала работ отсутствуют сведения об устранении замечаний (нарушение Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ (пункт 6 статьи 52 пункт 7 статьи 53), Положения о проведении строительного контроля, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (пункты 5, 6, 12), нарушение требований СП 70.13330.2012, п.3.23; РД-11-05-2007, п.8.4).
7. В журнале сварочных работ отсутствует личное клеймо, исполнительные схемы без подписи сварщиков (нарушение требований СП 70.13330.2012, п.10.1.15).
8. Не представлены (отсутствуют) удостоверения сварщиков ООО "ТехноИнвестПсков" (нарушение требований СП 70.13330.2012, п.10.1.3; СП 48.13330.2011, п.7.1, п.7.3).
9. После монтажа дизельной электростанции (N 8 по ГП) формы приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам представлены не в полном объеме (нарушение требований СП 76.13330.2016, п.4.7; И 1.13-07 "Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам" п.2.1).
Результаты проверки оформлены актом от 18.06.2019 N 76.
Установив данные нарушения, а также то, что строительство указанного объекта осуществляется Министерством обороны Российской Федерации в рамках государственного контракта от 03.05.2018, которым функции и полномочия государственного заказчика: осуществление контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решения во взаимоотношениях с Генподрядчиком, переданы Предприятию (Заказчик), Отделом в отношении Предприятия составлен протокол N 182/2019/47 от 11.07.2019 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения, которого принято постановление от 06.08.2019 N 182/2019/47 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП ПРФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушении установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являются как застройщик, заказчик, так и подрядчик, непосредственно осуществляющий работы по строительству.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи.
В пункте 16 статьи 1 ГрК РФ указано, что застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
В свою очередь, из пункта 22 статьи 1 ГрК РФ следует, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Как определено в частях 1, 4 статьи 53 ГрК РФ, строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ составляются акты освидетельствования указанных работ.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с пунктом 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает, в том числе: проверку совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.
Извещение застройщика или технического заказчика об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства направляется застройщиком или техническим заказчиком после фактического окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий).
Положения Государственного контракта согласуются с Уставом заявителя, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р (с изменениями от 29.06.2011 N 1119-р), в соответствии с которым Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Целью деятельности Предприятия является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства, для достижения которой Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет, в том числе обеспечение проектно-сметной и разрешительной документации в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организацию проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства; контроль за исполнением государственных контрактов на выполнение работ по капитальному строительству и капитальному ремонту (пункт 10, подпункты "в", "д" пункта 11 Устава).
Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства (подпункт "д" пункта 12 Устава).
Предприятие, являясь техническим заказчиком строительства объекта (что подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается), в силу вышеизложенных положений, обязано осуществлять строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации, требованиям технических регламентов и направлять извещение об окончании строительства объекта капитального строительства после фактического окончания строительства и устранения всех нарушений.
Выявленные при проверке нарушения подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства в области строительства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется. В этой связи суд первой инстанции правомерно констатировал доказанность вины Предприятия во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушения процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, что соответствует принципам разумности и соразмерности и не носит чрезмерно карательный характер.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2019 по делу N А42-8533/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8533/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации