г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А21-9635/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32524/2019) ТСЖ "Московский" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2019 по делу N А21-9635/2019 (судья Д.В.Широченко), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению ТСЖ "Московский"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Московский", ОГРН 1093925016470 (далее - заявитель, ТСЖ "Московский", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) N от 18.06.2019 г. о назначении административного наказания по делу N ЖК-4/401/ЦЕН/142, которым товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 04.10.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, товарищество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения заявителя к ответственности, нарушение административным органом процедуры привлечения заявителя к ответственности, просит решение суда отменить, прекратить производство по делу.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 25 марта 2019 года по 19 апреля 2019 года в отношении ТСЖ "Московский" проведена проверка технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, находящихся в управлении ТСЖ "Московский".
ТСЖ "Московский" осуществляет управление многоквартирным домом N 133А - 133Б по Московскому проспекту в г. Калининграде.
По результатам проверки ТСЖ "Московский" представлен договор со специализированной организацией ИП Сташков О.В. от 05.03.2019 и акт проверки вентиляционных каналов от 12.03.2019 многоквартирного дома N 133А - 133Б по Московскому проспекту в г. Калининграде.
По результатам рассмотрения представленных документов установлено, что ТСЖ "Московский" периодичность проверок за 2018 год не соблюдена.
Кроме того, согласно акту проверки вентиляционных каналов от 12.03.2019 специализированной организацией произведена проверка на наличие тяги в квартирах вышеуказанных многоквартирных домов не в полном объеме (доступ предоставлен не во все квартиры).
Согласно акту проверки дымовых и вентиляционных каналов от 12.03.2019 по Московскому проспекту, д. 133А выявлены следующие нарушения:
- в квартирах 51, 17, 26, 28, 27, 30, 29, 44, 50, 54, 10 в вентканал кухни подключена принудительная вентиляция (вытяжка);
- в квартирах 54, 10 нет доступа для проверки тяги в вентканале кухни;
- в квартирах 29, 15, 6, 22 необходимо очистить сетку кухни;
- в квартирах 54, 17 недостаток притока воздуха в вентканале санитарного узла;
- в квартире 23 вентканал санитарного узла отсутствует.
По Московскому проспекту, д. 133Б выявлены следующие нарушения:
- в квартирах N 55, 46, 41, 37, 26, 25, 16, 18, 7, 53 в вентканал кухни подключена принудительная вентиляция (вытяжка);
- в квартирах 18, 53, 37, 26, 25, 52 нет доступа для проверки тяги в вентканале кухни;
- в квартирах 16, 17, 50 необходимо очистить сетку кухни;
- в квартирах 17, 7, 1, 55, 36, 25, 23, 22 необходимо очистить сетку санитарного узла;
- в квартире 40 вентканалы кухни и санитарного узла заклеены;
- в квартире 36 вентканал кухни заклеен.
Таким образом, ТСЖ "Московский" нарушен порядок и периодичность проведения работ по проверке состояния вентиляционных каналов по многоквартирному дому N 133А - 133Б по Московскому проспекту в г. Калининграде.
04.06.2019 г. Министерством составлен протокол об административном правонарушении N ЖК-4/401/ЦЕН/27-пр в отношении ТСЖ "Московский" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
18.06.2019 г. административным органом рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым товарищество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ТСЖ "Московский" не согласившись с вышеуказанным постановлением обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области об его отмене.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3.1 Постановления Пленума от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом (далее - МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.2 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416 (далее - Правила 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
- определение способа оказания услуг и выполнения работ;
- подготовка заданий для исполнителей услуг и работ;
- выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме;
- заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
- заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; (подп. д п.4 Правил 416).
Согласно п. 10 и 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 15 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции многоквартирных домов.
В соответствии с п. 5.5.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы.
Согласно п. 5.7.2 Правил N 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; устранение засоров в каналах.
Пунктом 2.1.1 Правил N 170 предусмотрены плановые осмотры жилых зданий, которые следует проводить в виде общих осмотров, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, и частичных осмотров, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
В соответствии с абз. 4 п. 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, общие осмотры общего имущества многоквартирного дома должны производиться 2 раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
На основании вышеизложенных норм проверка вентиляционных каналов на предмет их надлежащего содержания должна производиться ежегодно в ходе проведения общих осмотров: весной и осенью.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Московский" осуществляет управление многоквартирным домом N 133А-133Б по Московскому проспекту в г. Калининграде.
Из чего следует, что ТСЖ "Московский" обязано принимать меры к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома с соблюдением всех норм и правил.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что товариществом не соблюдена периодичность проверок вентиляционных каналов вышеуказанного многоквартирного дома за 2018 г. Согласно актов проверки дымовых и вентиляционных каналов, товариществом произведена проверка на наличие тяги в квартирах вышеуказанных многоквартирных домов не в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ТСЖ имело возможность и было обязано организовать надлежащую эксплуатацию жилого дома, достаточных доказательств, подтверждающих, что заявителем предпринимались все возможные меры для недопущения нарушения требований законодательства или отсутствия у ТСЖ объективной возможности для выполнения требований законодательства не имеется. В связи с чем Министерство правомерно констатировало в оспариваемом постановлении наличие вины Товарищества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушения процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ, что соответствует принципам разумности и соразмерности и не носит чрезмерно карательный характер.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2019 по делу N А21-9635/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9635/2019
Истец: ТСЖ "Московский"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области