г. Чита |
|
31 декабря 2019 г. |
дело N А19-21256/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Верзакова Е.И. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Кобелевой Е.А. апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2019 года по делу N А19-21256/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Ангара" (ОГРН 1058900801552; ИНН 8905034804; 191167, город Санкт-Петербург, Синопская набережная, дом 22а) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194; ИНН 3808170859; 664003, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького, 31) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 22.07.2019 N02-91- 8145/19,
при участии в судебном заседании:
от Министерства лесного комплекса Иркутской области - Фефеловой Н.Д. - представителя по доверенности N 238 от 28.10.2019,
от общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Ангара" - Цветкова Д.В. - представителя по доверенности N 18/12-14Д от 26.12.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Ангара" (далее - заявитель, общество или ООО "Газпромнефть-Ангара") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта планировки с проектом межевания территории для размещения объекта "Автомобильная дорога "Куст 6И" - а/д ВЧНГКМ - Талаканское НГКМ", выраженного в письме от 22.07.2019 N 02-91-8145/19.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства об отказе ООО "Газпромнефть-Ангара" в согласовании проекта планировки с проектом межевания территории, выраженное в письме от 22.07.2019 N 02-91-8145/19, как не соответствующее Лесному кодексу Российской Федерации.
На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, по мотивам, указанным в жалобе.
В частности Министерство отмечает, что в представленном ООО "Газпромнефть-Ангара" проекте планировки с проектом межевания территории информация о границах лесного участка (а именно о перечне лесотаксационных выделов) отсутствовала, Министерством не был согласован проект планировки с проектом межевания территории, что отвечает требованиям пункта 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка).
Кроме того заявитель апелляционной жалобы указывает, что акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 21.06.2019 не свидетельствует о том, что представленная заявителем документация соответствует требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, так как им не устраняется обстоятельство, послужившее поводом для отказа в согласовании представленной документации, а именно не устанавливаются границы и нумерация лесотаксационных выделов лесного участка.
В письменном отзыве от 02.12.2019 N ГПНА19/302-02 на апелляционную жалобу ООО "Газпромнефть-Ангара" выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей общества и Министерства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Газпромнефть-Ангара" осуществляет коммерческую деятельность, связанную с добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, геолого-разведочным, геофизическим и геохимическим работам в области изучения недр.
В силу положений подпунктов 5 и 12 пункта 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года N 155-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции по проектированию лесных участков на землях лесного фонда и предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении проектной документации лесного участка является несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества.
Согласно частям 1-3, 5, 7-9 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.
Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года.
Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
В соответствии с частью 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка является несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
Согласно части 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (далее - Требования к проектной документации).
В соответствии с пунктом 4 Требовании к проектной документации текстовая часть проектной документации должна содержать, в том числе перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Согласно пункту 5 Требований к проектной документации характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных государственного лесного реестра, а также натурного обследования проектируемого лесного участка (при необходимости).
В случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка данным государственного лесного реестра составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 14.07.2017 N 62- мпр утверждена форма проектной документации лесного участка (далее - Форма проектной документации).
Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 14.07.2017 г. 62- мпр также установлено (Примечание 1), что разделы формы проектной документации лесного участка заполняются по мере необходимости в зависимости от видов разрешенного использования лесов.
Согласно указанной форме проектной документации лесного участка (Примечание 3) в случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка (количественных и качественных характеристик, местоположения) данным государственного лесного реестра (либо при отсутствии материалов лесоустройства) составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
Пунктом 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Так, одним из документов, являющихся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (пункт 2.1.3 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496).
Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В связи с тем, что на часть лесного участка отсутствовали сведения о таксации лесов был составлен акт несоответствия данных государственного лесного реестра натуральному обследованию от 28.06.2019, в соответствии с которым, при обследовании уточнены таксационные характеристики насаждений данных лесного реестра в отношении лесных земель общей площадью 217,1035 га, который содержал все необходимые сведения для подготовки проектной документации на лесной участок:
местоположение, площадь лесного участка;
категорию лесов по целевому назначению, расположенных на проектируемом участке;
также по результатам обследования был установлен состав насаждений, класс возраста, бонитет, полнота и общий запас объема древесины.
Игнялинский лицензионный участок, в границах которого расположен спорный лесной участок, предоставлен в пользование ООО "Газпромнефть-Ангара" на основании лицензии на право пользования недрами ИРК 02568 НР.
Отсутствие материалов лесоустройства на часть проектируемого лесного участка не может являться основанием для отказа в утверждении проектной документации, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, часть 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень основания для отказа, в который не входит такое основание, как отсутствие материалов лесоустройства.
Кроме того, из представленного заявителем ответа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 23.09.2019 N АВ-03-47/18361 о рассмотрении обращения ООО "Газпромнефть-Ангара" следует, что по данным государственного лесного реестра на 01.01.2019 на территории Катангского лесничества отсутствуют леса, в отношении которых лесоустройство не проводилось, но согласно лесохозяйственному регламенту Катангского лесничества лесоустроительные работы (наземные) на территории лесничества проводились в 1988 году (403,6 тыс. га), 1989 году (1992,2 тыс. га) и 2006 году (584 тыс. га). На остальной территории (9796 тыс. га) в границах Преображенской и Ербогаченской лесных дач в 1947 и 1954 годах проводилось аэровизуальное обследование, материалы которого отсутствуют.
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" определено, что проектная документация лесного участка должна содержать, в том числе, перечень лесных кварталов, перечень лесотаксационных выделов или их частей, количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка.
Перечисленные сведения могут быть определены только по результатам лесоустроительных работ (таксации лесов).
На основании чего, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) рекомендовало Министерству рассмотреть вопрос о возможности проведения лесоустроительных работ на территории Катангского лесничества.
Вместе с тем, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) указало, что учитывая необходимость проведения поисково-оценочных и разведочных работ, выполняемых в рамках лицензионных требований, в случае отсутствия материалов лесоустройства Рослехоз считает возможным решение указанного вопроса путем проведения специального обследования насаждений с составлением соответствующих документов, являющихся основанием для последующего внесения в государственный лесной реестр в соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, проектная документация на лесной участок, подготовленная ООО "Газпромнефть-Ангара" и представленная на утверждение в Министерство лесного комплекса Иркутской области, содержала все необходимые сведения, предусмотренные Требованиями к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденными Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54, с учетом уточненных таксационных характеристик насаждений данных лесного реестра в отношении лесных земель общей площадью 217,1035 га.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что решение об отказе в согласовании проекта планировки с проектом межевания территории, выраженное в письме Министерства от 22.07.2019 N 02-91-8145/19, не соответствует Лесному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку фактически препятствует заявителю осуществлять деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, геолого-разведочным, геофизическим и геохимическим работам в области изучения недр в Катангском районе, незаконно возлагает на него обязанности не предусмотренные действующим законодательством, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2019 года по делу N А19-21256/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21256/2019
Истец: ООО "Газпромнефть-Ангара"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области