г. Пермь |
|
31 декабря 2019 г. |
Дело N А60-53563/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Крымджановой Д.И.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 66 Федеральной службы исполнения наказаний",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 18 ноября 2019 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-53563/2019
по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 24 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ОГРН 1026601903261, ИНН 6634006902)
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 66 Федеральной службы исполнения наказаний" (ОГРН 1026600860197, ИНН 6610001302)
о взыскании ущерба,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 24 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - ФКУ ИК-24, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 66 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-66, ответчик) о взыскании 11303,61 руб. ущерба, возникшего в результате перерасхода продуктов по норме дополнительного питания лиц, необоснованно включенных в списки осужденных, имеющих право на дополнительное питание за 2018 год, возникшего за период с 18.01.2018 по 18.04.2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой приведены следующие доводы.
Ответчик полагает, что выводы суда не соответствуют материалам дела, исковые требования являются неосновательными, наличие материального ущерба не доказано. Действия истца ответчик расценивает как злоупотребление правом.
Также в дополнении к апелляционной жалобе ответчик ссылается на судебную практику по делам N А60-57926/2018 от 17.01.2019, N А60-7378/2019.
По мнению ответчика, суд не учел, что обязанность утверждения подготовленных работником медсанчасти списков больных осужденных на получение дополнительного питания возложена на начальника учреждения УИС. Судом не установлено наличие всех необходимых условий для взыскания в пользу ФКУ ИК-24 истребуемых сумм в качестве убытков.
С учетом доводов жалобы ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска - отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании предписания ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ГУФСИН) от 28.01.2019 N ВН-3-250 была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ИК-24 за период с 01.01.2018 по 01.01.2019.
В ходе ревизии ФКУ ИК-24 выявлен ряд недостатков, отраженных в Акте от 21.02.2019 документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ИК-24 (далее - Акт).
В пункте 2.5.1 акта ревизии указано: "В нарушение требований приказа Минюста РФ от 26.02.2016 N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другим, применяемых при организации питания..." осужденные, наблюдающиеся по поводу туберкулеза IV группы диспансерного учета, и не имеющих дополнительных заболеваний (дистрофия, язвенная болезнь, авитоминоз, анемия, злокачественные новообразования, ВИЧ-инфекция) неправомерно получали дополнительное питание по норме, предусмотренной подпунктом 2а Приложения N 5 указанного приказа.
Вместе с тем, дополнительное питание по норме, предусмотренной подпунктом 2а Приложения N 5, имеют право получать больные, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу туберкулеза I, II, V групп диспансерного учета, а также лицам, наблюдающимся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета.
Ссылаясь на то, что сумма неправомерного списания продуктов питания с 18.01.2018 по 18.04.2018 составила 11303 руб. 61 коп., ввиду чего, ФКУ ИК-24 был причинен ущерб, истец обратился в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из доказанности вины ФКУЗ МСЧ-66, указав, что неправомерными действиями сотрудников ФКУЗ МСЧ-66 причинен материальный ущерб в размере 11303,61 руб.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы с дополнениями, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками (статья 15 ГК РФ).
Причинно-следственная связь должна быть юридически значимой.
Причинно-следственная связь признается юридически значимой, если поведение причинителя непосредственно вызвало возникновение вреда, обусловило реальную, конкретную возможность наступления вредных последствий.
Отсутствие хотя бы одного из названных условий является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (часть 1 статьи 1064 ГК РФ).
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 ГК РФ, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Предметом и целями деятельности ФКУ ИК-24 являются, в том числе исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 2.1 Устава).
ФКУ ИК-24 УФСИН России по Свердловской области, помимо прочего, осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.
Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" установлен Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
В силу раздела 1 Приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" в учреждениях УИС обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения УИС об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС.
В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков.
Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС. В случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения УИС дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.
Согласно приказу ФСИН России от 01.04.2015 N 315 "Об утверждении устава федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 66 Федеральной службы исполнения наказаний" оказывает медицинскую помощь осужденным в соответствии со статьей 101 УИК РФ, а также требованиями Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 г. N 285 "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающих наказаний в виде лишения свободы".
При этом, пунктом 8 Порядка N 696 установлено, что за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых отвечает начальник учреждения УИС.
Так, начальник учреждения УИС через соответствующие службы учреждения УИС:
- обеспечивает своевременное получение и организацию хранения продовольствия, содержание запасов продовольствия в размерах, установленных Министерством юстиции Российской Федерации;
- обеспечивает содержание в технически исправном состоянии помещений и оборудования столовой (пищеблока) учреждения УИС, складов и хранилищ учреждения УИС, своевременный их ремонт, контроль за работой и санитарным состоянием этих объектов;
- утверждает в соответствии с распорядком дня время приема пищи осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми;
- рассматривает и утверждает раскладки продуктов (приложение N 1 к Порядку).
В свою очередь пунктом 11 Приказа установлено, что медицинский работник медицинского подразделения:
- участвует в разработке режима питания учреждения УИС;
- представляет списки больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания;
- совместно с начальником ОИХО учреждения УИС организует лечебное питание.
При этом Начальник ОИХО учреждения УИС организует правильное применение положений нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС.
Пунктом 48 Порядка установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.
Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой.
Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС (пункт 49 Порядка).
В соответствии с пунктом 52 Порядка при составлении раскладки продуктов учитываются:
- режим питания, установленный для питающихся;
- наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения УИС;
- нормы питания.
Основанием для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС являются данные о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания и раскладка продуктов (пункт 71 Порядка).
Согласно пункту 95 Порядка руководство учреждений УИС организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания.
Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС (пункт 96 Порядка).
В силу пункта 97 Порядка контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований.
Подготовленные работником медсанчасти списки больных на получение дополнительного питания утверждаются начальником учреждения, то есть предоставляемые ответчиком сведения проверяются истцом.
При этом указанная обязанность, в том числе и проверка представленных списков на соответствие нормативным актам, возложена на должностных лиц истца.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в рассматриваемом случае отсутствует спор о диагнозе осужденных, способах его лечения, то есть установление наличия права на получение дополнительного питания выражается в применении конкретной нормы права - примечания 2а Приложения N 5 приказа Минюста РФ от 26.02.2016 N 48.
Доказательств представления медицинским работником соответствующих списков без указания диагноза в материалы дела не представлено.
При отсутствии необходимых сведений начальником учреждения (истца) могли быть запрошены у медицинских работников ответчика дополнительные сведения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что истец не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями именно ответчика и убытками истца.
Кроме того, из представленного акта ревизии от 21.02.2019 не усматривается наличие у истца негативных материальных последствий в виде уменьшения финансирования или применения иных последствий в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.
В акте проверки установлена сумма неправомерного списания продуктов питания, что не подтверждает реальность убытков и их наличие у истца.
Само по себе установление в ходе проверки стоимости неправомерно списанных продуктов питания не свидетельствует о возникновении убытков на стороне казенного учреждения.
Таким образом, истцом не доказано наличие всех необходимых условий для взыскания в его пользу истребуемых сумм в качестве убытков.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушениями норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2019 года по делу N А60-53563/2019 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53563/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 24 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОСП ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 66 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ